Крутые склоны



Крутизна склона - понятие относительное, но для целей обучения мы можем привести объективный показатель. В данной главе мы будем обсуждать склоны крутизной около 45 градусов или чуть выше. Большинство экспертов катаются на подготовленных склонах, крутизна которых редко превышает предел 35-40 градусов. Лишь отдельные регионы катания имеют трассы со средней крутизной 45 градусов, но на многих склонах есть короткие участки, превышающие этот предел.

Я буду рассказывать здесь о тактике для склонов, где снег не слишком глубок. Глубокая целина на крутых склонах обычно создает достаточное сопротивление, так что в этом случае можно использовать стандартную целинную технику. Описанные в данной главе приемы стоит применять только тогда, когда склон становится столь крутым, что набор излишней скорости создает проблемы.

Прелесть действительно крутых склонов в том, что немногие лыжники осмеливаются спускаться по ним. Снег дольше остается мягким, а бугры на крутых склонах являются настоящей редкостью. Обычно эти склоны достаточно круты для того, чтобы выпавший снег регулярно скатывался вниз, оставляя немного уплотненного снега вместо глубокого пухляка. По мере спуска по крутому склону часть снега сталкивается лыжами вниз, заполняя следы от лыж. Крутые склоны представляют собой нечто совершенно отличное от тех ситуаций, которые мы рассматривали ранее - благодаря состоянию снега и другим ощущениям, которые испытывает лыжник.

Наиболее крутые склоны, освоенные лыжниками, имеют крутизну около 60 градусов, так что выйдя на склон крутизной 45 - 50 градусов вы уже имеете дело с действительно серьезным рельефом. За пределами 50 градусов ощущения на склоне похожи на вертикальную стену, а любые ошибки могут стоить падения кувырком и травмы. В такой ситуации все навыки катания радикально меняются. Вместо тонкостей техники на разного рода снежном покрове или распределения давления между внутренней и внешней лыжами, вы выполняете серию контролируемых свободных падений вдоль линии склона. Между поворотами вы фактически падаете по воздуху, причем лыжи почти или совсем не контактируют со снегом до момента очередного касания ими склона. Чем круче склон, тем больше времени вы будете лететь сверху вниз без надежного контакта со снегом. Поскольку контакты лыж со склоном редки, они становятся критическими. Каждое касание снега решает судьбу следующих трех секунд вашей жизни. В этом и состоит игра с крутым склоном: вы находитесь почти в свободном падении, доверяя себя силе тяготения, и подвергаясь риску серьезной неудачи. Но взамен вы получаете то незабываемое чувство каскада спусков или порожденных тяготением прыжков, которое открывает лучшего лыжника в каждом из нас.

Идеал

На крутом склоне ваша цель - выполнять каждый поворот успешно, поскольку падение или излишнее ускорение в результате испорченного поворота - не лучшие варианты выбора. Вы должны не просто выполнить поворот успешно, но и добиться, чтобы каждый из них использовался для контроля скорости и подготавливал вас к агрессивному выполнению следующего. Крутые склоны - не для лыжников, сомневающихся в возможности выполнить поворот там, тогда, и так, как им хочется. Успешный спуск по крутым склонам требует вдумчивости и сосредоточенности, которые только и позволяют спускаться по столь вызывающему рельефу в атакующей манере.

Поскольку крутизна рельефа не дает вам возможности оставаться на линии склона более чем на секунду-другую, не опасаясь набрать излишнюю скорость, мы можем разбить идеальную технику для такого склона на две основные фазы. Наиболее важен для нас контроль скорости и фаза закантовки. Эта фаза похожа на хоккейную остановку, используемую начинающими лыжниками на буграх, вот только на действительно крутых склонах нет бугров, которые помогли бы нам остановиться. Закантовка - это то, что обеспечивает вашу безопасность и сохраняет управление в каждом повороте на крутом рельефе. Но нужно еще иметь возможность добраться до следующей закантовки. Промежуточная фаза между закантовками именуется переходной. Часть удовольствия от крутого рельефа составляет как раз это сочетание закантовок и переходов. Такая комбинированная техника задает приятный ритм накопления и выплескивания энергии. В момент закантовки вы забираете управление у горы и силы тяготения. В переходной фазе между закантовками вы на мгновение отдаете управление склону и позволяете силам тяжести контролировать ваши движения.

