
Сразу предупреждаю: эти заметки ни в коем случае не полноценный анализ – я не являюсь специалистом в подготовке спортсменов. И буду благодарен за все критические замечания, которые могут высказать тренеры и спортсмены, варящиеся в этом котле.
Фамилий и имен не привожу, так что можете считать эти заметки просто вымыслом дилетанта:-)
Начнем с того, что дети везде рождаются одинаково неприспособленными к горным лыжам – и в Австрии, и в России. И если в Австрии есть множество горнолыжников топ-уровня и острая конкуренция за место в сборной команде, значит там работает система. И центральное место в этой системе занимает спортсмен.

При этом мне кажется, что к нашим спортсменам какие-то претензии предъявлять глупо. Те из них, кто хочет добиться поставленной цели, это упорно делают, что показали старты Олимпиады.
Но! В текущей ситуации некоторые члены сборных команд просто не видят для себя перспектив. Точнее, желаемый предел для них – попасть в состав сборной команды и перебраться поближе к центру страны. Соответственно, попав в сборную команду, спортсмен прилагает усилия только к тому, чтобы не вылететь из ее состава. А поскольку условия для тренировок в составе сборной команды намного превосходят условия за ее пределами, оставаться в ее составе уже не так сложно. «Биться ради попадания в топ мирового уровня он не собирается» - слова родственников одного из членов сборной команды несколько лет назад.
Добавлю, что требовать от молодых ребят и девушек полной самоотдачи, если их стипендии составляют 10 – 11 тысяч рублей в месяц, просто нельзя. Не будем забывать, что эти деньги зарабатываются потом и кровью, в условиях постоянного психологического дискомфорта, поскольку дома спортсмены бывают пару месяцев в году, остальное время – тренировки, сборы и соревнования в условиях замкнутого микроколлектива.
А в конечном итоге у наших спортсменов перспективы их жизни и работы, за редким исключением, никак не связаны с их успехами в спорте. Мы не в Австрии, где почти в каждой горной деревне живет Чемпион мира или призер Олимпиады и либо управляет отелем, либо руководит горнолыжной школой, либо работает в туристическом бюро (и при этом имеет персональные контракты и с автомобильной, и с пивоваренной, и с туристической компаниями)... Наши спортсмены после завершения спортивной карьеры работают в офисах и прокатах, магазинах и мясокомбинатах, в офисах, занимаются браконьерством и лишь единицы из них становятся тренерами, то есть остаются в горных лыжах…
Но еще раз: это не вина спортсменов, а их БЕДА…
Итак, Россия. Масса горных регионов, множество склонов с подъемниками, куча горнолыжных курортов – и старых, и современных. А успехов в спорте нет. То есть не то, чтобы совсем нет, но нет имен, которые постоянно находились бы в первой десятке Кубка мира или в протоколах Чемпионатов мира и Олимпиад. Причин на самом деле много, попробую перечислить некоторые.
Не нужно забывать о самой общей проблеме – фактическом отсутствии в нашей стране массовой физической культуры. Соответственно, приток спортивных детей в спорт минимальный. Конкуренция между юными спортсменами слабая даже на начальном этапе. Ну а тренеры работают с теми, кто все же пришел в секцию или школу. Но… Ведь развивать дальше лучшего из тысяч – это одно, а лучшего из десятков – совсем другое дело.
Конечно же, все назовут в качестве основной причины демографическую, а самое главное – экономическую яму 90-х годов. Мало у кого из родителей были мысли о большом спорте своего ребенка – на еду бы наскрести, какие уж там горные лыжи за большие деньги. А система ДСШ фактически развалилась, если говорить о снабжении школ снаряжением и зарплатах тренерского состава.
С экономикой связана и вторая причина – дефицит кадров. Часть тренеров была просто вынуждена уйти с практически неоплачиваемых мест и добывать деньги совершенно не связанными со спортом способами.
