Что нужно знать начинающему спортсмену
Ворота и их сочетания на слаломной трассе
Ворота — это два древка одинакового цвета, поставленные в снег (см. рис.). Между ними проходит воображаемая линия (2), которую должны пересечь стопы. Существует два типа ворот. Если два древка поставлены перпендикулярно линии ската, они образуют «открытые» ворота (1), если же параллельно линии ската, — «закрытые» ворота (3). Закрытые ворота разрешается проходить с любой стороны, но всегда один из вариантов будет оптимальным. Часто на трассе ставят сочетания ворот. Так, двое закрытых ворот, поставленных на расстоянии около 1 м друг от друга, образуют «шпильку» (4). Трое или более закрытых ворот, поставленных приблизительно на одной линии, образуют «змейку» (5). Эти сочетания вам следует запомнить. Как вы будете проходить «шпильку» или «змейку», зависит от того, где поставлены следующие ворота. Если трасса хорошо поставлена, «шпильки» и «змейки» будут находиться на более пологих участках или на переходах от крутых участков к пологим. Любой хороший постановщик трасс начнет, по крайней мере, с трех легких ворот от старта, чтобы спортсмен установил необходимый ритм прохождения остальной части трассы. Трасса должна заканчиваться также тремя довольно простыми воротами, поставленными без резких поворотов.
Ф. и С. Мейр
Характерные элементы слаломной трассы клубного уровня
Помимо старта (см. рис.) (1) и финиша (6) любая клубная трасса имеет несколько характерных элементов: обязательно крутой участок (2) и по крайней мере один пологий (5). Обязательны также два типа переходов. Для неопытного спортсмена эти переходы могут оказаться ловушкой, снижающей скорость. Первый переход — от коротких поворотов, приближенных к линии ската, к растянутому повороту (3), который уведет далеко от линии ската. Вторая ловушка является полной противоположностью предыдущей. Это переход от растянутых поворотов, которые уводят вас поперек склона, к коротким поворотам (4), ведущим прямо вниз по склону.
С. Кэмпбелл
Подготовка к прохождению трассы на тренировках и перед соревнованием
Сидя в кресле подъемника перед тренировкой, закройте глаза, положите руки на колени и сосредоточьтесь на расслаблении мышц: сначала одной ноги, потом другой, затем брюшного пресса, спины, груди, рук, шеи и лица. Побудьте в расслабленном состоянии несколько минут. Затем, не открывая глаза, представьте, что выполняете повороты на трассе. Мысленно пройдите всю трассу. Теперь на тренировке вы будете готовы к хорошему ее прохождению.
О. Чуди
Обратите внимание на положение внутренней руки
Когда у вас будет возможность понаблюдать за спортсменом высокого класса во время соревнования, обратите внимание на положение его внутренней руки, то есть ближайшей к флагу (см. рис.). Если скорость небольшая и повороты крутые, спортсмен ведет внутреннюю руку в относительно высоком положении (нижний рисунок). Это позволяет ему закантовать лыжи, используя ангуляцию колена, и выполнять более быстрые движения для входа в следующий поворот. С увеличением скорости и радиуса поворотов большинство спортсменов начинают вести внутреннюю руку в более низком положении (верхний рисунок). В этом случае для закантовки используется ангуляция бедра. Во время произвольного катания или на соревновании используйте этот технический прием.
С. Энген
Во время прохождения трассы не прижимайтесь к древку
При прохождении ворот на соревновании не ведите лыжи слишком близко к древку. Держите их на достаточном удалении от древка, чтобы можно было, направив верхнюю часть тела внутрь поворота, принять положение ангуляции, необходимое для закантовки лыж (см. рис.).