В идеале вы должны достичь баланса между контролируемым торможением и тем, как много вы позволяете силам тяжести, и как долго остаетесь на линии склона. Лыжник, слишком много времени проводящий в закантовке и тормозящий движение, не сможет найти тот естественный ритм, возникающий если позволить лыжам ускоряться в каждом повороте. С другой стороны, лыжник, который без сомнений отдается силам тяготения и не контролирует скорость, быстро обнаружит, что его способность исправлять ошибки утрачена.

Общие проблемы, мешающие успеху на крутых склонах

Страх. Это общеизвестный факт, что многие лыжники пугаются крутых склонов. Страх мешает им, во-первых, спускаться удачно, и во-вторых, получать от этого удовольствие. Страх на крутом склоне вполне понятен. Склон почти вертикален, иногда ледянистый, часто бывает покрытым камнями или поросшим деревьями. Для многих лыжников крутой склон и падения, которые получаются в результате - это просто зубная боль, то, чего разумные взрослые люди как правило избегают. Как часто я слышал в ответ на приглашение прокатиться по такому склону: "Что? Ни за какие деньги ты не затащишь меня туда". При этом я знаю - лыжник, который такое говорит, вполне способен спускаться как эксперт, разве что после небольшой подготовки.

Крутые склоны

а) В фазе закантовки на крутом склоне держите внешнюю ногу выпрямленной, что обеспечивает надежный контакт со снегом. Укол палкой выполняется прямо под собой, обеспечивая устойчивость и контроль скорости.
б) Чтобы начать переходную фазу поворота, начните движение бедрами поперек лыж и вниз по склону (на данном рисунке - отталкиваясь верхней лыжей, наклоняя лыжника через лыжи) и распрямление тела. Это движение освобождает канты лыж, разгружает лыжи, и обеспечивает руление ими в воздухе. Обратите внимание на агрессивное положение головы и бедер.
в) Руление ногами и стопами - ключ к ведению лыж в переходной фазе поворота. Отметьте сохраняющееся контр-вращение верхней части тела, брагодаря которому плечи все время развернуты в сторону долины.
г) Смотрите вниз по склону, выбирая точку для нового контакта лыж со снегом. Обратите внимание, как лыжник начиная выпрямлять ноги, готовясь к следующей закантовке.

Мы все знаем, что крутые склоны страшны, но немногие лыжники понимают, что именно страх делает неэффективными их движения. Понимание физического результата страха - первый шаг к покорению сложной ситуации.

На крутом склоне может быть непросто даже стоять на месте, держа лыжи перпендикулярно линии склона. Чтобы сильно закантовать лыжи, нужно сместить бедра ближе к склону. Значительное изменение угла закантовки с использованием бедер требует хорошего равновесия, и еще понимания того, как принять угловое положение в пояснице, которое я рассмотрю позже. Непонимание механизма использования кантов в стойке на крутом склоне приводит к неэффективным движениям в процессе поворотов. Часто лыжники наклоняются к склону и поворачиваются лицом и плечами в ту же сторону. Эта стойка дает им ложное чувство безопасности, так как они настолько близко к склону, насколько это возможно, и считают, что шансы упасть вниз в таком положении уменьшаются. Но они неправы.

