Лыжи бугров
6. Уровень эксперта
Основная задача обучения на уровень эксперта - научить сохранять прямолинейную траекторию спуска по отношению к линии ската при высоком ритме и значительной скорости, соответствующими техническому и физическому уровню данного лыжника.
Основой такого спуска остается годиль GTB, но траектория и частота поворотов зависят от умения согласовать свой технический уровень с рельефом трассы.
Чтобы преуспеть в этом, основное внимание следует уделять просмотру трассы на некотором расстоянии перед собой.
Эта глава состоит из ряда примеров, которые конечно не являются исчерпывающими. Обучение следует приспосабливать к интересам данного человека, но в любом случае следует изучать типичные ситуации, встречающиеся при спуске.
Бугры представляют собой трассу с меняющимся профилем. Спускаясь сопряженными поворотами вниз по линии ската, лыжник вынужден приспосабливаться к различному рельефу. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы бугров.
а. Различные виды бугров
1.Классические бугры
Это бугры довольно скромного
размера с более или менее вытянутыми боками. Промежутки между ними
создают углубления, по которым и лежит путь лыжника, стремящегося
вниз по линии ската. Техника состоит в том, чтобы начать поворот на
вершинном выполаживании одного бугра и продолжать его во впадине под
бугром и дальше - до вершинного выполаживания следующего бугра. Это
- базовая техника. В ней четко прослеживается соответствие между
формой бугра и двумя фазами поворота: началом на вершине и ведением
поворота по боковым склонам и впадинам между буграми.
2. Бугры с вытянутой вершиной (гребнем)
Это сильно
вытянутые бугры. Их гребень тянется от вершины одного до вершины
следующего. По обе стороны гребня такой бугор имеет ложбину, по
которой вынужден двигаться лыжник. При движении по таким ложбинам
сильно увеличивается скорость, что вызывает в свою очередь потерю
устойчивости и сбой ритма поворотов. Чтобы исключить подобную
ситуацию, в случаях, когда боковое расстояние между буграми не
позволяет спускаться по их боковым склонам, лыжник должен идти
годилем то с одной, то с другой стороны ребра, одним, двумя или
тремя поворотами с очень короткой закантовкой и опорой на обе ноги
(стиль "Weitzes").
3. Бугры с приподнятой вершиной.
Это бугры, у которых
вершина представляет собой приподнятый трамплин, или перед которыми
находится ложбина с сильно приподнятым дном. В этом случае, в
зависимости от Вашей опытности, следует выбрать один из следующих
вариантов:
- попытаться избежать такого бугра, проезжая по
склонам соседних,
- избежать спуска по такому бугру, используя
прыжок с предыдущего и приземление на последующий,
- использовать
такой бугор, если только его форма не представляет слишком большой
риск для Вашего уровня подготовки, для прыжка. Такой бугор-трамплин
позволяет получить прекрасный толчок для прыжка. Будьте особо
внимательны, чтобы не потерять устойчивость (в плоскости
носки-задники лыж) из-за увеличения давления на ноги. Равновесие
поддерживается опорой на обе палки на вершине бугра (таким образом
компенсируется вынос корпуса вперед) и поднятием рук в начале
полета,
- самортизировать бугор энергичным сгибанием-разгибанием.
Лыжник сильным сжатием брюшного пресса выкидывает перед собой
колени, что позволяет ему взлететь и "проглотить" вершину бугра.
Такой авальман вызывает потерю устойчивости в задней стойке. Это
следует скомпенсировать сильным наклоном корпуса вперед. Лыжник
также помогает себе рукой, противоположной той, которая делает укол,
вытягивая эту руку вперед и вниз. Обратите внимание на колени,
которые подтягиваются к груди, как будто для удара. Такое энергичное
подтягивание коленей является признаком очень активного авальмана.
Усиленная выносом корпуса вперед, такая техника при съезде с бугра
заставляет полостью распрямить ноги, в результате чего они
проскальзывают вперед. В этом случае предпочтительнее продолжить
спуск по боковому склону бугра, нежели по дну ложбины, полностью
распрямившись.
4.Канавы
Это - анфилада бугров, расположенных вдоль
линии ската, боковые склоны которых формируют довольно узкую
борозду. Техника состоит в том, чтобы пробираться по этому желобу,
двигаясь то по одной его стороне, то по другой. Близость краев
требует узкого ведения лыж и обязывает лыжника поддерживать четкий
ритм поворотов, исключающий сбой. Глубокая, узкая канава ведет
лыжника как по рельсам и отводит ему относительно пассивную роль.
