Самая солнечная и южная французская станция (из крупных и известных) встретила нас туманом с видимостью не более 10 метров и лениво падающим снегом. Это было тем более некстати, что наш чудесный французский водитель микроавтобуса, не вступая с нами в дискуссию на английском и вежливо улыбаясь, высадил нас у центрального Офиса по Туризму и был таков. Апартаменты предстояло разыскивать самим. С учетом того, что у нас в ваучере было указано одно название, а в итоге выяснилось, что апартаменты переименованы, наша беготня по Альп д'Юэзу в тумане, в поисках крова заняла около двух часов, и катальный день, несмотря на прибытие в 10 утра, был практически потерян. Пользуясь случаем, передаю привет ПАКу!
Станция немного удивила своим размером. Это, конечно, не полноценный город с историческим центром, как, например, Бормио или Межев, но по размерам Альп д'Юэз превосходит большинство альпийских станций, пешком его можно преодолеть минут за 20. Центральная улица имеет приличную ширину и регулярное автомобильное движение.
Городок имеет приличный уклон, в центральной его части оставлен неширокий траверс со снегом и часть отелей имеют ski-in/out. Строения в городе разнообразны, от классических савойских домиков до хай-тека и лофта. В городе крупный спортивный центр, два бассейна, каток, кинотеатр, церковь футуристической архитектуры, в которой на органных концертах, по словам очевидцев, половина зала – наши соотечественники. Есть вечернее катание, пару раз в неделю включают освещение на слаломном сталионе и все желающие могут попрактиковаться до 19 часов.
Символом городка является Marmotte, то есть по-русски говоря, Сурок. Его здесь предостаточно, как в нарисованном, так и в мягко-игрушечном виде. А так же в названиях подъемников, улиц, кафешек.
Непосредственно о главном. Альп д'Юэз - несомненно, станция первой величины, как было написано в одном из рекламных проспектов. Это соответствует действительности, и есть у этого места как минимум две отличительные особенности. Прежде всего, здесь очень хороший снег, легкий и пушистый на многих склонах, он и после обеда не сбивается в бугры и не леденеет. Например, трассы ведущие с Signal Homme и после 15 часов за все две недели нашего пребывания не имели наледей или крупных, нарытых бугров. Второе замечательное свойство этого места - его исключительное удобство для начинающих и детей. Очень широкая, большая и грамотная зона катания непосредственно над городом. Идеальный для обучения уклон, большая ширина и длина склонов, масса бугелей и тот факт, что эта область не пересекается с зоной более сложного/быстрого катания, делают это место самым привлекательным из тех, что я видел с точки зрения первых шагов на лыжах.
Остальную зону катания можно условно поделить на три сектора. Основная, непосредственно над станцией, с трассами, идущими с Pic Blanc и Rousses, долина Вожани и зона катания над поселком Аурис. Наверно, самая знаменитая трасса в регионе 16-ти километровый Sarenne. Обозначена как черная, но не имеет реально черных уклонов, добротная красная трасса, последние километра 4 траверс на не быстром накате. Все остальные трассы, ведущие с Pic Blanc, практически не ратрачат и они имеют несколько меньший, чем обозначенный черный уклон.
Непосредственно на вершине есть небольшая смотровая площадка с подзорной трубой и небольшой крытый ресторанчик. Сама по себе площадь на вершине не велика, основная масса народа надолго здесь не задерживается. Реально черный уклон имеет другая местная достопримечательность - трасса Туннель. Вообще, на мой взгляд, классификация трасс в регионе не совсем адекватна, причем, как в сторону обозначения синим трасс с крутым уклоном, так и наоборот. Как уже говорил, Sarenne ни по каким характеристикам не является черной трассой. Pic Blanc вообще, по мнению французов, имеет исключительно черные варианты спуска с вершины.
Повторюсь, на мой взгляд вполне соответствует классификации только Туннель. Сам по себе туннель соединяет две зоны катания и является неторопливым и узким 200 метровым коридором, проделанным непосредственно в горном массиве.
А вот непосредственно сразу после вас ожидает крутой уклон и соответствующий бугрятник. Ратраки здесь не ходят. Впрочем, крутой участок не более 200 метров, далее потихоньку выполаживается, в итоге, при подъезде к Lac Blanc 2700 многие толкаются палками, с бугрятника проблематично разогнаться с достаточной скоростью. Из трасс, ведущих из Lac Blanc, отметил бы les Rousses - живописная красно-синяя с постоянно хорошим снегом. Chamois и Couloir тоже неплохи, имеют, скорее, синий уклон и странную особенность не быть отратраченными одновременно. Такое чередование (через день) есть еще на нескольких похожих спусках в регионе.