Это псевдо-безопасное положение тела является ошибкой на любом склоне - но в особенности на крутом. Лыжник, повернувший тело в сторону от направления спуска, визуально дезориентирован. Он смотрит не вниз, куда должна двигаться верхняя часть тела, чтобы успешно выполнить поворот, а вбок. В закручивании тела к склону есть и еще один недостаток. Разворачивать тело от направления следующего поворота - бесполезное движение, прежде чем начать поворот, вам придется сначала скорректировать свою стойку. Есть и более тонкая техническая деталь - не развернув на крутом склоне бедра в долину вы не сможете перенести их в направлении центра следующего поворота. В результате ваша очередная закантовка оказывается под сомнением. Разворот бедер от линии склона мешает угловому положению, которое является основой надежной закантовки на крутом склоне. Наклон всего тела в сторону склона затрудняет перемещение центра масс через лыжи в начале очередного поворота.

Зачем я так подробно описывал, как напуганные лыжники стоят на крутом склоне? Дело в том, что это отражает способ, которым они пытаются поворачивать на таком склоне. Испуганный лыжник в каждом повороте попадает в закрученное положение почти лицом к склону, ассоциирующееся у него с безопасностью. Но это же положение приводит к проблемам, которых лыжник больше всего боится: оно не дает быстро начинать повороты. Поэтому вы проводите больше времени, ускоряясь по линии склона. Оно же мешает выполнять хорошую закантовку лыж, а в результате - надежно тормозить и готовиться к следующему повороту. Рис. Поямое и закрученное к склону положение тела в конце поворота приводит к проблемам на крутом склоне. Поддерживайте правильное винт-угловое положение бедер и верхней части тела.

Устранение проблем напуганного крутизной лыжника

Самый простой способ достичь мастерства на крутом склоне - понять, что это танец на два счета: фаза закантовки и переходная фаза, соединяющая закантовки вместе. Но двухшаговый подход к крутым склонам - только лишь начало. Будет полезно дальше разбить шаги на более простые элементы.

Крутые склоны
Перекрученное, заблокированное завершение поворота на крутом рельефе вызывает проблемы. Следует выполнять контр-вращение бедер и верхней части тела, а также поддерживать угловое положение.

Закантовка должна быть надежной. На крутом склоне закантовка - это предельный вариант использования кантов на других склонах. Бедра - основной инструмент при выполнении закантовки. Поскольку на крутом склоне требуются агрессивные углы закантовки, то бедра имеют важное значение в контроле скорости на таком склоне.

Обеспечение агрессивных углов закантовки с использованием углового положения бедер требует выполнения некоторых специализированных движений, не столь важных в других ситуациях. Чтобы сместить бедра достаточно глубоко в сторону центра поворота и получить экстремальные углы закантовки, бедра должны быть развернуты в сторону долины. Это движение именуется контр-вращением бедер (винтовым положением) поскольку бедра разворачиваются в направлении, противоположном направлению движения лыж. Без этого движения нужные углы закантовки не могут быть получены. Ваше тело просто не сможет согнуться в таком направлении. Чем активнее контр-вращение бедер, тем шире ваши возможности для закантовки лыж.

Этот разворот бедер в сторону долины возможно является наиболее сложным для преодоления психологически препятствием, поскольку он противоречит всему, что ваше тело хочет сделать. Чтобы упростить выполнение этого движения, выдвиньте внутреннюю ногу несколько больше вперед. Это помогает развернуть бедра в сторону долины. Полученное за счет выдвижения внутреней лыжи контр-вращение бедер позволяет вам начать их движение в направлении долины, не наклоняя все тело в эту же сторону. Ангуляция бедер и контр-вращение - это наше средство и основная цель, поскольку это движение ставит вас в правильную стойку, отличную от той, в которой оказывается напуганный лыжник. Вместо разворота от направления нового поворота и наклона к склону, ваши бедра и верхняя часть тела развернуты в ожидании очередного поворота, обеспечивая нужную хватку кантов.

Крутые склоны
Для обеспечения агрессивной закантовки бедра должны быть сильно смещены в боковом направлении, и опущены к склону, тогда как верхняя часть тела остается прямой и развернута в сторону долины.

