Анализ методов обучения и факторов, влияющих на спуск лыжников
Эта последняя глава книги предназначена далеко не для всех читателей. Нет нужды читать ее тем, кто мне полностью доверяет и следует изложенным здесь советам. Я не уверен, что смогу убедить тех специалистов-тренеров, которые строят систему обучения на иных принципах понимания техники и методики. Однако они по меньшей мере увидят, что группа исследователей Гренобльского университета, которая сложилась в спортивном студенческом клубе при горнолыжной школе, не ограничилась поверхностным подходом к изучению проблем, выдвигаемых практикой горнолыжного спорта, и простым подбором эмпирических рецептов-рекомендаций, а глубоко вникла в эти вопросы и выработала свою общую точку зрения на весь круг проблем в этой области.
Эта глава адресована тем спортсменам, которые жаждут непрерывного прогресса, тем поклонникам горнолыжного спорта, которые хотят все познать, и, наконец, тем преподавателям и тренерам, как профессиональным, так и добровольным, которые стремятся передавать свои знания ученикам. Впрочем, вся книга рассчитана на горнолыжников, поскольку автор непосредственно обращается к исполнителю. Тренер, который захочет стать посредником между книгой и спортсменами, должен обладать определенным запасом знаний и опыта, которые бы позволили ему донести рекомендации до своих слушателей. К сожалению, я не могу на нескольких заключительных страницах полно представить систему обучения, с помощью которой можно было бы готовить преподавателей и тренеров как в технической, так и в методической областях. Такой курс обучения, впрочем, скоро будет преподнесен в Гренобльском университете. После успешного окончания годичного курса специалисты получают университетское удостоверение, дающее право вести обучение, тренировать спортсменов или выполнять административные функции в горнолыжном спорте. Точнее говоря, я коснусь некоторых вопросов, возникающих в практике обучения горнолыжной технике. Что же касается самой техники выполнения приемов, то я попытаюсь только систематизировать накопленные знания, установить существующие между ними связи. Мне кажется, что такой подход наиболее целесообразен. У меня нет здесь возможности углубляться в решение некоторых интересных частных задач, за что заранее приношу извинения!
О ПЕДАГОГИКЕ В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ
В этой книге я не ставил цели дать преподавателям методику обучения. Однако всякий педагог, достойный этого звания, сумеет на основе изложенного выработать специальную программу обучения, учитывающую индивидуальные особенности учеников, тот или иной тип лыжников. Я позволю себе остановиться лишь на некоторых основных проблемах обучения горнолыжников.
Горнолыжные школы в лыжных центрах.
На мой взгляд, обучение в таких школах имеет три крупных недостатка.
Единообразное обучение во всех без исключения школах. Это единственное условие, позволяющее переходить в разные школы и продолжать обучение, существенно препятствует прогрессу. Такая система оправданна при коллективном обучении в лыжных школах. Но следует все больше и больше поощрять тех инструкторов горнолыжного спорта, которые вырабатывают индивидуальный подход к спортсменам и свои методы обучения, занимаются ли они с однородными по составу группами или дают частные уроки.
Лыжники, пришедшие в школу, в частности при так называемом групповом обучении, ставят перед собой различные цели. Поэтому лучше всего сразу же выделить две основные группы: те, для которых главная цель— обучение и совершенствование в технике, и те, кому важно во время катания иметь гида и приятную компанию в лице остальных лыжников, получать моральную поддержку со стороны инструктора.
Огромное количество инструкторов (во Франции их более трех тысяч), их ускоренная подготовка (два сбора по 4—5 недель без повышения общего культурного уровня), быстрое развитие горнолыжной техники и методики обучения в этом еще очень молодом виде спорта затрудняют внедрение в систему обучения новых технических элементов, которые могли бы гарантировать непрерывный прогресс и предупреждать, таким образом, те «революционные» перевороты, которые время от времени происходят в различных школах.
Потерянное время при обучении. Чтобы научиться кататься на лыжах, следует прежде всего кататься, а не стоять и выслушивать лекции инструктора или наблюдать за тем, как спускаются другие начинающие лыжники. Мне кажется, что многие инструкторы не понимают важности этого момента. К тому же обучающиеся сами любят спрашивать и переспрашивать инструктора (чаще всего без толку), подсознательно довольные тем, что не слишком устают. Использование начинающими лыжниками простых подъемников, работа по принципу «манежа» (инструктор наблюдает с середины склона за учениками, которые проделывают кругами один спуск за другим)—два важнейших момента, способствующих эффективности занятий с начинающими лыжниками и занятий со средними и сильными лыжниками при отработке ими определенных технических приемов. Например, при изучении бокового броска, толчкового поворота, годиля нет смысла делать замечания ученику в каждом повороте, особенно если при исполнении появляются новые дефекты в технике. Я хочу процитировать здесь слова моего коллеги, высоко оцененные специалистами во время международного коллоквиума по обучению детей горным лыжам:
«Удачно подобранный подъемник на склоне часто может быть более полезным при обучении, нежели лучший из тренеров».