Лыжи идут приблизительно по линии ската, располагаясь либо в центре
канавы, либо по ее краям - на боковых поверхностях формирующих
канаву бугров. Ведение плоское или с легкой закантовкой.
Ограничение, налагаемое краями канавы, допускает только боковое
перемещение ног и коленей. Когда лыжи пересекают линию ската,
происходит очередной разворот на противоположный склон. Мышечное
расслабление между загрузкой и разгрузкой позволяет переводить лыжи
без особого напряжения с одного края канавы на другой. Можно даже
попытаться увеличить скорость, слегка выталкивая лыжи вперед.
5.Трасса
Это бугры разнообразного вида, встречающиеся
по ходу спуска. Трасса объединяет различные типы - от классического
до разновидностей, похожих скорее на нору, слегка наклоненную по
линии ската в сторону подошвы. Перелому линии ската в таком случае
часто предшествует легкий подъем.
Такой набор бугров встречается
в местах проведения соревнований и тренировок.
Для прохождения
трассы на малой скорости используют технику годиля GTB, а с ростом
скорости начинает играть большую роль уровень физической подготовки,
так как растет величина реакции опоры и все сложнее становится
поддерживать хороший контакт лыж со снегом. В этом случае технику
Вашего авальмана определяет в основном реакция опоры и
соответствующий ей и Вашим возможностям угол сгибания ног и корпуса.
Другие параметры трассы в случае больших скоростей играют
второстепенную роль.
Начало поворота осуществляется практически в
воздухе (в начале дуги). И нужно стремиться как можно скорее обрести
опору на снег, хотя бы носками лыж.
в. Примечания
Следует освоить разные типы годилей, чтобы при спуске отрабатывать любой встреченный набор бугров. А ученику, кроме того, это дает возможность освоиться с разнообразной техникой в удобных условиях. Используя годили GTE ( годиль, использующий технику экспертного уровня) и GTB (годиль, использующий технику базового уровня), можно начать варьировать все параметры (ускорение, ритм поворотов, скорость) таким образом, чтобы получить нужный Вам эффект.
с. Самые распространенные ошибки
Часть тела | Неправильное положение | Последствия |
Голова |
Слишком низко опущена |
Уменьшается обзор |
Сильно наклонена к ногам |
Заблокирована и лишена подвижности спина | |
Следует за поворотом корпуса |
Опасность упасть внутрь поворота | |
Волнообразно движется, повторяя рельеф бугров |
Вы плохо амортизируете ногами | |
Плечи |
Внутреннее плечо заваливается внутрь поворота |
Потеря равновесия |
Противоход головы и плеч |
Потеря сцепления задников лыж со снегом. Лыжи чересчур сильно подняты вверх по склону и уходят от направления по линии ската. | |
Плечо поднимается при уколе палкой |
Ослабляется эффект укола | |
Поднятие плеч на вершине бугра |
Ухудшается отработка рельефа ногами | |
Руки |
Слишком раскрыты |
Часто влечет контрвращение плеч. При затянутом уколе палкой появляется тенденция завалиться назад, так как при слишком широко раскрытых руках у лыжника не достает сил противодействовать корпусом уколу палкой. |
«Ломаные» руки – локти слишком сильно прижаты к корпусу |
Вызывает: - поворот корпуса внутрь поворота и неправильно выбирается место укола палкой, - потерю равновесия и опасность упасть вперед, назад и вбок. | |
Локти подняты и разведены в стороны |
Лишние движения руками + не нужные колебания плеч | |
Руки вытянуты вверх и назад |
Опасность потерять равновесие и упасть назад | |
Внутренняя рука опущена слишком низко и заходит за спину лыжника |
Появляется тенденция к контрвращению плеч и нарушению ритма поворотов | |
Руки слишком вытянуты вперед, локти при этом слишком широко расставлены |
Потеря гибкости корпуса | |
Корпус |
Слишком наклонен вперед |
Опасность падения вперед. Помеха вертикальному движению в авальмане |
Слишком откинут назад |
Опасность падения назад. Потеря контроля за опорой лыж на снег и над скоростью. Угроза выскальзывания ног из-под корпуса вперед. Невозможность повернуть или закончить поворот | |
Корпус слишком прям |
Теряется гибкость, движения лыжника становятся скованными | |
Корпус слишком согнут |
При этом таз отставлен назад и позвоночник не может более обеспечивать должной амортизации | |
Бедра |
Слишком резкий выброс бедер |
Потеря устойчивой опоры. Отрыв задников лыж от снега. Нарушение равновесия на внутренней лыже. |
Ноги |
Слишком жесткие, либо слишком мягкие |
Исчезает эффект амортизации. Плохо контролируется опора лыж на снег. Плохо контролируется ведение лыж в повороте. Теряется устойчивое равновесие. |
Слишком большой вертикальный ход |
Потеря времени и следовательно и скорости при входе в поворот. Опасность падения назад. | |
Слишком широко расставлены, либо слишком сжаты |
Потеря скорости при входе в поворот. Потеря равновесия. Опасность скрещивания лыж и ошибки в ведении внутренней лыжи. Жесткая стойка | |
Одна нога впереди другой |
Опасность упасть в бок (потеря бокового равновесия) |
1 Хорошенько запомните…
Сопряженные повороты
Вы можете каждый раз, когда лыжи
обретают опору, выталкивать их вперед. Этот толчок позволит
соединять отдельные повороты в серию сопряженных. После такого
толчка лыжи очень короткое время ведут на кантах, акцентируя опору
на задники, подготавливая тем самым следующий поворот. Будьте
внимательны - этот толчок прибавляет лыжам скорость и вызывает
опасность упасть назад. Такая потеря устойчивости компенсируется
уколом палки и выносом вперед противоположной руки.