Т. Картер
Наиболее распространенная ошибка начинающего спортсмена при прохождении ворот
Очень часто начинающие спортсмены неправильно выбирают линию прохождения ворот (см. рис.): едут прямо на них и затем поворачивают (верхний рисунок). Это заставляет лыжи проскальзывать боком и значительно снижает скорость. Кроме того, спортсмен оказывается расположенным слишком низко на склоне для правильного прохождения следующих ворот, поэтому вновь едет прямо на древко и портит и этот поворот. След, оставленный спортсменом, напоминает латинскую букву «L». А теперь давайте пройдем трассу правильно. Для этого следует рано переносить вес тела на внешнюю лыжу следующего поворота и начинать поворот намного выше ворот. До того как вы пройдете древко, поворот должен быть выполнен на две трети. Теперь ваш след закруглен и напоминает латинскую букву «S» (нижний рисунок), а ваше положение оптимально для выполнения следующего поворота.
Б. Кеннинг
Боковой бросок при прохождении ворот
Сравните традиционный вход в поворот (см. левый рис.) с боковым броском (правый рисунок). Боковой бросок помогает увеличить скорость при выходе из поворота, а также радиус следующего поворота. Бросок выполняйте не строго вбок, а вперед по диагонали. Начиная переносить вес тела на горную лыжу, вы должны почувствовать, как давление, оказываемое на стопу долинной ноги, перемещается в сторону плюсны. Ни в коем случае не допускайте, чтобы при этом движении давление сосредоточивалось на пятке. В начале поворота подайте колени вперед и к склону, чтобы канты врезались в снег. В средней части поворота слегка переместите вес тела так, чтобы давление распределялось равномерно по всей ступне. Когда лыжи пересекут линию ската, вы должны сосредоточить давление на пятке: это сообщит вам некоторое ускорение и облегчит вход в следующий поворот.
О. Чуди
Два варианта старта
Прежде всего, правильно расположитесь в стартовых воротах. Держите ноги на расстоянии 15—20 см от стартовой палочки, чтобы случайно не толкнуть ее раньше времени. Твердо поставьте палки перед стартовой палочкой, но не слишком далеко (чтобы руки не были полностью выпрямлены); кисти держите довольно близко друг к другу. Поскольку у вас еще нет достаточного опыта, вам необходим старт выталкиванием (см. рис.). Перемещайте вперед верхнюю часть тела, отбросив руки прямо назад с резким движением кистей. Туловище должно прийти в движение прежде, чем голени отведут стартовую палочку (верхний рисунок). Старт прыжком даст преимущество только в том случае, если вы владеете им в совершенстве. Исходное положение то же, что и при старте выталкиванием. После команды «Марш!» перенесите вес тела на палки, наклонившись вперед. Затем сделайте мах назад одной ногой, а затем другой (нижний рисунок). Когда вы устремитесь из стартовых ворот, ваши ноги должны выполнить захлестывающее движение по стартовой палочке, резко отбросив ее.
С. Кэмпбелл
Правило выполнения растянутых поворотов
Одно из основных тактических правил для начинающего спортсмена — входить в поворот высоко над воротами, которые нужно пройти. Это необходимо для того, чтобы в основном заканчивать поворот в момент огибания внутреннего древка ворот. Но как высоко следует начинать поворот? Правило не дает четкого ответа на вопрос, и в этом его недостаток. Мы предлагаем другое правило, обеспечивающее выполнение данного требования. Обогнув древко, спортсмен должен начинать поворот в тот момент, когда лыжи будут нацелены на внешнее древко следующих ворот, требующих растянутого поворота (см. рис.). Для освоения этого правила можно (в учебных целях) поставить на снегу метку выше внутреннего древка на линии ската, проходящей через это древко. Спортсмен должен выполнять поворот вокруг метки, начиная его, как только носки лыж пересекут линию ската, обозначенную меткой и древком ворот. При переходе от растянутых поворотов к коротким следует предвидеть изменение темпа, еще когда вы находитесь в предпоследних воротах, требующих растянутого поворота. Не обращайте внимания на внешнее древко последних широко поставленных ворот и нацельте лыжи внутрь 1/3 их ширины от внутреннего древка (о выполнении коротких поворотов см. ниже), как будто эти ворота являются частью приближающейся «шпильки» или «змейки».
