Паудер – заветная мечта любого более-менее прилично катающегося райдера. За ним прямо таки охотятся. Но есть такие места в России, где целина-паудер-пухляк бывает практически всегда. Неделей раньше-неделей позже, но он есть, что бы ни происходило в мире. Одно из таких мест – Шерегеш.
![]() |
Шерегеш – это небольшой поселок в Сибири. Если посмотреть по карте – это практически тупик всех дорог. Дальше – только непроходимые дикие леса на сотни километров.
![]() |
Климат здесь такой, что за зиму выпадает от 4 до 6 метров снега. Да еще какого снега! Снег здесь пушистый и сухой. Снегопад начинается в октябре, и к декабрю кататься можно уже везде. За ночь может выпасть больше полутора метров осадков, и тогда вся гора превращается в сплошную "no fall zone", потому что если упасть, то выбраться самостоятельно становится уже затруднительно.
![]() |
Мы приехали в это (богом забытое) райское местечко поздно вечером. Сразу бросилось в глаза – дороги почти не чищены. Как мы потом выяснили из разговоров с местными, во время снегопадов дороги чистить бесполезно, поскольку к утру все равно все будет засыпано снегом. Поэтому чистят их только утром и то по минимуму. Нас такие наблюдения не могли не обрадовать, ложились спать с предвкушением завтрашнего катания. Уверен, что всем снилось одно и то же – брызги снега через голову, снег не дает дышать полной грудью, небольшие дропы и опять снег через голову… и так всю ночь!
![]() |
В эту поездку у меня было две цели – как следует накататься по целине и пофотографровать катающихся в паудере райдеров. И то, и другое требует тщательной подготовки.
С катанием по целине все понятно – лыжи «пожирнее» и одежду хорошую. Остальное вроде бы есть ;) Выбор толстолыж – это отдельная история со счастливым концом. Скажу только, что выбор пал на Line Prophet 130, и я ни разу не пожалел об этом!
А вот с подготовкой к моим первым съемкам в целине пришлось повозиться. О том, что нужно фотографу в поздке, написано миллион и одна статья, и заканчиваются они всегда примерно такими фразами «…но в конечном итоге, каждый выбирает себе оборудование в соответствие с личными предпочтениями и интересами в фотографии». Поэтому я остановлюсь на этом несколько подробнее и поделюсь своим опытом.
Для фотографирования в целине нужно иметь набор аппаратуры, которая защищена от влаги. В моем случае это три объектива L-серии: 16-35, 24-70 и 70-200. Мои любимчики – это «ширик» и «телек». Шириком очень удобно снимать прыжки и трюки, а телевиком – проезды. Из «тушек» - это Canon 5D и Canon 40D. Первый – потому что полнофреймовый, а второй, поскольку быстрый и получаются динамические раскадровки.
Дополнительно ко всему этому хозяйству куча полезных мелочей: запасные батарейки, вспышка, фильтры и всякая всячина. Не забыть тонкие флисовые перчатки, чтобы руки не мерзли во время съемок.
В качестве «упаковки» для катания можно использовать различные рюкзаки. К сожалению, выбор фоторюкзаков для спорта крайне мал. Я бы даже сказал, что для зимнего спорта я видел в продаже только один более-менее удобный рюкзак - Dakine Sequence. Остальные выглядят странными. Некоторые умудряются мастерить самостоятельно специальные кофры, которые вставляют внутрь обычных катальных рюкзаков. Я пробовал возить в обычном рюкзаке кофр с камерой и объективами, но это не слишком удобно и лишает фотографа оперативности.
[page]Катание и съемки
Кататься или фотографировать? Это всегда краеугольный камень в сознании и фотографа и райдера, объекта съемок. Дело в том, что процесс съемки отнимает у райдера ценное время и поэтому, если вы хотите поснимать кого-то, необходимо заранее договориться об этом, чтобы согласовать ожидания и сделать жертву искусства осознанной и добровольной.
![]() |
Основной девиз любителей целины – «No friend on powder day!». Это даже не девиз, а кредо и стиль жизни! Такой «снежный эгоизм» диктует определенный стиль и динамику поведения фотографа и даже, если хотите, построение кадра. Все надо делать быстро.