[page]Отдельно хочется отметить слаломный стадион. Их даже два, тот, что покороче, промаркирован как Stade de slalom Rossignol, там обычно малолюдно и работает один бугель. На основном стадионе уклон до 50% (как свидетельствует табличка на бугельных опорах). Широкий, ровный в верхней части склон, с чуть меньшим уклоном, чем Олимпийский Stade в Мерибеле. При том что стадион находится на солнечной стороне, снег до вечера сохраняет отличные кондиции. Красные трассы, ведущие с Signal в Villard Reculas 1480, вполне соотвествуют своему цвету и имеют по утрам достаточно жесткий и быстрый вельвет.
Регион Vaujany с улыбающимся козлом на гербе города замечателен самой крупной гондолой в регионе и футуристическим сооружением в конце второй очереди этой самой гондолы.
Гондола доставит вас на площадку из металлоконструкций, смонтированных непосредственно над пропастью, и метров 50 придется пройти по ним, непосредственно до склона. Нижняя точка Вожани 1200м и то хорошее, что я говорил о снеге в регионе не относится к нижней, находящейся в тени части Вожани. Трасса la Fare одна из немногих черных трасс в регионе, которые ратрачат, обладает очень жестким настом, скорее даже, она покрыта мелкой снежной крошкой. Она пролегает в тени, и все две недели нашего пребывания была именно в этом ледянистом состоянии.
Хороша и интересна связка l'olmet&poutran, достаточно динамичны, с разнообразным рельефом, хоть и несколько многолюдны. Понравилась и alpette, ведущая с одноименной вершины. На самом краю региона, в районе подъемников Vallonett и Montfrais, интересный рельеф для любителей погонять среди елок&попрыгать с козырьков, много разного размера валунов при хорошем снеге, как в этом году, для прыжков и back country просто раздолье.
Третий поселок, над которым располагается связанная зона катания, называется Auris en Oisans 1600. Непосредственно из Альп д'Юэза туда через ущелье (на креслах сначала вниз –потом вверх) везет креселка Alpauris. Несомненно, самое интересное техническое катание предлагают трассы, ведущие с вершины Signal l'home, снег тут очень хорош, уклон трасс красный и выше,длина трасс позволяет проверить себя на выносливость и технику, при наличии серьезного уклона и хорошей скорости.
Интересен как трасса и спуск с Signal в Auris. Связкой трасс Fontfroid – Escapade – Col, разнообразный рельеф, меняющийся темп, небольшое количество народа на трассе. В районе Auris много солнечных полей с хорошим снегом для фрирайда. Еще один плюс этого региона - здесь, на протяжении всего дня, несколько меньше народа, чем в основной зоне катания, непосредственно над Альп д'Юэзом.
Сам по себе Auris очень маленький поселок, состоящий буквально из нескольких резиденций.
Трассы непосредственно над ним, на которые забрасывают Marmotte и Chamois, идеально подойдут для начинающих, очень ухоженные, недлинные и живописные.
Вот, пожалуй, и все. Впечатление о себе Alpe d'Huez оставил превосходное, и если скоро мне предстоит выбирать место для катания с малышом, то первое место, о котором задумаюсь, будет именно Alpe d'Huez!
Даты поездки: 09-23.01.10
Автор: Гент
Курорт чисто французский, что удивляет не столько само по себе, сколько по контрасту с недалёкими Двухгорками (их и Ля Грав с верхушки пика Белого хорошо видно). Там - все языки мира, от английского до японского, и родных матюгов тоже трудно не услышать. Здесь же - исключительно парле франсе, и точка. С водилой-трансфёрщиком изъяснились жестами и несколькими ключевыми словами. В агентстве, где арендовали апартаменты, оказалась единственная деваха младшего послешкольного возраста, с запасом английских слов ещё меньше, чем у меня французских. Само по себе это могло бы и не напрягать, если бы не было проблем. Но проблемы были. Апаратаменты оказались виртуальными, частью какой-то другой большой резиденции, та входила в третий колхоз - как-то они там друг другу сдают и пересдают, и мы в результате оказываемся в самом конце этой пищевой цепочки. Название оказалось никому не известным, на карте не написанным, и пришлось немного побродить и на заезде в поисках апартаментов, и на отъезде, пытаясь объяснить трансфёрщикам по мобильному в 4 часа утра, откуда нас забирать.