Положение бедер передается верхней части тела, так что ваш торс оказывается скрученным, а плечи - перпендикулярными линии склона. Скручивание торса обычно помогает началу следующего поворота. Оно же позволяет выполнить агрессивный укол палкой прямо под вашими ботинками, с тем чтобы мощно приостановить движение вниз.

Катаясь по крутым склонам вы все время отдаете и получаете. Мы рассмотрели вторую часть уравнения: контроль за силами и скоростью, набранной в процессе поворота на крутом рельефе. Второй шаг, который следует рассмотреть - как снова отдать управление силам, тянущим вас вниз. Понимание необходимости этого шага поможет вам достичь успеха.

Крутые склоны
Это движение не имеет самостоятельного значения, однако бедра должны также разворачиваться, чтобы смотреть в сторону долины, а не туда, куда движутся лыжи.

В точке закантовки вы имеете дело со значительной накопленной энергией. Это происходит потому, что вы замедлили свое движение, направив лыжи поперек линии склона и закантовав их. Эта энергия накапливается в вашем теле и лыжах. Агрессивно тормозя на крутом склоне, вы как бы сжимаете три пружины: сильно прогнутые лыжи, ваше сжатое тело в согнутом положении, а также скрученный торс. В данный момент пружины готовы распрямиться. Как готовый лопнуть воздушный шарик, вы должны сделать что-то, чтобы освободить накопленную энергию.

Крутые склоны
Укол палкой на крутом склоне совпадает с максимальной закантовкой. Отметим параллельность линий, на которых расположены стопы, колени и плечи. Это признак правильного положения тела в точке закантовки.

Что же именно вы теперь делаете? Вы отдаете себя власть тех сил, которым только что сопротивлялись. Теперь вы можете позволить это, поскольку только что затормозили до приемлемой скорости, и знаете, что сможете сделать это снова, когда понадобится. Подчиняясь силам тяготения, вы даете выход накопленной энергии пружин. Лыжи начинают разгибаться (это называется отдачей). В результате они приподнимают вас вверх, может быть даже отрывая от снега. Одновременно вы возвращаетесь к естественной высокой стойке. Все вместе это усиливает движение вертикально вверх и в сторону долины, снижая трение между лыжами и склоном, упрощает руление лыжами и начало поворота. Освобождение третьей пружины, скрученного торса, начинает сам поворот. Когда торс скручен, ваши плечи направлены в долину, а лыжи поперек линии склона. После раскантовки лыжи начинают разворачиваться в долину. Таким образом первая, обычно наиболее трудная часть поворота, завершается автоматически. От вас требуется лишь продолжить руление лыжами за линию склона и завершить поворот, который ваше тело начало за вас.

Как и во всех поворотах, очень важным является переместить центр масс, то есть бедра, поперек лыж и в направлении центра очередного поворота. На крутом склоне это крестообразное движение (crossower) центра масс выполняется прямо вниз, поскольку закантовка была выполнена поперек линии склона. Движение тела поперек лыж и прямо в долину часто пугает лыжников, и многие сопротивляются его выполнению - хотя оно и обеспечивает успешное начало поворота.

Есть два основных подхода к улучшению перемещений центра масс тела в начале поворота. Один из них - перенести вес тела после завершения поворота на новую внешнюю лыжу (она сейчас является верхней). Такой перенос веса приводит к наклону через лыжи и в направлении нового поворота. Другой способ - перестать сопротивляться силам, которые тащат вас вниз по склону. Если расслабить внешнюю ногу сразу после завершения поворота, вы сразу обнаружите, что падаете через эту лыжу в нужном направлении.

Крутые склоны
Сохранение направления верхней части тела в долину в момент распрямления тела и смещения центра масс через лыжи усиливает движения руления нижней части тела.

