Небольшая история с географией:
— Норвегия... Это ты здорово придумал! А куда мы поедем в Норвегии? Конечно, в Нордкап — самую северную точку Европы?
— А ты знаешь, что с «самой северной точкой Европы» все не так просто? Когда Нордкап пытаются «продать» туристам как самую северную точку Европы, — мягко говоря, имеет место некоторое лукавство.
— ???
— Во-первых, Нордкап расположен не на материке, а на острове, уж если в ход пошли острова, то самой северной точкой Европы надо объявить какой-нибудь мыс на островах Шпицбергена. Во-вторых, на том же острове Магерё есть еще мыс Кнившелльодден, который расположен на полтора километра севернее Нордкапа. Так что раскрученный Нордкап никакого отношения к географии не имеет: чистый маркетинг.
*Нордкин — где метка; Нордкап помечен желтой точкой
Я, конечно, отказываюсь верить, мне как-то даже обидно за Нордкап... Мне предлагают «купить карту», я лезу в интернет... Надо же! Точно, все так и есть. Признаю поражение, но не обидно: в очередной раз убеждаюсь, что интеллект — это самая привлекательная для меня часть мужского организма...))
— А что же тогда настоящая «самая северная точка Европы»?
— Мыс Нордкин на одноименном полуострове. Вот туда мы и поедем.
— А там есть какая-нибудь жизнь?
— Конечно, есть: букаем отель в Мехамне...
Норвегия, Норвегия... Фьорды, олени, где вы? По плану завтра рано утром мы должны были пересечь норвежскую границу... А сегодня я трясусь по ухабам на скорой, пытаясь не уронить Лехин кислородный баллон...
Приезжаем в больницу Заполярного, все происходит очень быстро и деловито: ЭКГ, рентген, ни минуты задержки. Выходит доктор со снимками в руках и приговором: в реанимацию. Уже через десять минут лежу под теплым одеялом и электрическим пледом, в кислородной маске, вся в трубочках и проводочках, подключенная к капельницам, инфузоматам, кардио-монитору... Вот же влипла!
Неужели — гудбай, Норвегия?! ((
При всей общей пакостности ситуации, от реанимации в Заполярном — только положительные впечатления. Врачебные назначения — грамотные, персонал просто глаз с меня не спускает и ловит каждый жест (неужели там все так хреново на рентгене?). Под пледом тепло и уютно, а с кислородом — это просто праздник какой-то!
На этом позитивном фоне я стремительно иду на поправку. Уже через пару часов дышу почти свободно, а часов в десять вечера болтаю с Борей без маски, и способна даже шутить.
Даю себе мысленную установку во что бы то ни стало выздороветь к утру.
Утром чувствую себя прекрасно! Повторяем рентген — крра-со-та: от вчерашнего безобразия не осталось и следа. ЭКГ — хоть в космос! Кажется, мой план свалить отсюда поскорее — близок к реализации. Осторожно спрашиваю у лечащего доктора, как насчет быстрой выписки, и слышу ответ, о который моя надежда разбивается вдребезги:
— Об этом не может быть и речи. Отсюда никто не выписывается (так и хочется добавить «живым», — прим. автора). Мы переведем вас в терапию, там еще полечим, а потом выпишем.
Вот и приехали!
К счастью, есть еще зав. отделением реанимации, и он как раз приходит на утренний обход. Смотрит внимательно на меня, на вчерашние и сегодняшние снимки, и серьезно так говорит:
— А вы молодец, коллега, что вернулись. Видимо, у вас здесь еще много дел.
— Конечно много, доктор! Очень много и срочных. Вот например, мне край, как надо в Норвегию!
— В Норвегию?? Прямо сейчас?? — сдвинув очки на нос, он долго смотрит мне в глаза, пытаясь, видимо, оценить глубину повреждения моего мозга вследствие гипоксии.
Но мой взгляд чист и светел, улыбка до ушей: я жива, более того, я абсолютно здорова! И да, вы правы, доктор, у меня чёртова куча дел и я хочу выбраться отсюда поскорее! После минутной паузы он произносит:
— Ну что ж, не вижу причин препятствовать. Пишите отказ от госпитализации, и вы свободны.
Я — свободна!!!
Борис уже в пути.
Через час, получив документы, я прыгаю в машину, не забыв, впрочем, закупить себе аптечку неотложной помощи, и мы едем! В Норвегию! Прощай, Заполярный, до свидания, Лиинахамари! Было круто! ))
Никель — последний населенный пункт перед границей. Заливаем и утрамбовываем полный бак бензина: в Норвегии ценник — ой-ёй-ёй, а через границу можно провозить только 10 литров. Избалованные сервисом на белорусском направлении, не стали оформлять грин-карту в Москве в надежде сделать это непосредственно перед границей. Ага, щаз! Ни одной машины, ни одного киоска. Погранцы объяснили нам, что можно сделать это за тройной прайс внутри пограничной зоны, но лучше вернуться в Никель и оформить там, в Сбербанке. Так и сделали, потеряв час с небольшим.
