Тяжелый снег
Тяжелый снег. Само по себе это слово порождает ужасные картины для большинства лыжников. Оно звучит также, как выглядит: противный и гадкий снег. Но что это в точности такое? Лыжники назовут вам кучу слов для описания подобных состояний снега: каток, каша, кисель, заструги, целина с проваливающейся коркой, бугры с кашей, смерзшиеся комки, ровно заметенные свежим снегом бугры. Тяжелый снег - это общий термин для всех этих состояний. Это не один конкретный вид снега, это много разных его видов, и попытки кататься по ним одним способом не приводят к успеху.
Первым шагом к освоению катания по такому снегу является понимание того, откуда он берется, как изменяется, и что происходит с ним со временем. Тяжелый снег начинает свою историю как свежевыпавший целинный. В большинстве регионов целина не сохраняется достаточно долго. Лыжники и сноубордеры спускаются по своим любимым маршрутам в первый раз, а потом во второй, в третий... Некоторые трассы так хорошо спланированы, что целину утрамбовывают в плотный снег. Обычно эти трассы еще и обрабатываются машинами с интервалом в несколько дней. А вот на трассах, где ни машины, ни лыжники не трамбуют целину, и рождается тяжелый снег.
Тяжелый снег - это переходный снег. Все начинается с порезанной на кусочки целины, а потом становится гладким и твердым покрытием, или же снова покрывается свежевыпавшим снегом. Тяжелый снег изменчив; он меняется в зависимости от времени, температуры, солнечного света, высоты и влажности. Каждый из этих факторов влияет на то, как надо спускаться по снегу определенного вида, и потому название для рассматриваемой нами технике простое - это гибкость. Тяжелый снег сложен для катания потому, что это не целина, но это и не твердое покрытие. Нельзя использовать целинную технику или технику для жесткого покрытия на таком снегу. Вам придется смешивать разные типы навыков.
Но и этой смеси для твердого покрытия и целины недостаточно, потому что снег переменчив. Надо научиться читать состояние снега по внешнему виду и ощущениям, чтобы каждый раз применять свои навыки эффективно. Снег может пройти множество фаз на пути к твердому состоянию. Способность опознавать разные типы снега и причины их появления поможет вам в понимании техники, изложенной в данной главе.
Свежевыпавший целинный снег стремится заполнять следы лыж, оставляя место для очередного лыжника. Мокрый целинный снег, с другой стороны, может привести к появлению тяжелого снега, поскольку следы лыж как бы укореняются на нем. Это приводит к смешению двух типов снега - плотная целина вокруг следов, и укатанный снег в пределах следа от лыж.
Другая типовая ситуация - раскатанная целина, которая подвергалась нагреву прямыми лучами солнца, или при повышении температуры воздуха. При нагревании целина слеживается и становится более плотной и мокрой. Эта плотность затрудняет руление лыжами, и мешает вносить небольшие коррективы в последнюю долю секунды, после того как лыжи погрузились в снег. Наличие воды делает такой снег липким и медленным.
Частный противный случай тяжелого снега - относительно мокрая целина, которая ночью замерзла до твердого (или почти твердого) состояния. Иногда такой снег зовут "коралловым рифом". Он может быть твердым как камень, и полон борозд, мешающих движению лыж, или же находиться в наполовину твердом состоянии, когда лыжи освобождаются ровно настолько, чтобы тут же заблокироваться на том направлении, куда они сейчас указывают.
Еще один тип тяжелого снега содержит слои ледяной корки. Этот снег часто играет злые шутки над лыжником. Иногда некоторые слои не удается пробить, и вы можете ехать по ним, как по твердому покрытию. Ломкие слои коварны, поскольку лыжи могут провалиться под них в более мягкий снег, и будут там заблокированы. Ломкость также может меняться день ото дня, и от одного склона к другому, затрудняя оценку усилий, которые потребуются для проламывания очередного участка.
Идеал
Если говорить кратко, эксперт должен использовать на тяжелом снегу некую смесь целинной техники и техники для твердого покрытия. Конкретные пропорции будут зависеть от того, похож ли снег больше на целину или на укатанный склон. Кроме того техника будет меняться, когда снег становится мягче или жестке. Но техника катания по тяжелому снегу не так проста, как кажется. Есть дополнительные факторы, о которых следует знать.