Почувствуйте: ваш успех на крутом склоне

  1. Мощная закантовка на крутом склоне сопровождается некоторыми общими мышечными ощущениями. Поскольку внешняя лыжа играет столь важную роль на крутом склоне, вы часто можете отметить, что голова находится над этой лыжей, тогда как центр масс опущен в направлении склона. Вы также можете почувствовать, что тазобедренный сустав внутренней ноги приподнят и выдвинут вперед по отношению к к другому суставу, поскольку именно таким образом бедра разворачиваются в сторону долины.
  2. Закантовка на крутом склоне не является полностью защитным маневром, поскольку нагрузка на кант лыжи будет весьма велика. Если вы поставите лыжу на кант и будете давить на нее жестко, она не будет надежно держать вас, и будет наблюдаться тенденцию к проскальзыванию. Нога должна быть упругой, чтобы загрузка и разгрузка лыжи происходили плавно. При этом ноги как-бы пружинят, а не закрепощены. Ваши мышцы должны быть готовы четко среагировать на контакт лыж со снегом, но не должны быть скованы.
  3. Подчинение центробежным силам и перенос центра масс через лыжи в направлении центра нового поворота на крутом склоне всегда создает ощущение падения. Если вы делаете это верно, вы будете чувствовать что ваша голова и бедра падают в пропасть первыми. Период времени, когда вы падаете вниз по склону между закантовками, определяется крутизной склона и агрессивностью разгрузки после предыдущей закантовки.
  4. С точки зрения равновесия на крутом склоне очень важно оставаться в центральной стойке. Часть лыж, которая контактирует со снегом в начале закантовки - хороший индикатор равновесия. Постарайтесь обеспечить касание носками лыж на долю секунды раньше, чем остальной их частью (за исключением глубокого снега). Это поможет вам двигать бедра вперед в течение поворота. В момент распрямления и разгрузки лыж постарайтесь, чтобы носки лыж не отрывались от снега первыми. Если вы оторвете лыжи от снега целиком, или даже сначала пятки, это предотвратит переход в заднюю стойку.

Посмотрите: ваш успех на крутом склоне

  1. Для успешного начала поворота необходимы надежная закантовка и агрессивные движения центра масс тела поперек лыж. Благодаря этому ваша голова всегда наклонена вперед по отношению к остальным частям тела. Это дает вам возможность ясно видеть склон под собой. Обычно вы не будете хорошо видеть свои лыжи или склон по сторонам. Если большая часть вашего тела все же видна переферическим зрением, вероятно вы принимаете недостаточное угловое положение в фазе закантовки, или наклоняетесь к склону в начальной фазе, вместо того, чтобы агрессивно перемещаться в сторону долины в начале поворота.
  2. Вы правильно контролируете скорость, если поглядев вниз на лыжи в фазе закантовки видите бедра развернутыми почти прямо в долину, а лыжи - перпендикулярно линии склона. Ваша рука также должна указывать прямо в долину, когда вы выполняете укол палкой, и составлять почти прямой угол с внешней лыжей.
  3. Часто в момент закантовки вы сталкиваете снег в сторону долины, и он продолжает катиться вниз еще несколько секунд. Если вы совершаете свободное падение в переходной фазе очередного поворота посреди небольшой лавины катящегося снега, это хороший визуальный признак, что вы поддерживаете правильный ритм движений вниз, и используете энергию, накопленную при закантовке, чтобы помочь с началом нового поворота.
    Крутые склоны
    Продолжайте поворачивать, пока снег катится вниз по склону. Попытки спускаться вместе с катящимся снегом - хороший способ помнить о необходимости движения бедрами через лыжи в начале каждого поворота. Если снег все время обгоняет вас, это показывает, что вы слишком долго задерживаетесь в безопасном положении закантовки, и не используете энергию одного поворота для упрощения начала следующего. Отметим положение головы в фазах начала и ведения поворота. Не позволяйте голове и верхней части тела наклоняться в сторону склона.
  4. Поскольку спуски по крутому склону требуют значительной закантовки для контроля скорости, вы будете ощущать значительную отдачу от лыж при входе в поворот. Часто это приводит к входу в поворот прыжком. Изменяя амплитуду сгибания и разгибания ног вы можете управлять тем, как долго ваши лыжи будут оторваны от снега. Ранний выпуск или задержка с выпуском вашего "шасси" дает вам возможность посмотреть вниз и выбрать лучший участок снега для закантовки и надежного контроля скорости.

