Советы горнолыжнику среднего технического уровня. Часть 2
Контролируйте скорость в конце поворота
Многие горнолыжники пытаются контролировать скорость уже в начальной фазе поворота. Для этого они стремятся пересечь линию ската как можно быстрее, вследствие этого теряют равновесие, а иногда даже падают. Важно контролировать скорость в конце поворота (см. рис.). В начальной фазе поворота дайте вашему телу возможность скользить в долину вместе с лыжами (верхний рисунок). Если вы находитесь в равновесной стойке на линии ската, то можете затем закантовать лыжи для резаного завершения поворота. По мере того, как ваши лыжи описывают плавную дугу после пересечения линии ската (средний рисунок), вы должны установить контроль за скоростью, увеличивая закантовку и давление на лыжи (нижний рисунок). В этом случае вам не придется делать отчаянные движения, сбивающие ваш ритм.
Дж. Ваггонер
Не пользуйтесь кантом для торможения
Многие горнолыжники среднего технического уровня при торможении заставляют лыжи проскальзывать боком, повернув их под углом к направлению движения; при этом закантованные лыжи начинают дребезжать. Хотя этот оборонительный прием и снижает скорость, но является грубым, поскольку исключает режущее ведение дуги. Для того, чтобы избавиться от этой привычки, постарайтесь увеличить угол закантовки лыж после пересечения линии ската (см. рис.). Если ваши лыжи буду врезаться кантом в снег в заключительной фазе поворота, вы сможете уменьшить скорость, продолжив поворот за линию ската немного дальше. Овладев этим приемом, вы будете выполнять более плавные и закругленные повороты, с более узким следом, и направление лыж станет совпадать с направлением движения.
В. Вестфельд
Увеличивайте скорость, чтобы потом ее снизить
Горнолыжники среднего технического уровня тратят очень много времени и сил на то, чтобы научиться снижать скорость перед следующим поворотом (см. рис.). Горнолыжники среднего технического уровня обычно применяют грубые, сложные и зачастую неэффективные тормозящие маневры — ставят лыжи по углом к направлению движения, чтобы увеличить трение между ними и снегом (нижний рисунок). Если вместо этого вы научитесь увеличивать скорость в начальной фазе дуги поворота, то снижение скорости в заключительной его фазе произойдет естественным путем, когда лыжи уже будут направлены слегка в гору (верхний рисунок). Скользя по дуге поворота и используя момент движения с пользой для себя, вы сможете снизить скорость с меньшими затратами времени и сил. Когда движение лыж достаточно замедлится, начинайте новый поворот от склона.
В. Вестфельдт
В конце коротких поворотов выполняйте контр вращение верхней частью тела
Чтобы стать хорошим горнолыжником, вы должны обладать быстротой маневра в узких местах. У горнолыжников среднего технического уровня верхняя часть тела зачастую поворачивается вместе с ногами и оказывается как бы «лицом» к лыжам. Так как масса верхней части тела весьма значительна, трудно остановить вращательное движение последней, а в результате снижается скорость движения и повороты перекручиваются. Вы можете справиться с этой проблемой, если представить, что ведете машину по скользкой дороге. Если заднюю часть машины занесло юзом, то реакцией водителя будет вращение рулевого колеса по направлению заноса. Как и в случае с машиной, в конце каждого короткого поворота задники лыж будут проскальзывать вбок. Думайте в этот момент о своем туловище, как о рулевом колесе (см. рис.), и поворачивайте его по направлению проскальзывания задников. Это не только сведет к минимуму боковое проскальзывание и предотвратит перекручивание поворота, но и позволит верхней части тела принимать опережающее положение по отношению к следующему повороту.
Д. Эванс
Сочетайте руление с закантовкой
Чтобы научиться сочетать руление с закантовкой, выполняйте следующее упражнение (см. рис.). На склоне умеренной крутизны начните скользить по линии ската, слегка расставив ноги (два верхних рисунка). Поворачивайте лыжи и нижнюю часть тела к склону, а верхнюю часть тела удерживайте «лицом» в долину (средний рисунок). Когда вы почувствуете, что начинаете проскальзывать боком по линии ската, резко присядьте и отведите колени к склону, сильно закантовывая лыжи (два нижних рисунка). Поупражняйтесь в обе стороны. Постепенно увеличивайте скорость движения по линии ската, перед тем как при помощи руления перейти к боковому проскальзыванию. Научитесь поворачивать таким образом на различных типах склонов. Освоив этот маневр, вы сможете без страха кататься на крутых склонах с большой скоростью, так как в любой момент сможете остановиться.
Дж. Уоррен
Вообразите себя каким-нибудь животным
Посмотрите на трассу, по которой вам придется спускаться. Подумайте, какие качества вам необходимы для того, чтобы пройти ее хорошо. Вспомните, кто из животных обладает этими качествами. Закройте глаза на 15— 30 с и представьте себе это животное в движении. Теперь вообразите, что вы и есть то самое животное, и приступайте к прохождению трассы (см. рис.). Вот, например, образы каких животных подходят для горнолыжника:
— для агрессивности и силы представьте себе льва или тигра, мчащегося по трассе прыжками;
— для легкости и плавности движений вообразите сокола или орла, летящего вниз по склону;
— для выработки устойчивости и чувства рельефа вспомните змею, грациозно извивающуюся вниз по склону.