Три основные характеристики отличают рассматриваемый снег от целины или твердого покрытия: постоянство плотности, слои ледяной корки и поверхность с разной способностью ломаться под лыжами, а также нерегулярность поверхности. Эти элементы создают следующие условия для ошибок: нельзя рулить лыжами, как только они погрузились ниже поверхности, трудно прогнуть лыжи для выполнения резаного поворота, поведение лыж непредсказуемо из-за нерегулярности поверхности. Преодолеть это сопротивление снега можно, если освободить лыжи из снежного капкана, активно прогибать лыжи независимо от "прошибаемости" снега, а также поддерживать сбалансированную стойку, чтобы лучше реагировать на неожиданные изменения и нерегулярности поверхности.
Хорошие лыжники умеют вынести себя наверх из тяжелого снега, или по крайней мере ближе к поверхности, где снег не такой плотный. Освобождение лыж из снега позволяет направить обе лыжи в нужную сторону в переходной фазе поворота, как это обычно делается на целине. Чтобы добиться вертикального выхода из снега в начале поворота, нужно сочетание отдачи от лыж со сгибанием и разгибанием ног. Это дает возможность "выпрыгнуть" из тяжелого снега.
Чтобы добиться отдачи от лыж, нужно прогнуть их в резаном повороте. Метод аналогичен применяемому в целине, но снег не всегда будет столь же податлив. Тяжелый снег может слежаться в твердую массу, быть покрытым коркой льда, а также может быть просто мокрым и плотным. Эти свойства делают прогибание лыжи в четкую дугу очень сложным процессом. Чтобы хорошо кататься по такому снегу, используются взрывные движения, которые буквально вколачивают лыжи глубоко в снег, где есть достаточно места, чтобы прогнуть их. В другой ситуации вы наоборот должны загружать лыжи аккуратно, чтобы прогнуть их, и не проломить одновременно корку, лежащую ниже. В дополнение к высвобождению лыж на начальной фазе и их сгибанию нужно все время поддерживать хорошую стойку, чтобы приспособиться, когда снег станет жестче, мягче, быстрее, медленнее, более гладким или более грубым. Катание по такому снегу - как плавание на яхте по бурному морю, стоит потерять сбалансированную стойку, как вас тут же перевернет через борт.
В очень тяжелом снегу иногда нужно "взрывное" освобождение лыж из снега, чтобы легко развернуть их перед началом очередного поворота.
В снегу, который ломается по-разному, или очень плотном снегу, иногда важно сочетание отдачи от обеих лыж с гипертрофированным сгибанием-разгибанием. Это убивает двух зайцев: освобождает лыжи из снега, облегчая начало поворота, и активно загружает их в момент приземления, проламывая корку, и позволяя глубже погрузить лыжи в снег, прогибая их для выполнения резаного поворота.
Общие проблемы, сводящие с ума лыжников
Посмотрим, что происходит, когда вы катаетесь по нерегулярному снегу так, как делаете это по жесткому покрытию, или как по целине.
Эксперт по жестким трассам сталкивается на тяжелом снегу с двумя недостатками. Такие лыжники используют значительное доминирование наружной лыжи для ее прогибания, а также пытаются выполнять правный переход между поворотами путем переноса бедер над лыжами в направлении центра нового поворота. Эффект активной загрузки наружной лыжи будет таким же, как на целине, только проявится он еще хуже. Обе лыжи разъедутся, наружная лыжа погрузится в снег, тогда как внутренняя будет скользить по относительно твердой корке на поверхности, и станет двигаться неустойчиво. Погруженная в тяжелый снег лыжа заблокируется и застрянет. Снег под внутренней лыжей достаточно мягкий для ее прогибания, но недостаточно - чтобы рулить ею. Излишнее доминирование внешней лыжи в нерегулярном снегу часто приводит к необратимому разъезжанию носков лыж по своим траекториям в разном направлении.
Катание по корке с использованием целинной техники в большинстве случаев более удачный вариант, чем техника для жесткого покрытия. Однако такая техника все еще оставляет возможность для ошибок. Целинный стиль катания означает использование обеих ног почти как близнецов, и выраженный цикл сгибания-разгибания нижней части тела, либо легкого раскачивания. Но эта смесь приемов обычно слишком слаба для корки.
