Трассы (Pistes по-испански)
Сразу надо сказать, что ехать куда-либо кататься в январе я не собирался. Однако наткнулся в Инете на заманчивое предложение – неделя за 370 евро в отеле Coray*** (завтрак-ужин), что в Энкампе (3 минуты пешком до телекабин Фуникампа). Да и приятель в это время как раз оттопыривался в тех местах. Так что я все-таки купил путевку на двоих с сыном – за все отдал около 30 тысяч рублей.
В Андорре был в прошлую бесснежную зиму. В этом году снега навалило 16 января – за 3 дня до приезда. Но… Если в прошлом году пушки активно работали на склонах всю ночь и до обеда, наметая слой искусственного снега, то в этом году андоррцы явно расслабились, посчитав, что и так хорошо. А может, договорились с местными докторами. Потому что после снегопадов наступила солнечная погода, и в течение трех-четырех дней трассы оказались покрыты льдом. Как результат – нескончаемый поток людей в травмопункты. Например, в Пас-де-ла-Касе, за то время, пока поднимаешься в креселке наверх, можно увидеть, как спасатели одного-двоих убравшихся свозят в санках на ремонт. Моя знакомая растянула связку, обратилась к медикам. Говорит, что в травмопунктах немеряно тех, к кому pistes подкрался незаметно.
Самое интересное, что многие синие трассы по степени экстрима оказывались круче черных. Например, в Грау Рож снег на черной трассе Мирадор к обеду набухал, и спускаться там было одно удовольствие. Тогда как на некоторых синих трассах лед продолжал делать свое черное дело…
Одну из них вообще стоит упомянуть отдельно. Приятель предложил перейти границу и прокатиться по французской трассе Amateur – как говорится, для «галочки». Перешли границу у реки, сели на подъемник. Похоже, мы были единственными посетителями французской канатки в ближайший час. Спуск довольно пологий и длинный. Но что он из себя представлял! Помните волнистый пластик, которым в советские времена покрывали овощные палатки? Один в один - по виду и плотности. И без намека на снег. Утром ратрак проехал, а потом солнце и ветер преобразовали снег в лед. На выкате трассы реально можно было бы поставить хоккейную площадку.
Так что приходилось перемещаться по всей Грандвалире в поисках нормальных склонов. В принципе, мы научились определять, где и в какое время езда на доске происходит без стрёмных шкрябаний канта, но таких мест было крайне мало.
Любителей фрирайда погодные условия обломали. На первый взгляд, слой снега вне трасс - приличный, но сверху покрыт плотным настом. Езда энтузиастов по таким склонам напоминала путешествие ледокола «Седов» в недружелюбных льдах Арктики. Правда, в один из дней после обеда я неплохо поразминался на нератраченном склоне, идущим параллельно Энрадорту под канаткой – какой-никакой, а фрирайд по набухшему снегу все же был.
Самой комфортной из обкатанных трасс, сохранявшей на протяжении всего дня наличие нормальной (безлёдной) поверхности, оказалась синяя Serra de les Solanelles, преходящая в красную Serrat de la Posa. Но к ней надо было добираться по «синему» льду…
В пятницу ночью, накануне наплыва испанских лыжебордеров, снеговые пушки, судя по всему, работали. Но этого явно не хватило, чтобы привести трассы в хорошее состояние - пылить надо было как минимум три дня. В общем, каталка оказалась на «троечку». А после жесткача и вылезших из-под него камушков надо теперь точить канты.
Оборудование
Насчет покупки оборудования. Надо было сыну купить доску и крепы. По прилету сразу пошли в магазины столицы (слава богу, «Вим-Авиа» только на 20 минут задержала вылет, так что на походы по магазинам было 4 часа). В «Спорттоварах» наступило разочарование. Если лыж – большой ассортимент, то с досками – не очень. В основном предлагали одну и ту же модель Burton рост128 за 122 евро. Можно было бы взять, но большей ростовки не оказалось. В одном магазине чувак предложил К2 р.138 за 154 евро, но что-то не захотелось ее… Были пара вариантов за 270 и 300 евро, но это как-то не в коня корм. Короче, поход по магазинам дал только крепы Morrow за 66 евро и перчатки за 24. На следующий день по пути к Фуникампу зашли в первый попавшийся Technic Esports и сразу наткнулись на Dynastar Definitive 141. Конечно, на пару сантиметров великовата, но продолжать поиски уже не хотелось. Взяли со скидкой в 100 евро - за 99.
Вывод: на мой взгляд, проще найти оборудование в прилегающих к склонам городках – Энкампе, Сольдеу, Пас-де-ла-Касе. В прошлом году себе широкую доску, например, в Пасе купил. Кстати, с прокатом та же история: лыж навалом, досок мало. Один день в прошлом году катал на прокатной – были только Hammer и с меньшей ростовкой, чем того хотелось (может, просто плохо искал).
