Три части дуги поворота
Можно различать три части поворота, если речь идет о достаточно закругленном повороте; первая треть, непосредственно следующая за участком входа в поворот и почти достигающая направления линии ската; вторая треть, включающая участок пересечения линии ската; и последняя треть, которую будем называть участком выхода из поворота (рис. 129). На каждом из этих участков лыжи испытывают разную нагрузку.
Рис. 129. Составные части траектории полного поворота.
В первой трети действие центробежной силы, выталкивающей лыжника наружу поворота, частично нейтрализуется составляющей силой тяжести, направленной вниз по склону, т. е. внутрь поворота. В результате облегчается сцепление лыжи со снегом и уменьшается риск проскальзывания лыж, а стало быть, и торможения (исключение составляет тот случай, когда при резком начале поворота лыжи разворачиваются поперек движения).
Во второй трети приходится противостоять центробежной силе; вместе с тем чувствуется значительное ускорение вперед, которое помогает удерживать лыжи на дуге поворота. Две причины вызывают это ускорение. Во-первых, возрастающая крутизна спуска в этой части поворота достигает максимума на линии ската (в центре виража). Во-вторых, составляющая силы тяжести действует в направлении, близком к ходу движения.
Совсем другое происходит в последней трети поворота: составляющая силы тяжести добавляет свой эффект к действию центробежной силы и усиливает величину проскальзывания. Эффект торможения от этого проскальзывания тем больший, чем дальше лыжи отклоняются от направления линии ската (т. е. когда спуск становится более пологим, до выхода в траверс). Именно поэтому труднее всего провести без проскальзывания третью часть поворота. Это особенно заметно при плохом состоянии снега (лед, глубокий снег и др.) и в тех случаях, когда необходимо сильнее закруглять повороты. Совершенно очевидно, что при спусках с поворотами, немного отклоняющимися от линии ската, первая и последняя трети поворота практически исчезают и все технические проблемы этих поворотов сводятся, по существу, у проблемам средних третей закругленных поворотов (рис. 130).
Рис. 130. Структура крутых и отлогих сопряженных поворотов.
КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ПЛОСКОЕ ВЕДЕНИЕ ЛЫЖ
Вам по душе свободные спуски расслабившись
В таком случае как можно чаще используйте плоское ведение лыж, особенно на мягком снегу, на пологих и средних склонах, а повороты делайте менее закругленными. Катайтесь в более выпрямленной, чем обычно, стойке и избегайте перегрузок. Подошвы лыж должны почти совсем плоско лежать на снегу, и очень важно держаться при этом в равновесном положении. Только при таком условии вы получите максимум эффекта от центра вращения лыж (см. стр. 78). Благодаря своей форме, распределению гибкости при сгибающих и скручивающих усилиях лыжи будут сами поворачиваться при малейших усилиях и чертить на снегу идеальную дугу, т. е. очень узкую с минимальным торможением. Контролируя это вращение, вы даже будете думать, что управляете своими лыжами с точностью до сантиметра с помощью самых небольших вращающих усилий ногами (см. биомеханический анализ винтового движения в конце книги).
Чтобы избежать случайного зацепления внешними кантами, что может произойти
из-за очень сильного расслабления мышц ступни, держитесь в
небольшом угловом положении (рис. 131).
Рис. 131. Плоское ведение лыж.
Но будьте осторожны: не допускайте чрезмерного наклона внутрь поворота, так
как всякий излишний наклон грозит потерей равновесия и потому
предполагает тормозящее соскальзывание. Не стоит поэтому спускаться
полностью расслабленным, а точно в момент начала поворота
делайте небольшое усилие для преимущественной загрузки в повороте
внешней лыжи, даже если вы предпочитаете узкое ведение и у
вас получаются безупречные дуги при одинаковой загрузке обеих
лыж. Спуски в расслабленном состоянии без напряжения на плоско
поставленных лыжах действительно легче выполняются при узком
ведении. Это объясняется большей экономичностью движений.
Вместе поставленные лыжи испытывают одновременные нагрузки
со стороны микрорельефа склона, в то время как при более широком
положении они воспринимают воздействие раздельно и для ведения
в повороте требуют асимметричного мускульного напряжения.
Контроль за ведением лыж в повороте также требует меньших
мышечных усилий при узком положении (механизм винтового движения).