Одновременные движения ногами предотвращает разъезжание лыж. Но при такой технике обе лыжи будут двигаться по поверхности покрытого коркой снега. Это то самое, что вам нужно на целине, но на нерегулярном снегу это вызовет проблемы. Плавное ритмичное сгибание-разгибание ног как на целине обычно недостаточно активно для корки, где нужно погрузить лыжи несколько глубже, чтобы вообще прогнуть их. При использовании чисто целинной техники ваши лыжи скользят по поверхности, где они сталкиваются с разного рода неровностями корки. Таким образом лыжи никогда не прогибаются в четкую дугу, необходимую для резаного поворота. Когда вы осторожны на таком снегу, вы лишь частично прогибаете свои лыжи, и этого бывает недостаточно для завершения поворотов и контроля скорости. Помните, что корка, как и целина, затрудняет руление. Вы не можете сбросить пятки в сторону в конце поворота, чтобы слегка притормозить. Вы просто вынуждены прогибать лыжи и выполнять резаный поворот. Нет прогиба - нет резаного поворота - нет контроля скорости, нет уверенного и красивого спуска.
На таком тяжелом снегу многие лыжники обнаруживают, что лыжи не отвечают на команды, которые мозг и тело посылают им. Плотный снег и ломкая корка могут действовать как клей, который лепится к вашим лыжам и удерживает их в том положении, где они оказались. Как только лыжи застряли, становится трудно вносить мелкие коррективы в поворот, какие вы обычно делаете на твердом покрытии или в прощающей целине. Следующий раздел предлагает вам решение этой проблемы.
Устранение проблем напуганного коркой лыжника
В мире лыжного эскстрима нерегулярный снег является видимо наиболее тяжелым в физическом отношении вариантом - даже если вы делаете все верно. Даже эксперты порой терпят тут неудачи. Некоторые лыжники могут красиво спускаться по ужасающему снегу, но будут выглядеть коряво на другом типе тяжелого снега. Некоторые даже ищут такого снега, который дает им вызов, вряд ли возможный где-либо еще в горах. Не забывайте давать себе передышку в битве с тяжелым снегом. Многие никогда не достигнут вершины мастерства в этих условиях. Цель в том, чтобы побеждать чаще, чем проигрывать.
Чтобы начать осваивать тяжелый снег, думайте о каждом повороте как об эксперименте. Поскольку есть много способов спуска по тяжелому снегу, вы никогда не узнаете, какой именно набор навыков сработает на данном склоне, если не попробуете сами. С каждым поворотом вы получаете все больше информации о состоянии снега, и лучше понимаете, какая тактика приносит успех. Именно так это делают эксперты: прыгаем в воду, а потом пытаемся выплыть, постоянно корректируя технику в процесе спуска. Если вы действительно хороши, вы добъетесь цели за три поворота. Однако некоторым лыжникам достаточно половины поворота, чтобы понять, что именно сработает. Разберем по полочкам ваш эксперимент со снегом на примере первой серии поворотов.
В самом начале спуска внимательно посмотрите на снег. Выглядит он гладко или сильно порублен следами лыж? Он сухой или мокрый? Не заметно ли у многих лыжников под вами какой-то типичной проблемы? Почувствуйте состояние снега, прежде чем начинать спуск. Если вы не сделали этого сразу, начните спуск с траверса.
Полученная информация о виде и состоянии снега поможет вам выбрать нужный начальный набор навыков. Если снег выглядит твердым как камень и покрыт следами лыж, набор скорости вряд ли будет полезен. Не требуется добиваться глиссирования, так что скорость будет только опасна. Если новый снег выглядит как корка и является ломким, можно начать с достаточно активных движений нижней части тела, чтобы проломить эту корку и получить отдачу от лыж и вытащить их из снега, чтобы начать очередной поворот. Полученные визуальные впечатления и ощущения помогут вам решить, с чего начать, но вы не можете точно знать, какие навыки вам потребуются после начала спуска.
Я начинаю с короткого прямого спуска - также как делаю это на целине. На этом отрезке я могу оценить, какова плотность снега, ломается ли корка, и как ведет себя поверхность снега. Все это можно понять, не пробуя немедленно выполнять поворот. Очевидно что поворот все же придется выполнять достаточно скоро, так что не следует набирать слишком большую скорость. Но за первые несколько секунд спуска я успеваю набрать достаточно информации о состоянии снега, чтобы учесть это в первом повороте.
На этом же прямом отрезке обратите внимание на глубину снега. Если глубина бяки всего десяток сантиментов, вы сможете использовать технику для твердого покрытия: активная загрузка внешней ноги - и вперед. Иногда тяжелый на вид снег может оказаться ничем иным, кроме как измененной текстурой поверхности - и тогда вы можете считать, что этого слоя нет вовсе. Эту ситуацию очень просто идентифицировать, поскольку техника для жесткого покрытия работает! Если снег несколько глубже (например от десяти сантиметров до высоты ботинка), следует держать ноги вместе и создавать платформу для глиссирования, чтобы предотвратить разъезжание лыж.