Мне кажется, мнения о том, что в Андорре можно найти все что угодно и значительно дешевле, несколько преувеличены. Думаю, что с покупкой доски для сына повезло, а по поводу своей доски скажу, что купил ее дешевле где-то на 30-40 евро, чем она стоила в Москве. Все это касается моделей среднего уровня. Не исключено, что топовые модели действительно имеет смысл покупать в Андорре – не знаю.
Сытно жрать и фкусно пить
С чем в Андорре хорошо, так это с бухлом. С ним точно нет проблем – весь алкоголь стоит процентов на 50 дешевле чем в duty-free. К примеру, литр «Балантайна» – 8,50. Портвейны – от 3,50 за 0,75. Пиво – от 1 евро за литр. Ну и еда в магазинах по нормальным ценам – практически как у нас.
Что касается кормежки на склонах, то ничего хорошего сказать не могу: качество так себе, цены – выше чем в городских кафе. Гамбургер рядом с Фуникампом – 5,5 евро. Глинтвейн – тоже, а на вкус - так себе. Кстати, в Андорре-ла-Велле тоже надо поискать где поужинать. У нас проблем не было – питание в отеле оказалось на удивление хорошим, а вот приятель помаялся, пока нашел что-то приемлемое. Он жил в столице в отеле с режимом «только завтрак» и каждый вечер был вынужден питаться в местных заведениях. Методом проб и ошибок набрел на какой-то ресторанчик, который не помню как называется – типа ПапаМики или ПапаКаки, что-то типа того. Где, по его словам, готовят очень хорошо. Ужинал в диапазоне от 20 до 40 евро. Кстати, в ресторанах по вечерам бывают проблемы со свободными местами, особенно в выходные: приятелю предлагали ужинать за барной стойкой.
Apres-ski
Советую съездить в Кальдеа, термальный комплекс. Бассейны, сауна, хамам, джакузи разных вариантов – после каталки очень хорошо оттопыриться. Три часа удовольствия. Только в четверг туда лучше не ехать. С мужиками в 22.00 поехали на пару часов, и оказалось, что попали в «групповой день». Все было забито орущими школьниками в возрасте от 10 до 14 лет. Казалось, что плаваешь в детях. В общем, в этой каше из детских тел три крепких русских мужика выглядели как айсберги в стае плавающих пингвинов.
Нам это, конечно, не особенно нравилось, пока один из нас не вспомнил, что на 3-м этаже тоже есть разные ништяки. Поднялись на лифте, зашли в сауну, поддали парку. Народу – никого! Лепота! Попарились с полчаса, окунулись в холодную водичку, пока не появилась тетя со шваброй. «А чё это вы тут делаете?» - смысл заданного ею вопроса был понятен без всякого перевода, - «Тута все закрыто, милости прошу угрёбывать вниз, к детям!». Ну, мы спорить не стали – все-таки за присутствие в этой зоне отдыха мы денег не платили.
А так основной вид вечернего развлечения в Андорре – это прогулки при Луне. Говорят, есть даже какие-то дискотеки, но где они и как там – я ни от кого не слышал.
В общем, в Андорре хорош семейный нерасторопный отдых. Если кто-то из членов семьи не катается (как моя жена, например), то можно на экскурсии поездить – в Каркассон, Тулузу, Барселону. По магазинам походить и не торопясь повтыкать в сейловые мануфактуры и текстиля, кожу, брильянты и парфюм. И, само собой, что-нибудь из этого приобрести.
Домой
Особый респект «Вим Авиа» – эта компания подарила лишний день катания, задержав самолет почти на сутки. Особенно приятно было узнать, что детям до 11 лет включительно в субботу 26 января предоставляется бесплатный ски-пасс, т.к. на склонах проводили какой-то «Микки Маус day». Так что заплатил только за себя 41 евро (ски-пасс на 6 дней у гида стоил 185/125 взрослый/детский).
Пассажиры, которые летели тем же рейсом и должны были во Внуково пересаживаться на ростовский рейс, наверное, со мной не согласятся – им «Вим Авиа» наверняка преподнесла геморрой с обменом билетов.
Субъективный вывод
Если вкратце: в целом понравилось, хотя могло бы быть и лучше. Но понравилось исключительно благодаря цене путевки - даже два года назад поездка на Домбай вышла дороже (ехать на Кавказ точно больше не хочу – если только на выходные оказия какая подвернется – чисто покатать).
Если же андоррцы в порыве своей гордости продолжат в том же духе забивать костыли на поддержание качества склонов, то я думаю, в малоснежные зимы отток с этого курорта будет обеспечен. При этом понятно, что когда снега много, ощущения совсем другие. Я, когда на креселке поднимался, разговорился с одним датчанином, который был здесь два года назад – говорит, снега было – Гамлету по эфес шпаги. А про нынешний сезон он сплошные факи произносил.
В общем, мое отношение к поездке в Андорру изложено в подзаголовке этого отчета. Буду копить на Шамони.
Даты поездки: 19-26 января 2008
Автор: Еким |