Фирменная фича Альп-д'Юэза - постельное бельё, а именно, отсутствие оного. Считается, что бедные и жадные французы (вероятно, так оно и есть) привозят его с собой, а посему в резиденции оно не предусмотрено. Если не позаботился - сам дурак, но для дураков - его можно взять напрокат в прачечной (под залог то ли 50, то ли 100ё). Беда в том, что объяснить это на каком-нибудь другом языке, кроме французского, для нас было некому, а нам, соответственно, понять на нём такие тонкости быта - тоже не под силу. Только через полдня, увидев на прачечной вывеску Location, такую же как на горнолыжных прокатах, я наконец въехал, что именно это слово у них и означает сдачу напрокат. Ну и напоследок, конечно, в 4 утра прачечная открываться не имеет обычая, пришлось сдавать бельё с вечера. В остальном - типично французские апартаменты во всём своём непотребстве, об этом я уже писал.
Сам город - большой, шумный, искусственно выращенный на краю никому не нужного плато. Люди там не живут, только г-лыжники - как обычно во франции. Многоэтажные дома, машины, огни... Бассейн открытый, как раньше в мск был на том месте, где теперь офис патриарха. У нас рядом с резиденцией была трасса для ледового вождения, там французы упражнялись (причём деньги за это платили!) в экстриме... гыыы... да у нас в каком-нибудь жулёбино-перделкино газелисты и не такое выворяют...
Про трассы - в целом разделяю позицию автора. Он многое деликатно оставил за кадром, ибо рассказывать особо не о чём. 90 процентов зоны катания - это, как везде у французов, плато, над которым возвышаются невысокие пупыри. Оно хаотично исполосовано подъёмниками, кататься там морочно и скучно. Автор, как можно предположить, тоже на нём не задерживался.
Трассы с пика Белого - достойны внимания (и фотки у автора вполне их передают, надо бы только кое-где вертикаль/горизонталь поправить по вешкам ), но при нас они были открыты далеко не каждый день. В туннель так и не попали - в первые день-два не полезли, а дальше его почти и не открывали. Большой пучок верхних трасс - Угольный Гребень и вокруг него - не открылись вообще ни разу. Зато с Саренн нам повезло (правда, в 2005 г. она была 12 км, а не 16): все два дня, которые она работала после хорошего снегопада, попали в наши 2 недели. Трасса красивая, солнечная, только последние несколько километров - спуск по дну долины ручья, практически без уклона. На лыжах-то ещё ничего, а вот одноногим смерть. Редкий доскер доедет до середины, а если какой доедет - тот грохнется и доску отбросит, да и пойдёт дальше пешком. Ну или надо с середины спуска уходить далеко направо, траверсом над долиной - тогда есть шанс дотянуть до того подъёмника, где я кофр разбил.
Интересно, по сути, не само плато, а спуски с него в боковые долины. Помимо Саренн с юга (оттого она и быстро тает и убивается до камней), интересно лесистое северное ущелье. Во-первых, это уже упомнятая La Fare - подтверждаю, крутая, длинная и всегда облЯденелая от комментариев, с которыми её проходят наши соотечественники. Во-вторых, самый дальний северный угол за Важани. Суровый ландшафт напоминает наш Северный Урал, но при солнышке кататься вполне комфортно. Жаль только, что в верхней части опять неудобные старые креселки, а из нижней нужно выбираться вполне современными вагончиками, но - кружным путём через Важани, довольно далеко и долго.
В-третьих, по соседству, северо-западная сторона, трасса Горка (Alpette). Красивая, уютная, комфортная для начинающих. В общем, если бы пришлось ехать туда ещё раз, поехали бы именно в Важани.
Ещё заслуживает упомнинания Купол: а) сам идеально круглый пупырь 2700; б) подъёмник на него (тот самый, с 50-метровым решётчатым балконом наверху); в) спуск по спирали в солнечной ложбинке между ним и склоном пика Белого. Но дальше - общие, занудные трассы на плато...
Для доскеров места неудобные, поскольку многие ключевые трассы пересекаются глубокими и широкими ямами, переехать которые на моей памяти не удавалось никому. Или имеют безмерно длинные горизонтальные выкаты, как тот же Саренн.
Местный абонемент на Двухгорково сейчас распространяется? В 2005 за каждую неделю в АдЭ давался один день в Двухгорково, и наоборот, кажется, тоже. Платить нужно было только за автобус, который ходил, кажется, 2 раза в неделю (вторник, четверг...) в дикую рань утром от спорткомплекса - 3ё/тушка. Мы съездили раз - не понравилось. Подъёмники стоят ровными рядами на широком однородном склоне - прямо задачка из школьного учебника физики про шарик на бесконечной наклонной плоскости. К тому же ветрище - а как ему не быть на перевале меж двух больших долин? После пары спусков плюнули и пошли пить кофе (на остальное денег жалко) и дожидаться автобуса. Второй раз ехать - ну никакого желания не было.
Вот шоколадные пирожные там вкусненькие... Ирёнок только их и жрал, больше нигде таких не попадалось. Но дорогие, сцуко...