Первый же отрезок позволяет вам определить плотность снега. Если ощущения похожи на цемент, и каждая лыжа следует по своему собственному следу, вы можете получить некоторую отдачу от лыж, и используя нижнюю часть тела чтобы вытащить лыжи из снега для начала поворота. Если снег дает лыжам некоторую свободу движения, даже если они глубоко проваливаются, такая тактика прогибание лыж-прыжок не потребуется.
Прямой участок должен показать вам, ломается ли корка. Если она проламывается легко по мере продвижения над ней, вы можете использовать движения нижней части тела, аналогичные используемым на целине. Возможно корка ломается непредсказуемо, или только когда вы используете весь свой вес. Тогда будет необходимо применить агрессивные движения ног для загрузки лыж, чтобы надежно проломить корку там и тогда, когда вы захотите. По корке, которая ломается тяжело, или только при приложении серьезных усилий, следует спускаться аккуратно. Непроломанная корка также хороша, как твердое покрытие, так что лучше упростить свою задачу, и оставаться поверх нее.
Когда настанет время для первого поворота, нужно будет на некоторый момент освободить лыжи и направить их в нужную сторону. Поскольку вы совершили только короткий прямой спуск и лыжи еще не успели погрузиться глубоко в снег, особых усилий для освобождения лыж не потребуется. Они должны находиться относительно близко к поверхности. Я часто раскачиваю свои лыжи на прямом отрезке, слегка пружиня на них. Это позволяет проверить ломкость поверхности, и заодно создает некоторую отдачу от лыж на каждом качании. Эту отдачу я использую для небольшого разворота лыж от линии слона, прежде чем они войдут в полный контакт со снегом.
Как только вы направили свои лыжи в глубь бяки, надо решить, каким должно быть доминирование наружной лыжи, и насколько большие усилия следует прикладывать к лыжам путем разгибания ног. Если снег неглубок и относительно прочный, доминирование наружной лыжи может быть достаточно выраженым. По мере того, как снег становится глубже и мягче, следует использовать одновременные, одинаковые движения ног, обеспечивающие плавучесть и предотвращающие разъезжание лыж в разных направлениях.
Одновременно надо решить, насколько сильным должно быть давление на снег, когда ваши лыжи входят в контакт с ним. Давление может варьироваться от легкого нажатия, как на легком пухляке, до весьма агрессивного толчка, способного проломить лыжами ледянистую корку. Цель всего этого - прогнуть ваши лыжи.
На целине вы полагаетесь на прогиб ваших лыж, последующую отдачу и сгибание-разгибание ног для генерации вертикальных перемещений центра масс тела, или качания. Тяжелый снег требует дополнительных усилий, и легкое раскачивание, применяемое на целине, уже недостаточно. Чтобы выполнить работу, в дополнение к отдаче лыж следует применять дополнительное сгибание и разгибание ног. Это секретное оружие эксперта по хреновому снегу: агрессивное проламывание корки, перегрузка лыж, которая приводит к повышенной отдаче. Именно этот прием применяется на отвратительном снегу, сопротивляющемся обычным попыткам прогнуть лыжи и/или требующем полного освобождения лыж для начала каждого поворота.
Чтобы быть достаточно надежным, проламывание корки и загрузка лыж требует знания еще нескольких трюков. Один из них - одновременное руление стопами в течение фазы давления в повороте. На хреновом снегу лыжи могут блуждать в непредсказуемых направлениях, даже если они прогнуты в дугу, и должны бы вести отличный резаный поворот. Руление обеими ступнями одновременно с загрузкой лыж помогает преодолеть тенденцию к отклонению лыж от курса.
Верхняя точка разгибания лыжника в целине.
Верхняя точка разгибания лыжника на тяжелом снегу. Перед достижением точки полного распрямления выполняется сгибание ног с целью быстрого высвобождения лыж из снега.
Существенное значение на тяжелом снегу имеет то, как вы используете свои лодыжки - расслаблены они или напряжены. Вы можете почувствовать разницу между расслаблеными и напряженными лодыжками в следующем упражнении: сядьте на стул и приподнимите одну ногу от пола. Потрясите ей, как будто стряхивая что-то, что прилипло к подошве ботинка. Расслабьте все мускулы лодыжки и голени. Ваша нога расслаблена и болтается. Теперь напрягите лодыжку, как-бы сгибая ногу в голеностопном суставе. Попробуйте еще раз стряхнуть что-то с подошвы. Катание по тяжелому снегу с расслаблеными лодыжками делает ваши лыжи неуправляемыми, они едут туда, куда сами заходят. Слегка согнутые ноги и ограниченная подвижность лодыжек при катании по тяжелому снегу обеспечивает получение нужной вам реакции от лыж.