Линия ската
Очень важно перед спуском по бугристой
трассе выбрать оптимальный маршрут. Оптимальный маршрут всегда
наиболее близок к линии ската. Конкретный выбор зависит от
расположения и формы бугров и следует по траектории, наиболее
благоприятной для данного лыжника. Выбрав маршрут, без колебаний
устремляйтесь вниз. С первых же метров избегайте любых траверсов,
чтобы достичь нужной скорости и ритма поворотов. Старайтесь
держаться как можно ближе к линии ската.
Независимая работа ног
позволит держать корпус, направленный по линии ската в долину. И не
забывайте, что надо видеть трассу на несколько поворотов вперед.
Примечания
Самый лучший маршрут спуска - сама линия
ската. Но научиться спускаться строго вдоль линии ската можно только
много раз повторив такой спуск. Спуск вдоль линии ската к тому же
позволяет:
- хорошо ощущать контакт лыж со снегом и следовательно
скольжение,
- регулировать закантовку лыж в зависимости от
состояния снега и склона,
- избегать несвоевременного
соскальзывания на боковых поверхностях бугров,
- быстрее
амортизировать,
- кататься быстро и эффективно.
Еще раз напоминаем, что следует выбирать трассу, соответствующую вашему уровню подготовки.
2. Три классических ошибки, которые не следует совершать.
Трамплинный эффект бугра
Этот эффект поджидает вас
везде на бугристой трассе. Он состоит в неконтролируемом броске
корпуса вперед, что является серьезной ошибкой.
Вы подвергаетесь
трамплинному эффекту из-за следующих причин:
- запаздывания
момента обретения лыжами опоры на снег. Приземляться следует до
вершины бугра!
- плохая амортизация и слишком сильный наклон
корпуса вперед в момент приземления, что вызывает полную потерю
равновесия, опасность падения назад, а лыжам - опасность
выскользнуть из-под Вас,
Ведение поворота на внутренней лыже
Отрицательные
последствия этого многочисленны. Ведение поворота на внутренней лыже
возникает по следующим причинам:
- потеря равновесия, опасность
упасть назад и в бок,
- неправильный разворот плеч, влекущий за
собой уход лыж от правильной траектории поворота,
- неправильная
закантовка,
- переход грузовой площадки внутренней лыжи на
боковой склон соседнего бугра, что влечет за собой потерю опоры
обеими лыжами,
- падение на бугре.
Укол обеими палками
Это движение очень быстро
становится чисто механическим, поэтому оно является постоянной
ошибкой и от него очень трудно избавиться.
Рассматривайте его как
ошибку, идущую от плохой амортизации.
Данный прием следует
использовать только при приземлении, только в этом случае он
полезен.
d.Прыжки по буграм
Совершаемые в процессе спуска по буграм прыжки показывают,
насколько Вы умеете держать ситуацию в руках (точнее, в ногах).
Прыжки демонстрируют уровень Вашего самообладания, умения сохранять
устойчивость, владения техникой спуска.
В прыжке всегда есть
какая-то доля риска, идущего от данного конкретного бугра.
Ни
один прыжок никогда не бывает похож на другой: ведь Вы прыгаете то в
начале, то в конце спуска, то на малой, то на максимальной скорости
и т.д.