Ф. и С. Мейр, Дж. Фрай
Ошибки при выполнении растянутых поворотов
Расстановка ворот, изображенная на рисунке, очень проста, но и в этом случае возможны ошибки при выполнении растянутых поворотов. Одна из них заключается в том, что горнолыжник выходит из верхних ворот и не нацеливает лыжи на внешнее древко следующих ворот (верхний рисунок). Вместо того чтобы рулить вокруг метки, он начинает поворот с ее внутренней стороны и в результате проходит следующие ворота, не закончив полностью поворот. Он не сможет нацелить правильно лыжи без сильного бокового проскальзывания, снижающего скорость.
Горнолыжнику не хватает хорошей техники (средний рисунок). Здесь отсутствует четкое движение вверх-вниз во время поворота. В подготовительной фазе тело не сдавливается, поэтому трамплинный эффект, бросающий горнолыжника в следующий поворот, отсутствует. Это отсутствие динамичности является результатом слабой закантовки внешней лыжи, которая имеет тенденцию к сильному проскальзыванию при выполнении поворота вокруг метки. Он не смог повернуть точно у метки и поэтому широко обходит внутреннее древко.
На нижнем рисунке сплошными линиями обозначены неправильные траектории, а пунктиром — правильная.
Ф. и С. Мейр, Дж. Фрай
Правило выполнения коротких поворотов
Короткие, более быстрые повороты образуются, когда внутренние древки каждых открытых ворот поставлены ближе к линии ската вниз по склону или же при прохождении серии закрытых ворот. Для выполнения коротких поворотов необходимо изменить тактику (см. рис.). Спортсмен должен нацеливать лыжи внутрь 1/3 ширины ворот, отмеренной от внутреннего древка (левый рисунок). Для серии закрытых ворот (в учебных целях) рекомендуется поставить вспомогательные древки под углом (правый рисунок). Это заставит его поворачивать близко к древку, почти не изменяя направление в поперечном отношении, При переходе от коротких поворотов к растянутым спортсмен должен предвидеть предстоящую перемену и в последних воротах «шпильки» или «змейки» не нацеливать лыжи близко к внутреннему древку. Вместо этого представьте, что в данных воротах внешнее древко поставлено так, как будто это широко расставленные ворота, и нацельте, на него лыжи.
Ф. и С. Мейр, Дж. Фрай
Ошибки при выполнении коротких поворотов
Приведем два характерных примера неправильного выполнения коротких поворотов на трассе слалома-гиганта или слалома, когда горнолыжник не выполняет правило нахождения оптимальной траектории (см. рис.).
При прохождении серии ворот (левый рисунок) лыжи спортсмена нацелены на внешнее древко (не показано на рисунке) следующих ворот, а не внутрь 1/3 их ширины, как это должно быть. В результате он выполняет поворот снаружи учебной метки, проходя значительно больший путь, чем следовало бы. Отсутствие движения вверх-вниз порождает множество проблем. Спортсмен не может загрузить переднюю часть лыж, и в результате отсутствия закантовки его лыжи проскальзывают боком. Вследствие этого он не может следовать по оптимальной траектории вниз по трассе.
Горнолыжник, проходящий «шпильку» (правый рисунок), не смог удержать лыжи направленными в долину. Широкие повороты и проскальзывание у каждого древка не только снижают его скорость, но и заставляют выполнять каждый последующий поворот все ниже и ниже. Когда он достигнет последних ворот «шпильки», то не сможет обогнуть древко. Запомните, что при прохождении «шпильки» нужно нацеливать лыжи на участок около внутреннего древка, а при прохождении закрытых ворот — на верхнее древко.
Ф. и С. Мейр, Дж. Фрай
Остановите хронометр на финише как можно раньше
При приближении к последним воротам смотрите вперед. Не начинайте поворачивать у финишной линии, как это делают многие начинающие спортсмены, — проезжайте прямо через финиш и далее. Если вы изучили финишную линию заранее, то точно знаете, где и как высоко над снежным покровом располагается световой луч. Вы не сможете прервать луч лыжной палкой или даже носком лыжи. Но вы можете выиграть несколько сотых долей секунды, если вытолкнете вперед одну ногу для пересечения финиша на мгновение раньше (см. рис.).
С. Кэмпбелл
Г.Салманов