Так называемые подготовительные упражнения. Вы, наверное, заметили, что в этой книге очень мало упражнений, относящихся к категории подготовительных, или «обучающих». Здесь главным образом преподносятся непосредственно используемые на практике движения. Знающий педагог легко сможет подобрать приемы, отработка которых облегчит усвоение действенных навыков или поможет избавиться от некоторых недостатков. И все же надо быть очень внимательным, ибо время, отданное на изучение подготовительных упражнений, могло быть с большей пользой потрачено на непосредственное изучение самого приема. Эти подготовительные упражнения, исполняемые часто в замедленном темпе, неправильно отражают действительный ритм движения и вызывают более размашистые движения. Иногда их выполнить труднее, нежели сам прием. И вместе с тем нельзя отрицать, что некоторые подготовительные упражнения могут быть использованы с большим эффектом. Например, серии подскоков, подводящие к освоению.
При показе техники исполнения приема возникают две следующие проблемы:
1. Инструктор при демонстрации приемов стремится все время оставаться «элегантным», даже если он выполняет движения перед новичками. В результате завороженные лыжники чувствуют себя беспомощными и выдумывают десятки движений, чтобы сделать хотя бы подобие того, что показал инструктор. А механизм движения может оказаться совершенно иным.
Наш опыт обучения показал, что ученики усваивают приемы куда быстрее, если демонстратор умеет представить технику движения на основе ранее изученных учениками элементов. Тогда отрабатываемый новый прием становится полностью очевидным и обучающиеся могут его быстро понять, почувствовать и легко выполнить.
2. Инструктору часто бывает труднее, чем ученику, правильно выполнить элементарный прием, особенно если это новый прием. Знание сложных технических приемов (более эффективных, более экономичных, а следовательно, и более простых) затрудняет исполнение на основе элементарных движений широкого и узкого ведения, бракажа и винтового движения, упора и поворота на параллельных лыжах. Подготовка инструкторов-горнолыжников до настоящего времени не учитывала этот важный педагогический принцип. Кроме того, инструктор часто судит о том или ином новом приеме по тому, как легко ему удалось его сделать, а не по результатам своих учеников, которые только и должны приниматься во внимание (при условии, разумеется, что прием был правильно преподнесен и в первую.
Инструкторы и преподаватели горнолыжного спорта.
Государственные дипломы, дающие право во Франции вести платное обучение, были утверждены законом в 1948 г. В 1963 г. был издан более общий закон, определяющий, какими должны быть государственные дипломы инструкторов и преподавателей различных спортивных специальностей. В настоящее время разрабатывается сопроводительный текст. Два важных пункта есть в законе от 1963 г.: дипломированные специалисты по спорту должны получать такое же общекультурное образование, как и другие дипломированные специалисты, особое внимание должно уделяться педагогической стороне формирования преподавательских кадров в спорте.
Французская федерация лыжного спорта подготавливает общественные кадры для ведения работы в клубах:
инициаторов (1-й уровень) и инструкторов (2-й уровень). В области спортивной подготовки федерация выдает дипломы; клубных тренеров (1-й уровень) и федеральных тренеров (2-й уровень).
С 1971 г. нэкоторые университеты начали готовить преподавателей физического воспитания и спорта с лыжной специализацией; на подготовку преподавателя отведено четыре года.
В Гренобльском университете выделились три основных направления в подготовке специалистов: обучение, спорт, администрирование. Обучение продолжается в течение одного года. Уровень технического и педагогического образования будет соответствовать званию преподавателя физического воспитания и спорта.
Программа индивидуального обучения. Многие читатели упрекали меня в том, что в своей последней книге я не дал программы обучения с учетом особенностей лыжников. Я стремился исправить этот недостаток. В данной книге, в частности, отдельные разделы предназначены для лыжников, которые могут начать обучаться по этой книге (главы «Обучайтесь...», «Совершенствуйте ...»), а также для лыжников, которые уже умеют кататься или занимаются в различных школах (где обучение различно) и стремятся исправить свои недостатки. Я также отметил моменты, благоприятствующие или, наоборот, неблагоприятствующие овладению техникой в связи с некоторыми особенностями телосложения или физического развития.
Дальше я хочу высказать два соображения:
1. Точная программа эффективна только в том случае, если она безукоризненно отвечает требованиям решаемой задачи. Здесь же надо обучать людей, каждый из которых имеет свои физические и психические особенности, характер, предысторию и собственные цели. Лишь только умный преподаватель, я бы сказал истинный педагог, может во время индивидуальных занятий почти безупречно программировать ход дальнейшего обучения. И еще, пожалуй, чтобы глубоко знать своего ученика (а это необходимо в данном случае), преподавателю придется задать ему уйму вопросов.