Полезно поискать простые пути для прогибания лыж в резаном повороте, независимо от того, применяете ли вы легкое давление или агрессивный толчок. На переменном по характеристикам тяжелом снегу всегда имеются участки, которые очень неудобны, также как и другие, более пригодные для катания. Старайтесь спускаться по самым простым участкам. Вы будете знать, где они, когда опробуете склон. Ищите особенности склона, которые упростили бы начало поворота и контроль за скоростью. Например в снегу имеется бугор, который можно использовать как трамплин для прыжка и сделать начало очередного поворота более простым. Снег с меньшим числом следов от лыж и более мягкими участками снега является более удобным местом для загрузки и прогиба лыж, поскольку там встречается меньше препятствий для получения выраженной дуги резаного поворота. Ищите путь, где снег лучше, и затраченные усилия - меньше.
По мере загрузки лыж в дело вступает равновесие. Вы должны иметь возможность быстро менять давление на носки или пятки лыж. Это означает, что первый поворот надо начинать настолько в центральной стойке, насколько это возможно, но в процессе поворота возможно потребуется слегка изменить стойку. Например, может потребоваться дополнительное давление в области пяток в фазе ведения поворота, когда лыжи загружены. Без этого давления есть возможность погружения носков лыж глубоко в снег - и очень небольшие шансы увидеть их снова ;-) Можно повысить давление на пятки лыж, не смещая центр тяжести полностью назад. Увеличьте угол сгибания в лодыжках, также как вы делаете, ступая на пятках по мокрому полу. Это движение помогает приподнять носки лыж ближе к поверхности, но в тоже время сохраняет равновесие тела.
Другая важная особенность равновесия на тяжелом снегу состоит в том, как вы закантовываете лыжи одновременно с загрузкой и прогибанием их в дугу. Есть два метода, которыми вы можете пользоваться. Один - это наклон всего тела внутрь поворота, именуемый в оригинале banking. Второй состоит в смещении бедер к центру поворота, тогда как верхняя часть тела остается выпрямленной. Это именуется угловым положением. Инструктора и тренеры в основном согласны, что угловое положение более эффективно, так как обеспечивает лучшее равновесие и лучшую "хватку" кантов. На целине или в тяжелом снегу многие лыжники забывают про угловое положение и вырабатывают привычку наклона всего тела. Причина частично в том, что небольшая потеря хватки кантов менее заметна на мягком снегу, и кроме того на таком снегу необходимо дополнительное давление на внутреннюю лыжу. Многие лыжники наклоняются в сторону внутренней лыжи для создания такого давления, и в конце концов это кончается наклоном тела. Такой наклон помещает туловище между бедрами, а не над ними, что означает большую вероятность ошибки, если встретится трудный участок снега, и худшее восстановление после ошибок.
Вы должны перейти из "загруженной" стойки в конце поворота к прямой стойке в его начале, но быстрота такого перехода зависит от типа снега. Чем хуже снег, тем быстрее должно быть это движение.
Когда вы начали первый поворот, и добились адекватного прогиба лыж, вы на грани использования той энергии, которая освободится вашими лыжами. В тяжелом снегу, также как на целине, наибольшему прогибу лыж соответствует наиболее согнутое положение тела. Теперь у вас есть две сжатые пружины: ваши согнутые в дугу лыжи и ваши мускулы ног и торса, которые стремятся распрямиться и вернуться в прямую, энергетически эффективную стойку. Когда лыжи прогнуты до такого состояния, ничто не сможет заставить их оставаться в нем. Они начнут распрямляться, и вы можете последовать за ними.
На целине распрямление тела в момент распрямления лыж освобождает энергию, которая выносит вас ближе к поверхности снега. В тяжелом снегу часто требуется еще усилить это вертикальное движение, чтобы поднять лыжи выше, или вообще вытащить их из снега в воздух, где только и возможно будет рулить ими, не цепляя за снег. Для взлета требуется более активное расплямление нижней части тела. На целине вы просто позволяете телу распрямиться в высокую стойку. На тяжелом снегу вы делаете это вдвое быстрее, распрямляясь из согнутого положения в прямую стойку, используя взрывные распрямление и сгибание ног. Этот быстрый возврат в прямую стойку может быть лишь чуть быстрее, чем на целине, или очень агрессивным - как чертик из коробочки. Скорость этого процесса определяется гадкостью снега - чем тяжелее снег для поворота, тем агрессивнее должны быть движения по распрямлению тела.