Упражнения

Следующие упражнения помогут вам покорить крутые склоны.

Повороты с активным выдвижением внутренней ноги

Чтобы понять, как винтоугловое положение бедер работает на крутом склоне, попробуйте выполнить максимально подчеркнутое винтоугловое положение на гладкой, плоской дороге. Спускаясь прямо вниз по дороге, обычно под некоторым углом к линии склона, постепенно увеличивайте выдвижение носка внутренней лыжи. Сначала выдвиньте лыжу вперед на 15 см, затем на длину стопы, затем на полторы стопы. Важно чтобы при этом бедра имели возможность разворачиваться в долину по мере выдвижения лыжи вперед. По мере выдвижения лыжи вперед и увеличения контр-вращения бедер обратите внимание на полученную закантовку лыж. Чем больше контр-вращение, тем больше закантовка. Расслабьте тело в процессе выполнения упражнения, чтобы лучше почувствовать, как бедра и голова занимают положение, когда бедра слегка смещены в сторону склона, а голова наклонена в направлении долины. Увеличение контр-вращения позволяет увеличить и наклон бедер.

Повороты глядя в прицел с приподниманием лыжи

Когда вы выполняете закантовку на крутом склоне, ваши бедра играют важную роль в обеспечении значительного угла закантовки лыж. Сгибая тело в тазобедренном суставе, многие лыжники отмечают, что на крутом склоне тазобедренный сустав внутренней ноги располагается выше, чем сустав наружной ноги. В результате бедра не только наклонены в сторону долины, но и развернуты в эту же сторону. Чтобы усовершенствовать навыки принятия такого положения на крутом рельефе, выполните повороты с приподниманием внутренней ноги на подготовленном склоне средней крутизны. В резаном повороте среднего радиуса приподнимите пятку внутренней лыжи, оставив носок лыжи на поверхности. Продолжайте поднимать пятку, примерно до высоты 30 см от снега. Постарайтесь чтобы точка наивысшего подъема пятки совпадала с завершением поворота. Приподнимайте лыжу не просто сгибая ногу, а наклоняя таз. Чтобы усилить эту связь между бедрами и остальными частями тела в процессе агрессивной закантовки, представьте что вы смотрите в прицел винтовки, установленный на носке внешней лыжи. Наклон таза для отрыва пятки внутренней лыжи от снега приводит бедра в положение для закантовки лыж, а положение головы над внешней лыжей позволяет вам сохранять равновесие.

Прыжковые повороты с тяжелыми носками лыж

В переходной фазе между закантовками на крутом склоне вы имеете дело с отдачей от лыж, перемещением центра масс поперек лыж, и смещением центра масс вниз по склону. Чтобы упростить эти комбинированные движения, потренируйте прыжковые повороты на крутом, укатанном склоне, сохраняя контакт между носками лыж и снегом - как будто носки лыж очень тяжелые. Чтобы выполнить это упражнение, следует сохранять сбалансированную стойку, в которой вы можете приложить давление к носкам лыж. Возможно это потребует слегка сместить центр масс вперед. Используйте плавные раскачивающиеся движения вверх-вниз, чтобы прыжок был ярко выражен, и постарайтесь выполнять повороты непрерывно, используя энергию одного поворота для начала другого.

