Траектория поворотов

Статус кво современной техники.

     Мы являемся свидетелями развития двух явлений:
     Повороты, исполняемые в слаломе-гиганте, супер-гиганте, даже в скоростном спуске, а также повороты хороших лыжников в свободных спусках исполняются с заметно меньшим проскальзыванием вбок лыж. И когда в поворотах исчезают эти проскальзывания, то говорят о резаной технике. 
     Трансформируется  понемногу и форма дуги. Улучшение сцепления кантов в начале поворота  позволяет сильнее закруглять дугу в этой фазе и далее, а в следующих фазах поворота вести ее более отлого. Эти новшества в технике дают выигрыш во времени на спортивных трассах,  а в свободном катании обусловливают более гармоничное, непрерывное  резаное скольжение.
Траектория поворотов6. След-траектория:
6а -   Плохо: проскальзывания вбок – торможения при завершении поворотов
6в – Хорошо: Резаное скольжение – ускорение при выходе из поворота
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О резаных траекториях дуг.

      Ранний резаный вход в поворот.

      Укороченная разгрузка, ранний наклон тела внутрь, ускоренный перенос опоры на кант верхней (внешней в повороте) лыжи обеспечивают почти мгновенный вход в поворот. Тут же, вследствие действия центробежной силы создается сверхдавление на кант верхней  лыжи (или на обе лыжи одновременно ) - условие быстрого начала резаного ведения.

      Равномерно-резаное ведение по всей дуге поворота. 

     В прежней технике, именно вертикальная резкая загрузка лыж, как вследствие большого облегчения-разгрузки, так и при завершении поворота,  обусловливали боковое соскальзывание лыж в повороте. Ныне сверхдавления распределены во времени и пространстве движения или вовсе устранены, в результате чего достигается продолжительное резаное скольжение на кантах по дуге. 

      Преобладание резаного ведения в силу параболической формы кривизны лыж.

      Благодаря большей изогнутости боковой грани современной карвинг-лыжи при закантовке на склоне она,  врезаясь в снег, сама стремится скользить по дуге. При этом радиус описываемого лыжей поворота зависит от кривизны ее собственной боковой грани. Фирма-производитель часто указывает ее усредненный показатель радиуса дуги. Однако в реальности кривизна дуги сильно варьирует в зависимости от степени закантовки, а также от реакции  лыж на нагрузки прогиба и торсионного скручивания.

Изменения рисунка поворота

      В первой части поворота:
      В прежней технике во время разгрузки-облегчения и последующей постепенной загрузки лыж при приземлении начало поворота было мало выраженным, или, как говорят,  «смазанным».
     В современном карвинге, как только произошла перекантовка и опора перешла на внутренние канты, поворот «зачат».  Такое начало поворота обусловлено двумя геометрическими характеристиками современных лыж. 
      Во-первых, благодаря более «приталенной» форме боковых граней лыж. И еще и потому, что широкие лопатки носков лыж «цепляют» снег ниже (по склону) оси продольного скольжения лыж, т.е. ближе к центру поворота. 
      Во-вторых, создаются дополнительные условия, которые ведут к ускорению и большей эффективности начала поворота. Так,  загрузка носков лыж  улучшает сцепление со снегом и усиливает роль этого технического элемента:
     При наклоне колена верхней (внешней ноги) внутрь поворота (для того чтобы перевести лыжу на кант) возникает двойной двигательный эффект:   загрузка носка лыжи в результате опускания вперед колена вызывает  разворот  лыжи, -  что облегчает начало поворота. Это воздействие переходит, тут же, на обе лыжи.
     Во второй половине поворота.
     В обычном случае, в случае старой техники,  в конце поворота, когда  относительная "крутизна" лыжа-склон нарастает,  - возникает больший боковой снос лыж.
     В современной технике для движения на общем заданном радиусе виража при закругленном начале поворота - вторая половина его дуги более отлогая.  Отсюда уменьшение действия центробежной силы в конце поворота. Таким образом, уменьшается риск проскальзывания вниз, а лыжник, более того,  даже испытывает ускорение. 
     Важно отметить, что это чувствуют на себе, как мастера на спортивных трассах, так и любители-лыжники в свободном катании. 

      Дуги более отлогие, но скольжение-глиссирование быстрое, резаное.

      В спортивной технике часто считалось, что надо стремиться спрямлять дуги и направлять носки лыж прямо на внутренний флаг следующих ворот, у которого делать очередной поворот и далее снова вперед-напрямую (Так называемый Z поворот).
     Сегодня всем известно, что стремление сократить таким образом путь  вынуждают делать резкий разворот у древка, что ведет к торможению и следовательно к потере времени при прохождении трассы. 
     Закругление дуг, достигаемое благодаря параболической форме лыж и развитию горнолыжной техники спусков, позволяют мастерам улучшать результаты на спортивных трассах, а любителям свободного катания добиваться легкого гармоничного глиссирования в поворотах на снегу.
7.     Два вида дуг современных поворотов:
Траектория поворотов7а -  Траектория движения по дуге окружности (постоянный радиус)
Траектория поворотов7в -    След (обозначен пунктиром)  траектории несколько протяженнее. Но в конце дуги лыжник «выстреливает», ускоряется, что приводит к выигрышу во времени.
Траектория поворотов7с -    Радиус в начале поворота минимален (дуга сильно закручена)  и далее  в процессе движения увеличивается  (раскрытие дуги).
 

8.   Положения тел мастеров в современной технике поворота  (контуры киносъемки Германа Майера)
Траектория поворотов
8а  -   Подача тела вперед при выходе из поворота

Траектория поворотов
8в  -   Осаженное назад положение в конце поворота

9. Гиперсгибание в конце дуги.
Траектория поворотов
 

Назад... Далее...