Уход тренеров усугубил еще одну проблему: уже много лет в России фактически отсутствует и система обучения тренеров в институтах физкультуры, и система повышения их квалификации на основе современных методик подготовки спортсменов-горнолыжников. Так, еще буквально пять лет назад специализации «тренер по горным лыжам» в институтах физкультуры не было, а имевшиеся методические материалы датировались 1956 годом. Не уверен, что что-то радикально изменилось и сейчас. Но в любом случае, и сейчас современных методик в России просто не существует (возможно, в теории они и существуют, но только где-нибудь на бумаге).
Соответственно, быстро среагировать на изменения в инвентаре, произошедшие в конце 90-х годов, существующая в России система подготовки спортсменов просто не смогла. Сами тренеры с задержкой восприняли изменения в лыжах, да и указания «сверху», похоже, были не слишком полными и убедительными. Так что и переучивание началось не по общей методике и с большой задержкой – отчасти из-за отсутствия снаряжения, отчасти из-за того, что тренеры не торопились разрабатывать новые подходы к обучению спортсменов.
Естественно, сказывается и отсутствие научно разработанных (как в Альпийских странах) методик. Один из наших ученых, вернувшись лет 5 – 7 назад с международной конференции, посвященной вопросам подготовки горнолыжников высшего уровня, сказал тогда: «…у нас в лыжах по сравнению с тем, что происходит в ведущих странах – каменный век. А там – космос…» Сейчас ситуация хотя бы с отслеживанием физиологических параметров спортсменов изменилась, но произошло это совсем недавно, и до «космоса» нам все еще так же далеко, как до луны.
Федерация три года назад выполнила перевод материалов Федерации США, для проведения семинаров приглашались тренеры из Австрии, проводились выездные школы – но все это разовые мероприятия, не оказавшие заметного влияния на общую ситуацию в России. Это не привело к разработке, а самое главное – внедрению общей для всех школ системы (методики) подготовки спортсменов.
В России зарплата тренера впрямую зависит от результатов его учеников, поэтому тренеры в подавляющем большинстве случаев, естественно, заинтересованы в быстрых результатах, а не в работе на перспективу. В той же Австрии зарплата детского тренера зависит не от результатов его подопечных, а только от его квалификации, которая устанавливается после прохождения обучения (а учатся там тренеры постоянно).
Отсутствует у нас и практика передачи спортсменов по цепочке и специализация работы тренеров: детский тренер – юниоры – взрослые спортсмены. Во всем мире дети уходят от первых тренеров дальше, к специалисту, который отлично знает, как работать со спортсменами конкретного возраста и уровня подготовки. Наши тренеры – «универсалы» по необходимости.
Соответственно, тренеры в каждом регионе и даже в немногочисленных школах одного региона работают каждый по наработанной ими самими методике, часто далекой от реалий современных горных лыж высшего спортивного уровня. В результате спортсмен, дойдя до определенного технического уровня (например, попав в состав сборной команды «С»), упирается в потолок – прогрессировать дальше он уже не может чисто технически, его сначала необходимо переучивать.
А перед тем, как начать переучивать, тренерам сборной необходимо привести его физическую форму в соответствие с необходимыми нагрузками – далеко не все спортсмены и тренеры в своих регионах уделяют необходимое внимание физподоготовке.
Если после процесса приведения физической формы в норму и переучивания (на что уходит много времени) выясняется, что спортсмен не в состоянии прогрессировать, его выводят из состава команды, вводят вместо него нового кандидата и все повторяется сначала.
Тренер в коммерческой школе практически не заинтересован в дальнейшем прогрессе своего подопечного и не имеет возможности организовать индивидуальную работу. Доведя спортсмена до уровня КМС, тренер вынужден его фактически бросать – дальше этот спортсмен финансово ему не выгоден, поскольку с ним нужно заниматься индивидуально. А за то же время можно провести занятия с группой и заработать больше денег. Есть-то всем хочется… Так что если спортсмен или его родители не в состоянии оплатить индивидуальные тренировки, он будет вынужден продолжать тренироваться в составе все той же группы более слабых соперников, и прогресс не всегда будет обеспечен.