Используйте в первой трети поворота плоское ведение
В первой трети поворотов сильно закругленных дуг очень часто можно применять плоское ведение. Я объяснил, что силы, действующие на лыжи в этой части поворота, незначительны и не связаны с большой работой на снегу (за исключением очень крутых поворотов, где центробежная сила очень велика с самого начала). На хорошем, гладком снегу вращение лыж в плоском положении в первой трети поворота часто вызывает меньшее торможение, чем скольжение на кантах. Это преимущество можно использовать вплоть до пересечения линии ската, но никак не дальше. И только при очень специфичном состоянии снега (например, влажный, насыщенный водой снег), в котором опора на канты приводит к значительному торможению, имеет больший смысл завершать траекторию поворота на плоско поставленных лыжах, чем кантовать их для узкого ведения с торможением.
На мягком снегу и в отлогих виражах плоско ведите лыжи
Стремясь добиться максимального скольжения в отлогих поворотах на средних и пологих склонах, вы всегда должны осознать, имеет ли смысл вести лыжи плоско- на снегу, допуская небольшое проскальзывание, или же стоит вести лыжи на ребрах, когда затрачиваются усилия на подминание снега, а значит, и возникает торможение. Единственный критерий — лучшее скольжение. Часто необходимо по нескольку раз проходить одни и те же отрезки трассы слалома-гиганта разными способами, чтобы можно было установить, какая же техника лучше отвечает конкретным условиям трассы, состоянию снега, а также индивидуальным особенностям лыжников (ибо редко бывает, чтобы два лыжника в одинаковой степени владели двумя разными видами скольжения). Помимо того, возможны и спуски с грубыми ошибками, вынуждающими лыжников сильно тормозить при неправильно начатом скольжении.
Мне кажется, что на идеально мягком снегу при хорошем скольжении техника ведения на плоско поставленных лыжах может быть улучшена за счет совсем небольшого резаного скольжения на заднике лыжи. При выходе из поворота небольшая опора на кант внешней лыжи в задней стойке при несколько разведенном положении лыж, кажется, не только улучшает скольжение, но и хорошо подготавливает начало следующего поворота путем переноса веса тела на наружную в следующем повороте лыжу. Это движение дает еще больший эффект на спортивных трассах, где в конце виражей встречаются небольшие канавы.
РЕЗАНОЕ ВЕДЕНИЕ В ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКЕ
Когда применять резаное ведение в передней стойке
На стр. 83 я уже объяснял, как надо делать резаное скольжение путем ча-кантовки с наклоном тела вперед и как такое кантование передних частей лыж вовлекает в скольжение по дуге. При этом было замечено, что, несмотря на то что резаное ведение в передней стойке на жестком снегу в большинстве случаев обеспечивает лучшее скольжение по сравнению с плоским, оно может вызвать и определенное торможение, если движение утрированно. Такое торможение связано, безусловно, со скручивающей деформацией передней половины лыж; оно еще более чувствительно в последней трети поворота, когда уменьшается крутизна спуска при переходе с линии ската в положение траверса (рис. 132).
Рис. 132. Ведение лыж в передней стойке.
Резаное ведение с наклоном тела вперед особенно полезно в средней части поворота.
Во время движения в повороте на жестком снегу, когда лыжи приближаются к линии ската, скорость скольжения увеличивается, и если вы до этого момента находились в равновесном положении (равномерная загрузка лыж по длине), то теперь начинаете ощущать, как передняя часть лыж теряет под собой опору. Позднее будет показано, как можно выйти из этого положения, загрузив задники. Но сейчас наша цель иная — изучить технику скольжения в передней стойке. Вы умеете плоско вести лыжи с небольшим угловым положением при относительно одинаковой загрузке обеих лыж. Теперь перенесите большую опору на внешнюю лыжу, наклоните вперед и внутрь колено соответствующей ноги и усильте угловое положение (рис.133).
Рис. 133. Резаное ведение в передней стойке на одной лыже.
Вы заметите, как лыжа начинает резать снег. Силой удерживайте лыжу на ребре во время движения по дуге и, если нужно, больше закантуйте лыжу. Однако следите за тем, чтобы не возрастал наклон тела при завершении поворота, особенно если поворот сильно закруглен. И, наоборот, уменьшайте наклон так, чтобы выйти в нормальное положение в конце поворота при достижении траверса.
При выполнении отлогих поворотов на достаточно крутом склоне может быть очень полезна техника резаного скольжения в передней стойке (рис. 134).
Рис. 134. Резаное ведение на двух лыжах в передней стойке.