Единственный пограничный переход между Россией и Норвегией — Борисоглебский-Стурскуг. На границе — 1 (одна!) машина перед нами. Наших проходим за пять минут. С норвежской стороны девушка-пограничник с пристрастием расспрашивает, куда и зачем мы едем. Искренне недоумевает: «В Мехамн? А зачем?» Объясняю: «Хотим посмотреть прекрасную страну Норвегию, а также наведаться на самый север Европы». Девушка не вполне удовлетворена ответом. Ей, как жительнице Заполярья, подсознательно стремящейся в сторону экватора, глубоко непонятно, зачем кому-то в мае ехать к Северному Ледовитому океану. Поэтому она просит предъявить всё, что только можно: банковские карты, наличные, страховки, адрес и телефон отеля... Наконец долгожданное: ДЫНЦ-ДЫНЦ — и мы в Норвегии!
В 8 км. от границы — первый норвежский город с абсолютно не норвежским именем Киркенес: скорее, веет какой-то Грецией-Испанией. Уютный, разноцветный городок на берегу Варангер-фьорда . Расстояние от Осло — отнюдь не европейское, а вполне «российское» — 2500 км. На три с половиной тысячи жителей здесь есть Генконсульство РФ и аэропорт! Позже мы выясним, что город Киркенес не является рекордсменом по минимальному числу жителей на один квадратный метр взлетно-посадочной полосы...
Останавливаемся поглазеть на водопад, навстречу по трассе зажигает бодрый старичок на квадрике. Увидев нас, расплывается в улыбке, машет рукой, как родным. Похоже, по эту сторону границы тяготы заполярной жизни ощущаются не так остро. ))
Вскоре дорога выходит на берег фьордов и, петляя вдоль прибрежных скал, то поднимается все выше и выше, то резко падает вниз почти до самой воды. Красота — необыкновенная! Ярко-синяя вода фьордов, затейливо расписанные белым полузаснеженные горы, рыжий мох... Цветовая гамма Ски.ру )) Каждый новый поворот открывает вид краше предыдущего. Мы замираем от восторга, выскакиваем из машины, фотографируем, понимаем, что фото не передает и десятой доли той красоты, но остановиться невозможно... Сначала выскакиваем после каждого нового поворота, потом после каждого второго, пятого... После пятидесятого — изнемогающие от перманентного визуального оргазма, из машины выйти уже не в силах, а только охаем и стонем: «Аааа! Смотри!.. О боже, какой вид!.. Какая красота!..»
Потрясающий видеоряд дополняется подходящим саундтреком. Сегодня идет на ура, конечно же, норвежец и красавец Мортен Харкет, со своими неподражаемыми пятью октавами, в только что вышедшем новом альбоме Out of My Hands...
http://music.yandex.ru/#!/album/436686
Встречаем наших первых северных оленей: резво бегут прямо перед машиной по дороге и, похоже, не испытывают при этом никакой паники. Потом — еще и еще. Оленей много, гуляют вдоль дорог и совсем не боятся, что кто-нибудь из проходящего мимо авто шмальнет из ружьишка... Определенно, по эту сторону границы все немного иначе. Состав воздуха другой, что ли?..
Судя по карте, дорога полна населенных пунктов. На практике — это хутора по 2-3 дома, без каких-либо признаков цивилизации: заправок, кафе, магазинов. Людей вообще не видно, это и неудивительно: плотность населения здесь ниже, чем в Красноярском крае: два человека на квадратный километр. Вот один из них:
Наконец встречаем заправку. Несмотря на то, что съедено только полбака, решаем заправиться. Однаааако!!! В бензобаке нашей машины происходит неведомая доселе химическая реакция: нормальный бензин смешивается с «золотым», норвежским, по 80 рубликов за литр. На таком «аццком» топливе мы наверное не поедем, а полетим. ))
Дорога поднимается выше в горы и превращается в настоящий серпантин. Видим шлагбаум и надпись по-норвежски. Включив дедуктивный метод, догадываемся, что это — начало перевала, который бывает открыт далеко не всегда, в зависимости от погодных условий. Нам везет: погода прекрасная, дорога сухая, шлагбаум открыт.
Въезжаем на заснеженное плато. Какой май, граждане, о чем вы? Поля нетронутого, по-февральски свежего снега, привлекательные, хоть и невысокие склоны, вкусные кулуарчики — мечта фрирайдера. Однако ничто не напоминает о горнолыжном курорте: дикие и безлюдные места. Время от времени вдоль дороги кучкуются машины: народ рассекает на снегоходах по целине.
