Траектория поворотов
Статус кво современной техники.
Мы являемся свидетелями развития двух явлений:
Повороты, исполняемые в слаломе-гиганте, супер-гиганте,
даже в скоростном спуске, а также повороты хороших лыжников в свободных
спусках исполняются с заметно меньшим проскальзыванием вбок лыж. И когда
в поворотах исчезают эти проскальзывания, то говорят о резаной технике.
Трансформируется понемногу и форма дуги.
Улучшение сцепления кантов в начале поворота позволяет сильнее закруглять
дугу в этой фазе и далее, а в следующих фазах поворота вести ее более отлого.
Эти новшества в технике дают выигрыш во времени на спортивных трассах,
а в свободном катании обусловливают более гармоничное, непрерывное
резаное скольжение.
6. След-траектория:
6а - Плохо: проскальзывания вбок – торможения при завершении
поворотов
6в – Хорошо: Резаное скольжение – ускорение при выходе из поворота
О резаных траекториях дуг.
Ранний резаный вход в поворот.
Укороченная разгрузка, ранний наклон тела внутрь, ускоренный перенос опоры на кант верхней (внешней в повороте) лыжи обеспечивают почти мгновенный вход в поворот. Тут же, вследствие действия центробежной силы создается сверхдавление на кант верхней лыжи (или на обе лыжи одновременно ) - условие быстрого начала резаного ведения.
Равномерно-резаное ведение по всей дуге поворота.
В прежней технике, именно вертикальная резкая загрузка лыж, как вследствие большого облегчения-разгрузки, так и при завершении поворота, обусловливали боковое соскальзывание лыж в повороте. Ныне сверхдавления распределены во времени и пространстве движения или вовсе устранены, в результате чего достигается продолжительное резаное скольжение на кантах по дуге.
Преобладание резаного ведения в силу параболической формы кривизны лыж.
Благодаря большей изогнутости боковой грани современной карвинг-лыжи при закантовке на склоне она, врезаясь в снег, сама стремится скользить по дуге. При этом радиус описываемого лыжей поворота зависит от кривизны ее собственной боковой грани. Фирма-производитель часто указывает ее усредненный показатель радиуса дуги. Однако в реальности кривизна дуги сильно варьирует в зависимости от степени закантовки, а также от реакции лыж на нагрузки прогиба и торсионного скручивания.
Изменения рисунка поворота
В первой части поворота:
В прежней технике во время разгрузки-облегчения
и последующей постепенной загрузки лыж при приземлении начало поворота
было мало выраженным, или, как говорят, «смазанным».
В современном карвинге, как только произошла
перекантовка и опора перешла на внутренние канты, поворот «зачат».
Такое начало поворота обусловлено двумя геометрическими характеристиками
современных лыж.
Во-первых, благодаря более «приталенной»
форме боковых граней лыж. И еще и потому, что широкие лопатки носков лыж
«цепляют» снег ниже (по склону) оси продольного скольжения лыж, т.е. ближе
к центру поворота.
Во-вторых, создаются дополнительные
условия, которые ведут к ускорению и большей эффективности начала поворота.
Так, загрузка носков лыж улучшает сцепление со снегом и усиливает
роль этого технического элемента:
При наклоне колена верхней (внешней ноги)
внутрь поворота (для того чтобы перевести лыжу на кант) возникает двойной
двигательный эффект: загрузка носка лыжи в результате опускания
вперед колена вызывает разворот лыжи, - что облегчает
начало поворота. Это воздействие переходит, тут же, на обе лыжи.
Во второй половине поворота.
В обычном случае, в случае старой техники,
в конце поворота, когда относительная "крутизна" лыжа-склон нарастает,
- возникает больший боковой снос лыж.
В современной технике для движения на общем
заданном радиусе виража при закругленном начале поворота - вторая половина
его дуги более отлогая. Отсюда уменьшение действия центробежной силы
в конце поворота. Таким образом, уменьшается риск проскальзывания вниз,
а лыжник, более того, даже испытывает ускорение.
Важно отметить, что это чувствуют на себе,
как мастера на спортивных трассах, так и любители-лыжники в свободном катании.
Дуги более отлогие, но скольжение-глиссирование быстрое, резаное.
В спортивной технике часто считалось,
что надо стремиться спрямлять дуги и направлять носки лыж прямо на внутренний
флаг следующих ворот, у которого делать очередной поворот и далее снова
вперед-напрямую (Так называемый Z поворот).
Сегодня всем известно, что стремление сократить
таким образом путь вынуждают делать резкий разворот у древка, что
ведет к торможению и следовательно к потере времени при прохождении трассы.
Закругление дуг, достигаемое благодаря параболической
форме лыж и развитию горнолыжной техники спусков, позволяют мастерам улучшать
результаты на спортивных трассах, а любителям свободного катания добиваться
легкого гармоничного глиссирования в поворотах на снегу.
7. Два вида дуг современных поворотов:
7а - Траектория движения
по дуге окружности (постоянный радиус)
7в - След
(обозначен пунктиром) траектории несколько протяженнее. Но в конце
дуги лыжник «выстреливает», ускоряется, что приводит к выигрышу во времени.
7с - Радиус
в начале поворота минимален (дуга сильно закручена) и далее
в процессе движения увеличивается (раскрытие дуги).
8. Положения тел мастеров в современной технике поворота
(контуры киносъемки Германа Майера)
8а - Подача тела вперед при выходе из поворота
8в - Осаженное назад положение в конце поворота
9. Гиперсгибание в конце дуги.