В этом случае она создает лучшие условия для хорошего держания лыж на снегу и ощущение надежности вследствие возникающего здесь небольшого торможения кантов. Но это возможно только на не слишком крутом склоне и если вас не «разносит». Если же необходимо больше закруглять повороты, что бывает, например, при все возрастающей скорости спуска, то такая техника ведения поворота может привести к опасным падениям.
Резаное скольжение на внутренней лыже
Обычно резаное ведение на внутренней лыже начинается в последней
трети поворота: лыжник переносит большую опору на внутреннюю
лыжу, увеличивая по отношению к ней наклон тела вперед. Наружная
к повороту лыжа хуже скользит по дуге поворота, отходит от
нее. Тогда лыжник отрывает ее от снега, приставляет к
внутренней лыже, которая уже становится верхней, и сразу
же, используя опору на нее, начинает на ней новый поворот.
Известно, что на канту внутренней лыжи можно выдерживать большие
нагрузки, чем на канту внешней лыжи. Мы не будем говорить
здесь о причинах. Это тем более верно для лыжников с несколько
аркообразной формой ног, а также для тех, у кого именно так
выгибаются ноги при приседании. При этой особенности строения
ног уменьшается закантовка внешней лыжи и увеличивается закантовка
внутренней лыжи. Зная это, вы очень быстро заметите, что многие лыжники в поворотах на жестком снегу отводят в сторону колено внутренней ноги на 20 и более см от колена наружной ноги, а лыжи в это время продолжают скользить рядом. Возможно, они используют резаное скольжение на внутренней лыже, хотя оно и не оправданно в ряде случаев (рис. 135).
Рис. 135. Лыжник с ногами аркообразной формы.
Такой способ резаного ведения в самом деле очень спорен. Я впервые писал о нем в 1963 г. в своей книге «Уметь кататься на лыжах». Во Франции в совершенстве владел этим приемом Франсуа Бонлье. Через год после выхода книги он стал олимпийским чемпионом в слаломе-гиганте. Может быть, именно по этой причине способ резаного скольжения, который тогда называли сцеплением верхней лыжи, получил большое распространение, стал модным у слаломистов. Но я убежден, что значение этого приема преувеличено и что многие молодые лыжники портят свою технику, используя его в каждом повороте и притом очень рано, начиная его в процессе ведения поворота. Надо также отметить, что разведение лыж в стороны, происходящее а последней фазе поворота при зацеплении внутренней лыжи, не должно смешиваться с коньковым шагом или боковым броском.
В чем же преимущества и недостатки такого резаного скольжения?
На особенно жестком снегу, где лыжи держат плохо, некоторые лыжники добиваются меньшего проскаль-зывания в конце поворота, применяя технику резаного скольжения. Однако в последние годы преимущество использования этого способа хорошими слаломистами становится все менее очевидным. Качество лыж настолько улучшилось, что ведущим спортсменам практически не составляет никакого труда держаться на льду. На мой взгляд, способ резаного скольжения имеет три основных недостатка:
1) некоторое торможение в скольжении, возникающее, вне всякого сомнения, вследствие худшей чувствительности ступни, поставленной на внешний рант лыжи;
2) если сразу за поворотом лыжнику предстоит сделать следующий, то ему трудно сделать бросок с одной лыжи на другую, что достаточно просто делается при преимущественной опоре внешней ноги в момент окончания поворота;
3) на очень крутом склоне стремление опереться на внутренюю лыжу приводит часто к тому, что касается снега внешний борт голенища ботинка, а это ведет к падению.
Для слаломиста резаное скольжение на внутренней лыже чревато рядом других неудобств. Оно вызывает привычку систематически наклоняться внутрь для загрузки внутренней лыжи, и как только угол наклона начинает превышать оптимальную величину, то возникает тормозяш.ее проскальзыва-ние лыжи, необходимое для поддержания равновесия. Кроме того, равновесие на внутренней лыже требует тонкого чувства опоры и четкой загрузки носков лыж в момент перенесения опоры с одной лыжи на другую. Перемена загрузки легко дается на склонах средней крутизны при хорошем состоянии снега и становится психологически трудновыполнимой, как только условия трассы ухудшаются. Наконец, окончание поворота с опорой на внутреннюю лыжу выводит в траверс на загруженной верхней лыже, что может дать эффект в ряде случаев, но очень часто приносит и вред.
РЕЗАНОЕ ВЕДЕНИЕ В ЗАДНЕЙ СТОИКЕ
Этот способ ведения дуг в повороте возник не так давно, приблизительно в одно время с появлением техники авальмана. Новая техника предъявила значительные требования к качеству изготовления лыж (см. следующий параграф). И в настоящее время она кажется наиболее действенной на спортивных трассах. Ею пользуются такие виртуозы слаломной техники, как Патрик Руссель и Густаво Тоени. Мы знакомились уже с основами техники этого скольжения (см. стр. 80). А сейчас я постараюсь вам объяснить, когда и как вы должны его применять.