![]() |
В первые дни мне не удалось поснимать вообще, потому что ни у меня, ни у райдеров «не было на это времени» ;) Мы были заняты только, тем как бы поскорее добраться наверх, чтобы спуститься по этому полуторометрому пухляку еще и еще, и еще разок.. пока не станет темно. В темноте мы, усталые, но довольные, приезжали домой и засыпали, видя один и тот же сон – брызги снега через голову… Такой цикл продолжался первые 4-5 дней, пока не произошло первое насыщение. «Вот теперь можно пофотографировать», - подумал я.
![]() |
Tips and tricks
Идеальная погода для съемки – это солнечный день сразу после снегопада! Таких дней профи ждут неделями, и тут уж важно не оплошать и быть во всеоружие. Однако, можно снимать и в снегопад. Тут важно, в первую очередь, понимать, что и как фотограф хочет показать. Так что я бы сказал, что лично для меня подходит поговорка из детства «у природы нет плохой погоды»!
![]() |
Я кайфую от снегопада и стараюсь передать это ощущение зрителю.
Пока мы катались, я уже успел присмотреть несколько хороших точек съемки, которые потом использовал.
Чтобы снять красивый проезд райдера, необходимо заранее присмотреть место и выбрать точку съемки. Самое хорошее, когда в конце траектории проезда райдера есть какое-то возвышение или контруклон. Тогда вы будете иметь выгодный обзор, и у вас будет больше возможностей поймать тот самый «правильный» момент. Ну, а ракурс и композиция - это чувство, и это чувство либо есть, либо его нет.
![]() |
Из практических советов: нужно cтараться как можно меньше перестегивать объективы во время съемок в снегу. Дело в том, что после проезда райдера, да и самого фотографа, в воздухе висит снежная пыль, которая неизбежно окажется на матрице при снятии объектива.
Очень удобно, если фотограф может связаться с райдером по рации. В этом случае можно договориться обо всех деталях, хотя лучше сделать это заранее. ;)
![]() |
При съемке дропов лучше находиться сбоку – тогда видна вся сложность прыжка и проще увидеть динамику. Также, сбоку можно сделать раскадровку. Хотя для раскадровки лучше выбрать место чуть выше дропа, чтобы вся траектория попадала в один кадр. В этом случае вам придется потратить меньше усилий на обработку. Кстати, в этом случае вам очень пригодится штатив!
[page]Трамплин
В один из дней мы построили трамплин. Мягкая целина на приземлении провоцировала нас на всякого рода трюки. Правда, родео у нас так и не получилось, но это не беда – опыт есть опыт, и чтобы что-то вышло, нужно не бояться ошибиться.
![]() |
![]() |
Для съемки прыжков я выбрал точку прямо под трамплином. Хотя даже мой 16 мм ширик не мог захватить такой угол. Пришлось взять лопату и вырыть себе яму глубиной по пояс, так, чтобы фотоаппарат было удобно разместить прямо у поверхности снега. Конечно, можно было бы и «скрючиться в три погибели», но долго в такой позе не просидишь, а съемка прыжков – это полтора-два часа минимум. Все должно быть удобно!
![]() |
![]() |
Мне кажется, что с точки зрения фотографирования прыжков нижняя точка съемки оправдана, т.к. позволяет лучше показать высоту и глубину прыжка. При съемке «в лоб» картинка получается несколько плоская. Но это мое личное мнение, которое, к тому же, может и поменяться. ;)
![]() |
[page]
Для тех, кто уже загорелся идеей катания в Шерегеше, немного «справочной» информации.
Катание
Катание в Шерегеше, в основном, лесное. Лес не густой, максимальный перепад высот около 700 метров. Наличие леса обуславливают практически нулевую лавинную опасность, а из-за небольших высот акклиматизация практически отсутствует. Все это гарантирует удовольствие от катания, даже если вы приехали сюда на одну неделю.