Это движение именуется разгрузкой выпрямлением (up-unweighting).??? Распрямление тела приводит к уменьшению давления на лыжи, или разгрузкой, а термин описывает как метод, так и результат. На жестком покрытии не требуется подобной разгрузки, так как поверхность снега ведет себя предсказуемо, и не сильно мешает рулению лыжами. На целине такой прием применяется в небольших масштабах, поскольку снег уже оказывает некоторое сопротивление. И наконец на тяжелом снегу такая разгрузка используется в полной мере, так как снег не только сопротивляется рулению, но и содержит опасности, затрудняющие начало поворота.
Помните: причина использования разгрузки выпрямлением в том, чтобы освободить лыжи из тяжелого снега, и развернуть их в направлении очередного поворота. В самом гадком снегу нужно полностью вытащить лыжи в воздух, чтобы вы могли начать поворот. Для этого требуется резкая остановка агрессивного распрямления ног, за которой следует их быстрое сгибание. После остановки уже начатого выпрямления ног центр масс вашего тела продолжит движение вверх, что и позволяет подтянуть ноги и вытащить лыжи на поверхность.
Эта завершающая фаза, когда вы поднимаетесь вверх, приводит вас к переходу между поворотами. Канты освобождаются по мере того, как вы разгибаетесь и приходите в прямую стойку, а лыжи разгружаются и поднимаются ближе к поверхности снега или выше нее. Теперь можно легко развернуть лыжи в направлении нового поворота. В этой переходной фазе поворота на тяжелом снегу важно, чтобы вы рулили лыжами одновременно, как близнецами, до момента очередного их контакта со снегом.
Почувствуйте: когда вы покоряете бяку
- Когда вы начнете использовать тактику из этой главы, вы будете чувствовать, что делаете слишком много работы. Это хороший знак, по крайней мере поначалу. В начале катания по тяжелому снегу требует больше усилий, чем по твердому покрытию или легкому пухляку - но со временем это станет легче. Первые попытки на таком снегу могут выглядеть коряво. Но по мере получения практики движения станут более эффективными. Катание по тяжелому снегу потребует больше усилий, чем если потерпеть поражение на нем - но и принесет намного больше удовольствия.
- На тяжелом снегу вы всегда чувствуете себя хуже, чем кажется другим лыжникам. Если посмотреть назад по склону на свои следы, вы возможно удивитесь, насколько прилично они смотрятся. Часто кажется, что вы просто вырезаете куски склона своими лыжами, как будто рубите [топором] бревно - и часто вы действительно вырубаете ваши следы из склона. Надо постоянно стремиться к тому, чтобы сокращать затраты энергии. С каждым последующим поворотом старайтесь совершать меньше движений, пока результат не станет неудовлетворительным. Затем вернитесь к тому предыдущему набору навыков, который был как успешен, так и энергетически эффективен.
- Хорошо выполненный поворот на тяжелом снегу никогда не выглядит идеальным, поскольку сам снег далек от идеала. Измените свой взгляд на вещи, когда спускаетесь по такому снегу. Надо мыслить относительными категориями: "Первый поворот был отвратителен, а вот второй получился ничего себе". Постарайтесь выполнить каждый последующий поворот немного лучше, все время корректируя используемое сочетание приемов. К концу спуска ваши повороты может быть будут весьма неплохи. Помните, что снег может также меняться по мере спуска, упрощая или усложняя задачу. Катание по тяжелому снегу - это как удар из ямы с песком в гольфе. Никто не ожидает от вас, что он будет выглядеть отлично, поэтому нет и психологического давления. Экспериментируйте!
- Очень редко катание по тяжелому снегу выглядит осторожным или защитным. Эксперт берет управление в свои руки и делает это в атакующей манере. На плотном снегу, покрытом ломкой коркой требуется наиболе агрессивная техника - можно назвать это атакой снега и достижением повиновения. Катание поверх корки, так чтобы не проломить ее - на противоположном конце спектра. Еще раз повторю, что покорение тяжелого снега требует гибкого подхода.