Сопряженные хоккейные остановки в одну сторону

Начните упражение с очень короткого прямого спуска; затем перейдите к почти полной закантовке, или хоккейной остановке. После закантовки вы почувствуете отдачу от лыж, по мере того как они разгибаются, и энергию вашего ряспрямляющегося тела. Используйте эту энергию для выполнения поворота, но не беспокойтесь о пересечении линии склона. Обратите внимание на мгновенный возврат к прямой стойке, ненадолго позвольте лыжам двигаться по линии склона, ощутите давление на подушечки стоп из-за смещения центра масс тела вперед. Затем повторите закантовку в том же направлении, в котором начали упражнение. Повторяйте движения, пока позволяет ширина склона. Затем выполните это же упражение в другую сторону. Ваша траектория на снегу будет выглядеть как лестница.

Замедленные движения стоп

Начало поворота на крутом склоне ощущается так, как будто вы падаете через свои лыжи. Некоторые лыжники называют такое начало поворота "заглядыванием в пропасть". Чтобы выработать навыки начала поворота после закантовки и торможения, выполните поворот с намеренно замедленными движениями стоп. Притворитесь, что ваши ступни отстают на пол-секунды от остальных частей тела. Сосредоточтесь на том, чтобы оставить ступни позади, как будто снег под ними намазали клеем. Воображаемые замедленные ступни помогут вам правильно двигать центр масс в начале поворота.

Типичные ошибки на крутом склоне

Главная проблема, с которой лыжники сталкиваются на крутых склонах - это излишний набор скорости после начала поворота. После выполнения приведенных в этой главе упражений и понимания принципов закантовки эта проблема должна исчезнуть. Но возможно, что вам на самом деле нужен несколько иной метод, чтобы справиться с крутыми склонами.

Некоторые склоны просто слишком круты, чтобы использовать технику спуска "закантовка - переходная фаза". Описанный выше метод основан на гашении скорости путем агрессивной закантовки, но он включает перемещение центра масс поперек лыж и в сторону долины, а также контроллируемое свободное падение. Эот движение вниз обеспечивает плавное, надежное начало поворота на крутом рельефе. Но на очень крутых склонах эта тактика приводит к тому, что вы остаетесь на линии склона слишком долго.

На склоне, где нужно уменьшить движение вниз в начале поворота, следует скорректировать траекторию центра масс тела. Вместо того, чтобы направлять центр масс поперек лыж и вниз по склону, двигайте его вертикально, вверх и от снега. На крутом рельефе очень важно, чтобы начало каждого поворота было успешным, и отрыв кантов лыж от снега - ключ к этому успеху. На экстремально крутых склонах это надо делать, перемещаясь скорее вертикально, чем в боковом направлении, поскольку боковое перемещение приводит к плохо контролируемому набору скорости. Техника начала поворота на экстремальных склонах именуется "педалированием". Хотя эта техника была разработана в Европе альпинистами для склонов с крутизной 55-60 градусов, она эффективна в любой ситуации, когда вы хотите избежать излишнего набора скорости на линии склона.

Чтобы выполнить педалирование, нужно сначала достаточно понизить скорость при помощи рассмотренной ранее закантовки. В точке наибольшей закантовки вы принимаете положение "выпрямленная нога - согнутая нога". Внешняя нога почти полностью распрямлена, направлена вниз, внешняя лыжа закантована и загружена. Внутренняя нога согнута, обеспечивая контакт лыжи со снегом, а также винто-угловое положение тела. Из такого положения вы готовы быстро встать на внутренней ноге, использовав внутреннюю лыжу как стартовую площадку для вертикального отрыва от склона. Дальше уже будет легко направить лыжи в воздухе в новый поворот. Вместо того, чтобы позволить силам тяжести и инерции развернуть вас вниз по склону после закантовки, вы искусственно отрываете лыжи от снега, отталкиваясь вертикально внутренней ногой. Это именуется педалированием, потому что внутренняя нога давит на лыжу примерно также, как мотоциклист заводит двигатель педалью кик-стартера.