Эти качества передадутся вам лишь в том случае, если вы поверите в свое перевоплощение.
Б. Тистл, А. Ларсон
Учитесь использовать обратную связь
Обратная связь — это осознание ощущений, возникающих во время спортивного действия — например, катания на горных лыжах. Она является одним из наиболее эффективных способов самостоятельного овладения горнолыжной техникой. Вы сможете лучше использовать обратную связь, если будете создавать специфические условия, позволяющие определить, как вы стоите на лыжах, насколько опираетесь на палки и какой тип поворотов выполняете (см. рис.). Например, для того чтобы определить, как распределяется ваш вес на лыжи, попытайтесь приподнять внутреннюю лыжу, а затем внешнюю. Какие сигналы обратной связи вы при этом получаете? А как обстоит дело с палками — не слишком ли вы от них зависите? Пройдите трассу без палок. Применяете ли вы режущие повороты или проскальзываете вбок на плоских лыжах? Следуйте за другим лыжником, чтобы вынужденно выполнять другой тип поворота, чем обычно. Использование обратной связи позволит вам прогрессировать значительно быстрее.
Дж. Уоррен»
Осваивайте раннюю закантовку
Чтобы освоить раннюю закантовку, выполните следующее упражнение (см. рис.). Закончите поворот как обычно (верхний рисунок) и приготовьтесь к выполнении следующего, поставив верхнюю лыжу в упор, а нижнюю оставляя загруженной (второй рисунок сверху). В это момент начинающие горнолыжники обычно переносят вес на верхнюю лыжу, перемещая тело вверх и над упоровой лыжей. Вместо этого перенесите вес тела по направлению к внутреннему канту упоровой лыжи, одно временно сгибая в колене нижнюю ногу, чтобы разгрузить и подтянуть нижнюю лыжу (третий рисунок сверху) Положение упора очень рано ставит лыжу на кант. При этом центр тяжести остается внутри поворота, что позволяет осуществить давление против наружной лыжи и выполнить резаный поворот вместо проскальзывания. Закончив первый поворот, повторите те же движения в противоположном направлении. Для выполнения упражнения выбирайте ровный широкий склон.
Дж. Уоррен
В трудных условиях первый поворот начинайте из упора
Если вам незнакомы местность или состояние снега (особенно на узких трассах), первый поворот может быть решающим, предопределяющим, как правило, характер всего спуска. В этих условиях для облегчения входа в поворот поставьте верхнюю лыжу в упор (см. рис.). Это приведет тело в движение и позволит вам приспособиться к крутизне склона или состоянию снега, устранив необходимость выполнять параллельный поворот. Вход из упора позволит вам выполнить полностью контролируемый поворот. Благодаря этому вы сможете войти во второй и последующие повороты более рискованно. Итак, запомните: при возникновении трудностей на склоне первый поворот лучше начинать из упора.
Т. Кронталлер
Не метете ли вы задниками лыж?
Многие горнолыжники среднего технического уровня думают, что они выполняют на склоне точные, элегантные, змееподобные повороты. К сожалению, это не всегда так. Если бы они могли видеть себя со стороны, то в действительности эти повороты оказались бы плохо связанными, с проскальзыванием, и метущими в конце поворота задниками лыж (см. рис.). Поворот с проскальзыванием (правый рисунок) возникает в результате слабой закантовки и недостаточного загружения внешней лыжи. Резаный поворот (левый рисунок) получается, когда загружена закантованная внешняя лыжа, а колено подано вперед и к склону.
Дж. Фрай
На косых спусках выбирайте хороший снег
Когда горнолыжники многократно проходят участок косого спуска на крутом склоне, они счищают с него снег в сторону долины и трасса становится неровной и льдистой. Неопытные горнолыжники, боясь крутизны, стремятся прижаться к горной стороне трассы, где, по их мнению, безопаснее. В действительности же мягкий снег, счищенный книзу от трассы, является наиболее безопасным местом для пересечения крутого склона. Вот почему на раскатанных косых спусках выбирайте для мягкого скольжения долинный край трассы (см. рис.).
Т. Липперт
Пораньше меняйте опорную ногу
Хорошие горнолыжники отличаются от горнолыжников среднего технического уровня тем, что очень рано переносят вес тела на внешнюю лыжу нового поворота — практически уже во время завершения предыдущего поворота. Раннее загружение внешней лыжи нового поворота позволяет выполнять плавные резаные дуги поворотов (см. рис.). Чтобы выработать способность пораньше переносить вес тела при входе в поворот, выполните несколько поворотов среднего радиуса, чтобы осознать, в какой момент обычно производится смена опорной ноги. Затем начните выполнять повороты, сознательно перенося каждый раз вес на внешнюю лыжню нового поворота немного раньше, чем обычно. Вы убедитесь, что ваши повороты стали более плавными и эффективными. Раннее перенесение веса на внешнюю лыжу нового поворота не сделает вас сразу хорошим горнолыжником, но значительно улучшит вашу технику.
К. Райман
Г.Салманов