Посмотрите: когда вы покоряете бяку
- Наилучший способ оценить совершенствование - проверять свои следы каждые шесть или семь поворотов. Вы должны видеть одинаковые дуги в форме полумесяца, с широкой центральной частью и сужающимися концами. Между поворотами снег должен выглядеть менее изрезанным, возможно что даже нетронутым. Это означает, что лыжи в переходной фазе не касаются снега, и вы достаточно разгружаете их, упрощая руление в начальной фазе поворота.
- Катаясь по тяжелому снегу, вы часто будете видеть носки лыж, как из-за их разгрузки перед началом поворота, так и благодаря активному сгибанию в дугу в фазе ведения поворота, из-за чего носки поднимаются ближе к поверхности. На ломком противном снегу довольно типично, когда средняя часть лыж проваливается ниже корки, а носки и пятки остаются на поверхности.
- Глядя на действия эксперта в тяжелом снегу, вы возможно заметите, что он в среднем использует большую амплитуду движений, чем в целине или на жестком склоне. Используется более глубокое сгибание для загрузки и прогибания лыж, и более активное распрямление для завершения загрузки и подъема вверх с целью более простого выполнения начала поворота. Эксперты добиваются того, что катание по тяжелому снегу смотрится приятно за счет динамичной природы их движений.
- Вы будете знать, что покоряете тяжелый снег, когда начнете искать бугры, следы от лыж, мягкие участки снега и препятствия впереди себя, а также соответствующим образом станете выбирать маршрут для спуска. На тяжелом снегу используется смесь коротких, средних и длинных поворотов, чтобы можно было связать вместе лучшие участки снега на склоне.
Упражнения
Ниже приведены дополнительные упражнения, которые помогут вам покорить тяжелый снег.
Траверсы с маркировкой времени
Катание по тяжелому снегу требует как независимой, так и одновременной работы ног. Это упражнение помогает разбить навыки на более мелкие существенные детали. Выполняя траверс на подготовленном склоне, начните с простого приподнимания одной лыжи, а затем другой, в виде серии шагов, занимающих определенное время. Это движение выделяет базовый навык переноса веса тела с одной лыжи на другую. Попробуйте выполнить движение как на тяжелом снегу, полностью перенося вес тела, но не приподнимая лыжу от снега. Постарайтесь не двигать верхней частью тела, перенося вес только за счет сгибания-разгибания ног.
Плавный перенос веса тела
Необходимо точно отрегулировать навыки переноса веса теля, выполняя его скорее как легкое смещение в сторону, нежели как полный перенос. На основе предыдущего упражнения продолжайте выполнять траверсы, но теперь попробуйте достичь специфичного для тяжелого снега распределения веса между лыжами. Например, попробуйте нагрузить на внутреннюю лыжу двадцать процентов веса, а на наружную - восемьдесят. Затем поменяйте лыжи местами - восемьдесят процентов на внутренней и двадцать на наружной. Экспериментируйте с более равномерным или более неравномерным распределением. Это поможет выработать навык постепенной загрузки внутренней лыжи в различном снегу.
Передне-задние подскоки???
Кроме вариаций давления на внешнюю и внутреннюю лыжу тяжелый снег требует умения точно регулировать давление в направлении вперед-назад, чтобы контролировать сложные и переменчивые состояния снега. Это упражнение посвящено регулированию давления на носки и пятки лыж. Начинайте с прыжковых поворотов на крутом подготовленном склоне, поддерживая равное расстояние от снега до носков и пяток лыж. Затем попробуйте выполнить прыжковые повороты, так чтобы носки лыж не теряли контакта со снегом. Повторите тоже самое, но оставляя на снегу пятки лыж. Старайтесь выполнять повороты при помощи плавных движений, поскольку контроллируемые движения сгибания-разгибания нижней части тела - существенная часть хорошей техники для сложного снега.
Предельная скорость
Чтобы понять, как скорость влияет на эффективность катания, попробуйте выполнить десяток поворотов на тяжелом снегу так медленно, как только можно. Отметьте, как вам придется изменить свои движения, чтобы справиться с задачей. Попробуйте другой предел, спустившить по тяжелому снегу так быстро, как только возможно, не пренебрегая безопасностью. Изменения скорости могут повлиять на степень доминирования наружной лыжи, какое вы можете использовать, амплитуду сгибания-разгибания нижней части тела, потребную для прошибания корки, а также на передне-заднее распределение давления. Для некоторых сортов снега нужно изменить скорость, чтобы достичь максимального эффекта.