2. И, наконец, даже если бы мне удалось установить точные категории типов лыжников, я не рискнул бы тщательно программировать все обучение по многим причинам. Нет ничего скучнее, чем чтение проградлмы обучения. Многие читатели бросили бы эти программы или никогда не усвоили бы основных понятий из-за «слепой привязанности» к тексту. Я же, наоборот, стремился к журналистскому стилю, наиболее простому и увлекательному для чтения. Сознательно повторяя слова, мысли, рисунки, я стремился навязать читателю ряд основных положений, глубоко веря в то, что они всегда будут помогать ему. В дополнение всех аргументов мне хочется еще раз подчеркнуть, что бесполезно и даже, по-моему, бессмысленно предлагать ученикам «жесткую» программу. Главное для прогресса в технике — кататься на лыжах с радостью, непринужденно. Тем не менее я думаю, что организованный, склонный к дисциплине лыжник, который хочет установить для себя индивидуальную программу обучения, найдет в этой книге все необходимое.
ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА ГОРНОЛЫЖНОЙ ШКОЛЫ ГРЕНОБЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Программа предназначена для начального и последующего обучения в горнолыжном спорте; возраст занимающих Это программа сезона 1970/71 г. Каждый год программа перерабатывается в соответствии с наблюдениями, сделанными во время за дущего года. В отличие от представленной здесь схемы полная программа включает еще три рубрикации:
1) вариант для малоодаренных лыжников
2) вариант для способных лыжников
3) подготовительные упражнения
Одаренные и менее одаренные лыжники занимаются в группах вместе. Первые осваивают технику на параллельных лыжах, вторые овладевают техникой спуска в упоре. Первые, очевидно, быстрее переходят с одного курса на другой.
Полную программу можно приобрести в секретариате Лыжного
союза в Сен-Измье.
Главные задачи обучения |
Основные упражвения |
Курс «А» Равновесие в скольжении: |
1. Спуски вниз по склону в широком ведении и низкой стейке, в распрямленном положении. 2. Спуск в скользящем упоре вниз по склону. 3. Медленные повороты переступанием на пологих склонах. 4. Пользование простыми подъемниками для начинающих. |
Курс «В» Остановки (бракажем и бракажем из упора, широкое ведение). Первые повороты большого радиуса |
1. Остановки бракажем в широком ведении, из небольшого скользящего упора 2. Остановки сгибанием бракажем в косом спуске, в широком ведении, из небольшого упора. 3. Повороты большого радиуса полуупором верхней лыжей вначале в положении более выраженного скользящего полуупора. 4. Отлогие повороты за счет наклона колена внутрь, не отклоняясь сильно от линии ската 5. Косые спуски на более крутых склонах, угловое положение |
Курс «С» Совершенствование поворотов большого радиуса. Обучение ритму годиля (с помощью годиля бракажем и годиля бракажем из упора). Обучение поворотам малого и среднего радиуса (за счет бокового отталкивания и бракажа). |
1. Первые наброски годиля сначала бракажем, затем поочередными сгибаниями бракажем с постепенным переходом к разгибаниям бракажем. 2. Большие повороты полуупором верхней лыжей или наклоном колена. Добиваться начала поворота с небольшим упором или без упора и соскальзывания с более узким ведением лыж в угловом положении. 3. Повороты малого и среднего радиуса с предварительным торможением. Торможение полуупором нижней лыжей (сначала длинное, затем короткое); потом вход в поворот полуупором верхней лыжей; далее тоже в широком ведении. 4. Соскальзывания между двумя воткнутыми в снег палками; далее из полуупора нижней лыжей, из бракажа в косом спуске; гирлянды. |
Курс «Д» Совершенствование: годиля с широким ведением, поворотов малого и среднего радиусов (с предповоротом), поворотов большого радиуса. |
1. Подготовка к предповороту. Последовательные торможения в косом спуске полуупором нижней лыжей или бракажем; то же самое с уколом палкой, подскоками, фестон с уколом палкой. 2. Совершенствование довольно крутых поворотов с предповоротом. 3. Введение бокового выталкивания при входе в поворот большого радиуса, толчковые повороты. 4. Совершенствование годиля широким ведением. Использование разгибания бракажем, бокового отталкивания, опоры на палку. 5. Поворот на бугре сгибанием-бракажем с привя-тием группировки. Бракаж выполняется только наружной ногой. |
Курс «Е» Главные задачи курса аналогичны задачам курса «Д» Кроме того, техническое совершенствование позволяет дальше перейти к освоению: —четких закантовок, позволяющих совершать динамичные предповороты, годиль, короткие торможения; — точного ведения дуг поворотов; —техники спусков по трудному снегу (пушистый, тающий, леденистый и др.); —слалом |
Ж.Жубер