1.Подготовка к прыжку
Лыжник всегда должен знать,
либо визуально изучая трассу впереди себя при спуске, либо
просмотрев ее заранее, место, где он будет прыгать. Время на
подготовку к прыжку обычно бывает очень мало и пролетает практически
мгновенно. Лыжник сопряженными поворотами приближается к намеченному
бугру так, чтобы со стороны это выглядело как "непроизвольный
прыжок". Прыжок не должен выбиваться из ритма поворотов. Для этого
лыжник должен полностью владеть ситуацией и контролировать
равновесие. Скорость спуска во многом определяет прыжок, поэтому с
самого начала скорость Вашего спуска должна соответствовать
выбранному прыжку.
2. Толчок
Описан в главе Уровень совершенствования.
3. Исполнение фигур
Во время исполнения фигуры в
воздухе, все мышцы лыжника должны быть напряжены. Каким бы ни был
прыжок, движения рук и ног должны быть быстрыми, чтобы успеть
полностью выполнить всю фигуру или даже соединить одну фигуру с
другой (комбинация прыжков). В случае выполнения комбинации прыжков
следует четко отмечать каждую из выполняемых фигур. Быстрота
выполнения фигур позволит увеличить время подготовки к приземлению.
Ваш взгляд в течение всего времени исполнения фигур зафиксирован на
месте приземления, чтобы сохранить в воздухе оптимальную
устойчивость.
4. Приземление
Описано в главе Уровень совершенствования.
5. Каскад прыжков
Прыгать - это прекрасно, но еще лучше
после прыжка продолжить спуск.
А дальше - самое основное это
повтор прыжка. Такие повторы определяют успех всего спуска.
Если
Вы собираетесь повторить прыжок, то место приземления после
предыдущего следует рассматривать как место подготовки к следующему.
Как только Вы ощутили опору лыж на снег, немедленно, не теряя ни
минуты, переходите к дальнейшему спуску.
Ритм последовательных
прыжков определит скорость Вашего спуска.
6. Примечания
- подготовка и толчок определяют
устойчивость и высоту прыжка,
- каждое приземление и следующий за
ним новый прыжок определяют общее качество исполнения всего каскада
прыжков.
7. Технические советы обучающимся
- приступайте к
изучению различных фигур на отдельно стоящих буграх, которые
отвечают всем условиям безопасности,
- первые прыжки по буграм
делайте в конце спуска на легких буграх, используя в начале
повторение простых фигур.
Вначале выполняйте каскад прыжков в обычной стойке - свеча, - отрабатывая моменты приземления и перехода к новому прыжку.
Обратите внимание:
- прыжки по буграм требуют идеального
владения техникой спуска по буграм,
- чем выше прыжок, тем легче
приземление,
- чем сильнее толчок, тем Вы устойчивее в
воздухе.
e. Самые популярные прыжки
1. Прыжок "Ноги в стороны" ("Spread")
Описание
Находясь в устойчивом положении в воздухе, лыжник
раздвигает лыжи в стороны, разводя их как можно шире одну от
другой.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд - в
сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно перед моментом
покидания бугра. Толчок должен быть быстрым с полным напряжением
мышц всего тела.
Выполнение
После отрыва от трамплина, почувствовав с
устойчивое равновесие всего тела,
развести ноги в стороны как
можно шире, руки при этом вытянуты вперед.
Приземление
В конце параболы прыжка, точно перед приземлением
свести лыжи и держать их параллельно друг дружке, для того чтобы
самортизировать удар при приземлении на четыре точки опоры.
Совет
В этом прыжке можно увеличить количество движений:
несколько раз свести и развести лыжи. Тогда надо повысить скорость
выполнения фигуры.
2. Твист
Описание
Находясь в устойчивом положении в воздухе, лыжник
поворачивает лыжи на 90 град. по отношению к линии плеч.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд - в
сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно перед моментом
покидания бугра. Толчок должен быть быстрым с полным напряжением
мышц всего тела.
Выполнение
После отрыва от трамплина, поддерживая корпус
направленным на место приземления, а руки держа в поле видимости,
повернуть обе ноги на 90 град. направо или налево.
Приземление
Постоянно оценивать высоту параболы прыжка, чтобы
вовремя перейти от поворота лыж на 90 град. К исходному положению -
носки и лыж и Ваши плечи смотрят на место приземления.
Самортизировать удар при приземлении на четыре точки опоры.
Советы
Для хорошего исполнения этой фигуры очень важен высокий
тонус мышц таза.
