Советы хорошему горнолыжнику. Бугристый склон
На буграх ставьте палку по линии ската
На буграх палка стабилизирует положение верхней части тела в начале каждого поворота, а ноги совершают под ней маятникообразные движения. Чтобы добиться максимальной устойчивости, попробуйте ставить палку следующим образом (см. рис.). Вытяните долинную руку с палкой прямо по линии ската (верхний рисунок). Палку держите так, чтобы кольцо было расположено точно под ручкой. Сначала выполните это движение, стоя на месте, чтобы запомнить правильное ощущение. Когда палка коснется снега (нижний рисунок), продолжайте перемещать руку по линии ската, а не впереди тела Дайте возможность бедрам и верхней части тела следовать за палкой к линии ската.
В. Вестфельдт
Выводите палку вперед движением кисти
Часто причиной потери равновесия на буграх является неправильная работа палками. Характерны следующие две ошибки:
1) горнолыжник тянется рукой слишком далеко вперед для постановки палки;
2) рука проходит слишком далеко за корпус после постановки палки.
В обоих случаях чрезмерное движение руками провоцирует закручивание верхней части тела.
Когда вы будете кататься по буграм, сосредоточьте внимание на руках (см. рис.) - держите их несколько выше и шире, чем обычно (верхний рисунок). Не тянитесь рукой вперед для постановки палки а просто качните ее вперед кистью (средний рисунок). После постановки палки выполните обратное движение кистью и выбросите руку вперед (нижний рисунок). Экономная работа палками поможет сохранять стабильное положение верхней части тела, движущейся строго вперед по линии ската.
Б. Баулин
На буграх ставьте палку, как восклицательный знак
Чтобы успешно кататься на бугристом склоне, необходимо выполнять непрерывные плавные движения. Любое ваше замешательство приведет к возникновению пауз между поворотами и конечном счете — к неприятностям. Помните, что повороты, особенно на буграх, начинаются с постановки палки. При этом представьте, что вы ставите на снегу восклицательные знаки, способствующие началу поворота (см. рис.). Не позволяйте рукам прекращать движение, иначе бугры вас накажут.
С. Кэмпбелл
Развивайте «чувство палки» для улучшения закантовки
Для эффективного пользования палками на буграх развивайте «чувство палки», словно она является продолжением вашей руки (см. рис.). Вы должны научиться чувствовать, где находится острие палки в данный момент так, словно нервные волокна переходят из руки в палку. Когда «чувство палки» будет у вас развито, постарайтесь, чтобы каждая ее постановка на снег (верхний рисунок) сопровождалась немедленной перекантовкой лыж (нижний рисунок). Облегчение лыж посредством распрямления после постановки палки замените просто перекантовкой. Для этого отведите колени через лыжи в направлении нового поворота — теперь вы быстрее войдете в него.
С. Кэмпбелл
На буграх постарайтесь хорошо выполнить первый поворот
Приходилось ли вам, спускаясь по бугристому склону, терять контроль и вынужденно останавливаться после нескольких поворотов? Весьма вероятно, что трудности возникли у вас уже при первом повороте, и это помешало с самого начала установить хороший ритм. В следующий раз, оказавшись на бугристом склоне, выполняйте первый поворот из довольно крутого косого спуска (см. рис.) по направлению к склону, то есть от линии ската (левый рисунок). Следующий поворот от склона, то есть к линии ската, начинайте у бугра (средний рисунок). Сосредоточьте внимание на том, чтобы удержать верхнюю часть тела «лицом» в долину и использовать для поворота только колени (правый рисунок). Выполняйте серию ритмичных поворотов и старайтесь, чтобы верхняя часть тела перемещалась строго вниз по линии ската.
Б. Баулин
При изменении рельефа местности сделайте полуповорот
На протяженной трассе, особенно если она бугристая, на участке с неизменным характером рельефа следует выполнять ритмичные повороты. Если затем склон станет круче или линия ската изменит направление, необходимо приспособиться к изменению рельефа и соответственно изменить характер или ритм выполнения поворотов. Если вы этого не сделаете, то будете бороться за сохранение равновесия. Каждый раз, когда изменяется крутизна склона или направление линии ската, выполняйте полуповорот (см. рис.). По окончании последнего в серии поворота на участке
трассы с неизменным характером рельефа (верхний рисунок) выполните полуповорот до линии ската — например, направо, если линия ската изогнулась влево (средний рисунок). Достигнув линии ската, поверните налево (нижний рисунок) и следуйте в новом направлении, где потребуется изменить ритм выполнения поворотов. Для того чтобы попрактиковаться в освоении полуповоротов, выполните несколько таких поворотов подряд из косого спуска в одном направлении, а затем в другом.
В. Вестфельдт
Соблюдайте правило «низкого потолка»
Многие горнолыжники для облегчения лыж при входе в поворот применяют разгибание. На гладких склонах этот технический прием достаточно оправдан, однако на бугристом склоне он может привести к тому, что лыжника подбросит в воздух на вершине бугра, и он врежется лыжами в следующий бугор. Чтобы лыжи сохраняли на буграх необходимый контакт со снегом, вообразите, что вы едете по туннелю, потолок которого проходит прямо у вас над головой. Представьте себе, что вы ударитесь головой об этот потолок, если распрямитесь на вершине бугра (см. рис.). Приближаясь к бугру (правый рисунок) , попытайтесь «поглотить» его сгибанием ног (средний рисунок). Затем разогните ноги (левый рисунок) во время поворота, чтобы лыжи не потеряли контакт со снегом.
Б. Баулин
На буграх катайтесь в высокой стойке
Существуют два мнения специалистов относительно стойки горнолыжника на бугристом склоне (см. рис.). Одни рекомендуют низкую стойку (1). В такой стойке горнолыжник, испытывая на буграх сильное сдавливание, не может амортизировать удар. Другие рекомендуют высокую стойку (2). В этом случае возможно поглощение ударов, возникающих при прохождении бугров, за счет сгибания ног. Итак, каждый поворот на буграх начинайте в высокой стойке.
Дж. Ваггонер
На буграх опережайте лыжи
Когда вы съезжаете с бугра, лыжи едут с большим ускорением, чем на гладком склоне. Если вы не будете предвидеть это ускорение, то сядете на задники лыж. Катаясь на буграх, как бы соревнуйтесь со своими лыжами (см. рис.). Для того чтобы тело перемещалось из точки А в точку В быстрее, чем лыжи, наклоните туловище вниз по склону по направлению к месту завершения поворота (точка В). Теперь лыжи плоско станут на снегу и будут двигаться с ускорением, чтобы догнать вас, а не вы будете пытаться догнать их.
М. 0'Коннор
Учитесь восстанавливать равновесие на бугристом склоне
Восстановить равновесие на бугристом склоне очень трудно (см. рис.). Если вы не «поглотите» бугор надлежащим образом, то можете оказаться сидящим на задниках лыж и станете скользить с ускорением в ложбину между буграми (верхний рисунок). Естественной реакцией будет желание траверсировать для выхода из создавшегося положения, но это только ухудшит его. Вместо этого встаньте на лыжи (второй рисунок сверху) и направьте их вниз по склону (третий рисунок сверху). Это вселяет страх, но является лучшим способом восстановления равновесия. Восстановив его, вы можете выполнить резкий поворот, добавив надежную постановку палки (второй рисунок снизу). Постановка палки обеспечит возникновение вращающей силы и контроль над скоростью. Продолжайте спуск (нижний рисунок), направив лыжи в долину.
М. Чеикен
Г.Салманов