Хотя педалирование - эффективный способ начала поворотов в экстремальных случаях, оно редко требуется на тех обычных склонах, где мы чаще катаемся. Но так или иначе, наиболее общая проблема все таже - излишняя скорость в фазе начала поворота. Эта излишняя скорость может быть вызвана тем, что вы проводите слишком много времени на линии склона, или используете это время неэфективно. Помните, что задача переходной фазы - перейти к очередной закантовке так быстро, как позволяет крутизна склона. Ключом к быстроте и эффективности переходной фазы является руление. Необходимо рулить лыжами при помощи стоп и ног, пока они не контактируют со снегом. Ноги должны работать в унисон, так что обе лыжи касаются снега одновременно и параллельно. Повторение базовых навыков руления в разделе "Формирование технического арсенала" - возможно именно то, что вам надо. Еще один важный прием: контрвращение торса усиливает эффект руления.

Вторая важная проблема, с которой лыжники сталкиваются на крутых склонах - проскальзывание лыж в фазе закантовки. Это привносит хаос в ваш потенциал на крутом склоне, поскольку пропадает ощущение безопасности и контроля за скоростью. Без этого ощущения не получается начать очередной поворот уверенно. Может наблюдаться симметричное проскальзывание, когда обе лыжи не могут надежно зацепиться за снег, или же проскальзывает внешняя лыжа, выезжая из-под вас, и оставляя вас на внутренней. Это типичные результаты наклона тела к склону, вместо наклона головы над внешней лыжей и характерного винто-углового положения. Как только вы наклонили тело к склону на крутом рельефе, часть веса переносится с внешней лыжи на внутреннюю. Теперь ни одна из лыж не будет держать как следует. Если наклониться слишком далеко или слишком резко, давление на внешнюю лыжу падает, она теряет сцепление со склоном и соскальзывает.

Крутые склоны


a) Лыжник активно встает на внутренней лыже, используя точку укола палкой как центр разворота.
b) В момент полета лыжи вполняют полный поворот.
c) В момент нового контакта со снегом лыжник делает укол другой палкой, закантовывает лыжи и готовится к очередному повороту педалированием.

Гася скорость путем закантовки, вы могли отметить, что пятка внешней лыжи теряет свое сцепление со снегом. Этот эффект обычно вызван небольшим уменьшением угла закантовки в конце поворота, которое позволяет наиболее нагруженной части лыжи проскользнуть. Обычно пятка поскальзывает на несколько сантиметров и восстанавливает сцепление в точке, где вновь достигается достаточный угол закантовки. Это уменьшение угла закантовки в конце поворота вызвано положением бедер: если позволить бедрам завершить контр-вращение и закрутиться в том же направлении, куда вращаются лыжи в конце поворота, лыжи слегка раскантовываются - как раз настолько, чтобы пятки сметали снег. Решение проблемы - в сохранении (или увеличении) выдвижения внутренней лыжи вперед к концу поворота. Второе что надо сделать - сопротивляться потребности вынести внешнюю палку полностью вперед в течении всего поворота, иначе это приводит к закручиванию бедер в неверном направлении. Конечно, остро заточенные канты также уменьшают соскальзывание лыж.

Некоторые лыжники считают полезным иметь в запасе средство для ситуаций, когда требуется экстренное гашение скорости. Торможение пятой точкой - как раз такой метод для крутых склонов. Вы полностью опускаете бедра в сторону склона до касания снега ягодицами. Дополнительное трение о снег иногда бывает достаточным, чтобы снизить скорость, и затем продолжить движение. Это движение вызывает потерю контакта внешней лыжи со снегом и частичную потерю управления. Катание на пятой точке продолжается до тех пор, пока вы позволяете внешней лыже соскальзывать. Как только вы восстановите контакт, бедра приподнимутся от снега и примут более функциональное положение. Самый существенный недостаток торможения пятой точкой состоит в том, что есть шансы встретить в снегу что-то твердое, например камень. Имейте этот риск в виду.

Марк Эллинг