Количество поворотов за один прыжок можно увеличить. При этом постарайтесь сохранить одинаковую амплитуду поворота в обе стороны
3. Дафи (DAFFY)
Описание
Находясь в положении устойчивого равновесия, лыжник
делает большой шаг в воздухе в плоскости своего перемещения, одна
лыжа вперед, другая - назад.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд - в
сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно перед моментом
покидания бугра. Толчок должен быть быстрым с полным напряжением
мышц всего тела.
Выполнение
После отрыва от трамплина, попытаться сделать
большой шаг, как можно сильнее вытянув ноги. Руками работать как
балансирами, чтобы скомпенсировать потерю равновесия из-за движения
ног.
Приземление
Постоянно оценивать высоту параболы
прыжка, чтобы вовремя перейти к исходному положению - носки и лыж и
Ваши плечи смотрят на место приземления. Самортизировать удар при
приземлении на четыре точки опоры.
Советы
Оторвавшись от трамплина, попытаться слегка выпятить
грудь, чтобы верхней частью туловища скомпенсировать потерю
равновесия и предотвратить падение назад.
Количество движений за
один прыжок можно увеличить. Вы должны найти нужную скорость и
амплитуду.
Для исполнения этого прыжка нужна достаточная высота, чтобы не цепляться носком задней лыжи за снег.
4.
Чесалка (Back scratcher)
Описание
Находясь в положении устойчивого равновесия,
лыжник пытается завести задники обеих лыж как можно дальше за спину.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд
- в сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно перед моментом
покидания бугра. Толчок должен быть быстрым с полным напряжением
мышц всего тела.
Выполнение
После отрыва от трамплина, подвести
одновременно пятки лыж к спине, согнув для этого ноги и для
устойчивости подняв руки верх и выпятив как можно сильнее
грудь.
Приземление
Постоянно оценивать высоту
параболы прыжка, чтобы вовремя перейти к исходному для приземления
положению - ноги под корпусом. Самортизировать удар при приземлении
на четыре точки опоры.
Советы
Не увлекайтесь многократным повторением одной и
той же фигуры в этом типе прыжка!
Демонстрация
Фигура продемонстрирована Александром
Филатовым, участником школы горнолыжника ВАГИ ~Kirovsk school~.
5. Козак
Описание
Находясь в устойчивом положении в воздухе,
лыжник раздвигает как можно шире лыжи одну от другой в стороны и
одновременно с этим поднимает ноги вперед перед
собой.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд
- в сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно в момент
отрыва от бугра. Толчок должен быть быстрым с полным напряжением
мышц всего тела.
Выполнение
Отрывавшись от трамплина, скоординировать
одновременное разведение лыж в стороны и подъем ног вперед (мышцы
ног сильно напряжены).
Приземление
Постоянно оценивать
высоту параболы прыжка, чтобы вовремя перейти к исходному положению
для приземления. Самортизировать удар при приземлении на четыре
точки опоры.
6. Вертолет (Геликоптер)
Описание
Находясь в устойчивом положении в воздухе, лыжник
делает поворот на 360 град. вокруг оси, совпадающей с позвоночным
столбом.
Выполнение
Подготовка
Промежуточное положение: руки вперед, взгляд - в
сторону прыжка.
Начало прыжка
Толчок нужно сделать точно перед моментом
покидания бугра. Толчок должен быть согласован с уколом палкой с
внутренней стороны для создания вращения "вертолета". Вход во
вращение осуществляется закручиванием плеч и бедер при полном
напряжением мышц всего тела.
[Существует другая схема
закручивания геликоптера, а именно: при подъезде к столу отрыва
слегка присядьте, руки с палками внизу, слегка сзади. Внутреннюю
руку прижмите к телу "по шву", внешняя отведена чуть в сторону.
В
момент отрыва, интенсивно разогнуться, внутренняя рука остается
прижатой к телу, а кисть внешней руки начинает движение вокруг тела
по спирали. При полете старайтесь посмотреть в точку приземления.
См. рис.. - прим. ред.]
Выполнение
После отрыва от трамплина и входа во вращение,
прижать внешнюю руку к телу, продолжая поддерживать вращение
бедрами. Голова и "взгляд" вращаются с опережением, ноги и лыжи
сжаты.
Приземление
Так как голова и "взгляд" вращаются с
опережением - оцените ситуацию с высотой прыжка. Следите, чтобы
выполнив поворот на 360 град., вы очутились в исходном положении -
носки лыж и Ваши лицо и плечи смотрят на место приземления.
Приземляйтесь на четыре точки опоры.