Ту би, ор нот ту би ;-)
Катание по тяжелому снегу часто требует полного освобождения лыж, чтобы вы вообще смогли повернуть их в новом направлении. Для этого используется сгибание-разгибание нижней части тела, чтобы выпрыгнуть вверх из снега. Это вертикальное движение приводит к подъему и разгрузке лыж, и часто именуется словом pop (мы пока назовем это "бах". Смысла примерно столько же. прим. перев.). Бывает, что нужно выпрыгивать из снега как сумасшедший, а иногда это будет просто лишней затратой энергии. Поработайте над своим диапазоном разгрузки лыж, катаясь по тяжелому снегу с активным сгибанием и разгибанием, посмотрите, как высоко из снега вы можете вытащить свои лыжи. Затем попробуйте на том же снегу не использовать разгрузку совсем.??? Постарайтесь найти нужный предел, чтобы вытащить лыжи и не тратить зря силы.
Перенос веса тела, прыжок
Тот факт, что вы используете легкую разгрузку в начале поворота на тяжелом снегу, не означает, что можно забыть о движении перекантовки, необходимом для начала любого поворота. Также как на подготовленном снегу, нужно перенести центр масс тела из центра одного поворота в направлении центра нового - фактически перенося бедра с одной стороны лыж на другую. Выполните упражнение "Ту би, ор нот ту би", но обратите внимание на боковое перемещение бедер, независимо от того, отрываетесь вы от снега или нет.
Типичные ошибки на тяжелом снегу
Устранять ошибки катания на тяжелом снегу трудно, причина этого в переменчивости условий катания и самой техники. Большинство лыжников терпят неудачу в тяжелом снегу, потому что не пытаются экспериментировать с разными сочетаниями навыков и приемов. Чтобы выяснить, что будет работать на данном снегу, требуется некоторое время. Однако, я могу предложить сочетания приемов, которые работают для меня в большинстве случаев. Используйте их как начальное руководство на тяжелом снегу. Будет лучше, если вы научитесь читать снег сами, но эти советы помогут нетерпеливому лыжнику.
Высокая скорость, выраженное доминирование наружной лыжи
Бывают случаи, когда вы хотите двигаться быстро. Использование внутренней лыжи на очень больших скоростях порой ставит вам подножку, поэтому активно загрузите внешнюю лыжу и увеличьте скорость, пока не сможете планировать на одной лыже. На такой скорости одна лыжа должна пробить почти любой снег.
Стиль для жестких склонов с поддержкой внутренней ноги
Многие типы тяжелого снега мягче, чем вы думаете, и не настолько глубоки, как это может показаться. Попробуйте спускаться так, как будто это подготовленный склон, но добавьте давления на внутреннюю лыжу, чтобы предотвратить ее отклонение от траектории внешней лыжи.
Перестраховка в начале поворота
Некоторые виды снега настолько твердые и нерегулярные, что упав вы можете больно удариться. В таком случае я мало думаю о выполнении красивого поворота, скорее над тем, как вообще начать поворот. Ошибки в начале поворота происходят тогда, когда вы находитесь в прямой стойке, это положение является уязвимым. Если я не хочу, чтобы такое произошло, я стараюсь чтобы лыжи даже близко не располагались с проблематичной поверхностью снега. Используя достаточно активную разгрузку я по крайней мере могу начать поворот без проблем.
Проламывание корки одной или двумя лыжами
Если снег покрыт коркой или достаточно плотный, и требуется продавить лыжи в глубину при помощи мощного сгибания-разгибания, очень вероятно что обе лыжи стоит использовать как близнецов. Для агрессивного входа в снег используйте обе лыжи одновременно.
Если испробовав все советы из этой главы, я все еще сталкиваюсь с проблемами, значит что-то действительно не в порядке. Для большинства лыжников что-то - это их снаряжение. Наиболее типичный виновник - лыжи, так как большинство моделей лыж не созданы для тяжелого снега. Гоночные лыжи например предназначены для гладких, жестких склонов, и в мягком, нерегулярном снегу совсем не чувствуют себя как дома. С другой стороны, большая часть all-terrain или экстримных моделей лыж предназначены для различного снега и склонов, и должны значительно упростить вашу жизнь на тяжелом снегу. Лыжи с ярко выраженным боковым вырезом - также хорошее оружие для тяжелого снега, особенно если вырез не слишком близко к параболическому концу спектра. Сложно предсказать, какие проблемы могут вызвать конкретные лыжи, но достаточно просто попробовать другую модель в спортивном магазине. Мой совет для лыжников, все еще испытывающих проблемы на тяжелом снегу, даже после выполнения всех упражнений из данной главы - попробовать какой-то иной вид снаряжения.
Марк Эллинг