![]() |
![]() |
Для любителей размяться на вельвете имеется несколько ратраченных трасс. Правда уровень мастерства местных растратчиков оставляет желать лучшего – они постоянно оставляют ступеньки на стыках, так что будьте осторожнее.
ПодъемникиВсего в Шерегеше 2 гондольных подъемника, 2 двухместных кресла без защитного кожуха и один четырехместный с защитным кожухом (в народе называемый «хлебница») и около 8 бугельных подъемников.
![]() |
Где жить
В общем, есть два принципиально разных варианта проживания – в гостинице на горе и в самом поселке в 4 км от горы в съемной квартире.
Примерно половина всех квартир в Шерегеше предназначена для сдачи приезжим туристам. Все они разного уровня комфорта, удаленности от «основных» мест поселка и стоимости.
Стоимость проживания в квартире колеблется от 300 до 500 рублей в обычные дни и от 700 до 1500 за ночь в праздники с человека. Иногда это включает регулярную уборку в квартире, а иногда нет. Наличие различных «дополнительных услуг», таких как набор спутниковых каналов и работающая стиральная машина – это уже фортуна-лотерея. ;)
При выборе квартиры важно обратить внимание на ее расположение. Желательно, чтобы она была поближе к «Кукурузе» - так называется местный супермаркет, возле которого находится центральный «перевалочный пункт» Шерегеша. Именно здесь всегда можно найти такси до горы, квартиру и договориться о трансфере до аэропорта.
Стоимость гостиничных номеров достигает европейского уровня и включает в себя ряд преимуществ – не нужно ехать с горы и до горы, возможность проходить на подъемники без очереди, не нужно заморачиваться различными бытовыми проблемами (ходить в магазин, мыть посуду, готовить и т.п.). У всех гостиниц есть собственные сайты, на которых можно посмотреть более подробную информацию о предлагаемом сервисе и стоимости.
![]() |
Бюджет поездки
Бюджет поездки складывается из:
- авиабилет
- трансфер из аэропорта и обратно
- проживание
- ски-пасс
- трансфер до горы и обратно
- продукты
Авиабилет
Стоимость авиабилета может отличаться в несколько раз в зависимости от того, попали вы на распродажу или нет. Если покупать билет заранее, то он может обойтись вам около 8 тысяч рубле туда-обратно. Если нет, то почти в 2-2.5 раза дороже.
Трансфер из аэропорта
Стоимость легковой машины Новокузнецк-Шерегеш около 2500 днем и 3000 ночью. Если ехать одному, то это совсем не дешево. Поэтому желательно найти себе попутчиков. Тогда вы разделите эту сумму на все участников.
![]() |
Ски-пасс
За неделю катания вы вряд ли выкатаете больше 2500-3000 рублей. Стоимость одного подъема разнится в зависимости от того, на чем вы поднимаетесь. Бугель стоит 20-30 рублей за подъем. Кресло стоит 40 в будни и 60-80 в выходные. Покупать абонемент не имеет смысла. Лучше просто положить денег на электронную карту (которая, кстати, одна для всех подъемников) и периодически добавлять, если не хватает. Остаток невыкатанных денег вам потом вернут.
Трансфер до горы
В этом году машина до горы стоила 150 рублей. В зависимости от количества пассажиров, стоимость вашей поездки будет варьироваться от 40 до 150 рублей. Расчет прост.
Продукты
В поселке есть несколько продуктовых магазинов. Самый «туристический» - это Кукуруза. Цены там совсем не низкие. Но зато там можно купить всякие привычные жителю мегаполиса продукты. Имеется несколько магазинов менее популярных, в которых больше отовариваются местные жители. Они более «советские», там как правило есть очередь и классическая система продажи через прилавок и разные отделы (очереди везде свои). В общем, кто хочет экзотики – велкам. Общий бюджет питания на неделю вряд ли выйдет за 2-3 тысячи рублей.
Автор: Андрей Кудрявцев
2 гондолки, и + гондольно кресельная
Карточка не савмсем одна, три разных сервера, три разных кассы. То есть нужно иметь деньги в трех системах разных. Физически на карту шории можно положить деньги каскада, и наоборот, со скайевеем не проканает, своя система карт.