Всего у нас по пути три перевала. На последнем из них замечаем, что машинку слегка ведет (мы едем на полном приводе, но на летней резине — к теплому Гольфстриму ж ехали, не куда-нибудь!). Температура за бортом — минус два. Проезжаем группу товарищей, вытаскивающих улетевший в кювет пикап. На горизонте сгущаются тучи, Борис озабоченно хмурится: погода явно портится, а завтра нам ехать этой же дорогой...
К вечеру благополучно добираемся до Мехамна...
...издалека находим свой отель (он яркий и необычный: ни с чем не перепутаешь)...
...оставляем вещи и идем ужинать в единственный ресторанчик городка, предвкушая праздник живота — рыбную вечеринку. Невероятно, но факт: в меню ресторана рыбы — нет! Ситуация тем более странная, что весь городок живет на рыбе: либо сами рыбачат, либо продают арктическую рыбалку туристам , имеют даже небольшой рыбоперерабатывающий заводик. Теряемся в догадках, наконец решаем, что от рыбы их уже тошнит, и для дорогих гостей вроде нас они решили приготовить что-то экзотическое: курицу-гриль, свиную отбивную, стейк рибай ))
Между тем, все очень вкусно, порции огромные, норвежское пиво — легкое и свежее, безо всяких лишних нот во вкусе. Ценник впечатляет — под сто баксов за ужин на двоих.
Мы все еще находимся в царстве Большого сегодня: за окном длится полночный полярный день (71 градус северной широты, как-никак!), поэтому опять не спится, и мы еще долго сидим, болтаем, лопатим фотки, наслаждаемся благами цивилизации в виде интернета..
Утром знакомимся с хозяином отеля, который угощает нас вкуснейшей, как-то затейливо приготовленной селедочкой. Видар (так его зовут) — не только хозяин отеля, он же — владелец туристической компании Nordic Safari. Сам он предлагает для туристов «продвинутую» рыбалку, но знает, кажется, всех в Северной Норвегии, поэтому может организовать все, что угодно: от экспедиции на снегоходах к белым медведям до дайвинга во фьордах. Он посвящает нас в секреты логистики: в Мехамне есть аэропорт (внимание! В поселке с населением 742 жителя!!!) и регулярное сообщение с Осло: минимум четыре рейса в день. При желании туда можно добраться из Москвы меньше, чем за день. Да, в Норвегии все немножко дорого, признаёт он. Его дочь живет во Флориде, где снимает большой дом на побережье существенно дешевле, чем в Мехамне.
Идем-едем осматривать окрестности. Городок маленький, уютный и, в отличие от наших северных поселений, весело раскрашенный в разные цвета. В бухте — жизнерадостные кораблики. Вот наш отель — шеренга избушек-на-курьих-ножках ))
Ближе к морю ощущается перемена погоды: холодно, ветер дует с такой силой, что на вершине холма можно лечь на поток и не упадешь. Пейзаж лаконичен и суров: прибрежные скалы, причудливо изъеденные морем и ветром, свинцовые волны (от вчерашней синевы не осталось и следа!), одинокий фонарь с видом на Северный Ледовитый Океан и маяк на мысе вдали. И 71 градус северной широты. Дальше, впереди — нет ничего до самого полюса, только невидимый Шпицберген, где-то далеко-далеко. Всё вместе это штырит не по-детски. У меня просто-таки физическое ощущение, что я оставляю здесь какую-то часть себя, и мне придется очень скоро сюда вернуться...
Мы достигли самой северной точки нашего путешествия! Теперь — курс на юг. На первом же перевале мы понимаем, что погода действительно испортилась: похолодало, задуло, и в результате — неслабый гололед и глубокие переметы. Но шлагбаум открыт, значит, по местным меркам, — можно ехать. И не только ехать! ))
Сегодня я за рулем. Скребусь на своем полном приводе и летней резине 50 км./ч., десятилетний опыт езды по заснеженной Сибири оказывается совсем не лишним.
Уф-ф, перевалы позади, дорога выходит к фьордам, и тут — новая напасть. Ветер! Но не просто ветер, а Ветер с большой буквы В. У нас таких не бывает! Он дует с гор в сторону моря с невероятной силой, и время от времени, когда машина подставляет свой бок очередному порыву, ее колбасит так, что кажется, она не устоит на дороге и сверзнется в обрыв.
Вот такая она, майская Норвегия. Можно только гадать, что тут происходит зимой...
Наконец, преодолев непогоду, мы подъезжаем к границе Норвегии и Финляндии. Здесь начинается территория Евросоюза. Само собой, никаких кордонов, никаких таможенных постов. Старушка Европа —как одна большая деревня ))
Продолжение следует...
Часть первая.
Часть вторая.