Начало резаного скольжения в повороте с загрузкой задника лыжи
Уже отмечалось, что в первой трети поворота, за исключением разве случаев очень резкого начала движения, у лыж не проявляется тенденции к боковому сносу. Именно по этой причине часто в начале поворота лыжи ведут плоско по снегу. Но если надо сделать очень крутой поворот на склоне большой крутизны, в особенности на трассе слалома или слалома-гиганта, то имеет смысл сильнее закруглить первую треть дуги поворота с тем, чтобы не делать этого к концу поворота, когда значительно труднее сцепить лыжи со снегом.
С самого начала поворота четко загрузите задник внешней лыжи, наклонив колено внутрь, в значительной мере высвобождая от веса внутреннюю лыжу (рис. 136, 137).
Рис. 136. Резаное ведение с загрузкой задника лыжи.
Рис. 137. Резаное ведение по полной дуге поворота с опорой
на задник лыжи.
Преимущественная загрузка наружной лыжи в начале поворота имеет большое значение: задник лыжи при движении так же определяет траекторию дуги, как действие руля движение лодки. Чтобы обеспечить резаное начало движения с опорой на задник лыжи, надо уловить величину оптимального разворота лыжи в первый момент. При малом развороте, как только вы начнете загружать лыжу, она выскользнет из-под вас. Сильно развернутая вначале лыжа вызовет торможение. Если разворот сделан в меру, то вы сейчас же почувствуете, как ускорился спуск в дуге резаного скольжения. Лыжа разворачивается на нужный угол в результате вращающего усилия ноги, сочетаемого с наклоном колена внутрь (это силовое движение ноги — бракаж, о нем много говорилось в других разделах книги). В первой части поворота внутренняя лыжа не дает никакого эффекта, и по этой причине ряд сильнейших горнолыжников систематически отрывают ее от снежной поверхности.
Полное ведение дуги поворота резаным скольжением на заднике лыжи
Если вы начали довольно крутой поворот резаным скольжением на заднике и если это ведение показалось вам особенно эффективным, то попробуйте увеличить угол закантовки лыж за счет наклона колена внешней ноги внутрь, сильнее согните ноги и старайтесь сохранять это резаное скольжение во второй трети поворота и даже при окончании поворота — вплоть до принятия равновесного положения при выходе в последующий траверс. Этот прием исключительно эффективен, ибо скольжение в задней стойке на внешней лыже минимально затормаживает спуск. Однако он доступен не любому лыжнику, во-первых, потому, что здесь требуются большие усилия в положении сильного приседа с угловым изгибом, и, во-вторых, потому, что не обеспечивает постоянного контроля за скоростью движения, как в резаном ведении в передней стойке. Эта техника способствует достижению наивысших результатов в спорте. Преимущества резаного скольжения с загрузкой задника лыжи очевиднее всего на бугристых трассах и склонах с переменным рельефом. Если при резаном скольжении в передней стойке все особенности рельефа сильно ощущаются лыжником, а торможения при натыканиях носков лыж становятся существенными, то резаное скольжение с загрузкой задника лыжи обеспечивает лучшую устойчивость и лучшее скольжение. Совершенное овладение этой техникой заключается в том, чтобы при выходе из поворота достичь равномерной загрузки обеих лыж — необходимое условие для создания опоры в начале следующего поворота.
Резаное скольжение на заднике лыжи в отлогих поворотах
Этот способ ведения уже описывался в главе о совершенствовании техники хороших лыжников. Здесь не возникает никаких особых трудностей за исключением одной: с самого начала поворота следует целиком и устойчиво в поперечном плане загрузить кант задника внешней лыжи. Такая опора обязывает к сознательному смещению туловища в сторону загружаемой лыжи. Этот прием очень трудно сделать при узком ведении лыж, легче в широком ведении и еще легче при исполнении конькового шага (речь идет не о настоящем коньковом шаге, а о боковом броске с одной лыжи на другую). Техника таких поворотов также требует полуширокого и даже широкого ведения лыж, ибо необходимый наклон колена внутрь для создания опоры на задник внешней лыжи невозможно получить при узком положении лыж. Широкое разведение рук в стороны необходимо для балансированного смещения верхней части тела в сторону опорной ноги.
Ж.Жубер