Некоторые некоммерческие школы испытывают серьезные проблемы. Даже в Кировске два года назад из-за невозможности пользоваться подъемниками дети остались без тренировок. В целом по стране ситуация с материально-техническим оснащением школ улучшается. Но… В основном за счет местных резервов и спонсоров, поскольку централизованное финансирование сильно сокращено.
В России отсутствуют аналоги спортивных интернатов для подготовки спортсменов высокого уровня параллельно с обучением в школе. Единственный пример – интернат, который в свое время создал Леонид Васильевич Тягачев в Подмосковье, но и он прекратил свое существование. А ведь именно из таких интернатов вышли практически все ведущие горнолыжники, как минимум Австрии и Италии. Образование двух - трех лыжных интернатов по всем лыжным видам спорта могло бы создать мощную базу для лыжных видов спорта в России (опыт Австрии - три лыжных интерната с финансированием 90% государства, Италия – аналогично, результаты налицо). Но здесь будут нужны очень квалифицированные тренеры, а их на высшем уровне просто нет.
То есть в стране отсутствует основной принцип: массовость и отбор и шлифовка самых ярких алмазов.
Есть и различное отношение к тренировочному процессу и дисциплине тренеров из Европы и из России. В результате тренеры от молодых спортсменок могут услышать: «Нет, мы не хотим по неподготовленной трассе ездить, мы лучше по вешкам походим.»
Фактически, серьезная работа со спортсменами ведется только в рамках сборных команд, то есть на самой вершине «пирамиды», но вместо качественно выстроенного «основания» этой пирамиды – единой системы подготовки спортсменов по всей стране, есть отдельные школы - кирпичики разных размеров и сделанные из разного «материала».
Отношение к спортсменам, как мне кажется, тоже далеко от идеала. Встречается даже откровенно неуважительное отношение некоторых руководителей Федерации к спортсменам.
Если использовать аналогию с армией, то спортсмен - простой рядовой, который не имеет никаких прав, за него все решает командование - тренер и федерация, поскольку именно они обеспечивают распределение финансов. Но ведь спортсмен – это, прежде всего, человек, индивидуальность, основная «боевая сила», а никак не «пушечное мясо». Спортсмен - основная единица, тот человек, на котором все держится и который находится на самом острие атаки. А все федерации, менеджеры, тренеры и сотрудники министерства это, да простят мне такую аналогию, обслуживающий персонал (в идеале - высочайшей квалификации).
На деле же члены сборных команд заключают «кабальный» контракт и становятся практически бесправными. Просто в качестве иллюстрации: никто из них не ведет активно свой блог, спортсменам сборных команд фактически запрещено публиковать что-то в открытом доступе (интернет) без предварительного согласования с пресс-службой федерации.
О работе пресс-службы и PR федерации... Это, на мой непросвещенный взгляд – еще одна беда.
Вместо того чтобы как можно шире пропагандировать горные лыжи в нашей стране, работа сводится к тщательной фильтрации информации, которая «вылизывается и выхолащивается» так, что в результате на сайте появляются ежедневные гладенькие посты о переездах спортсменов и их успехах на Кубке Южной Америки или Кубке Европы, и так - круглый год. О работе в социальных сетях, активном распространении (рассылке) пресс-релизов по различным сайтам, информировании любителей горнолыжного отдыха о соревнованиях… речь не идет. Работа организована по принципу «кому надо – сам зайдет на сайт федерации, а рассылать информацию – еще чего!».
Подготовка трасс в России, за редчайшим исключением, совершенно отличается от подготовки в Альпийских странах. Профиль трасс и их постановка также очень сильно отличаются, причем в более «слабую» сторону. (Мы не говорим здесь о трассах Олимпиады - там, как раз, все было на самом высшем уровне, несмотря на погоду!) Соответственно, условия для тренировок тоже отличаются. Попадая в условия Европы, спортсмен должен переучиваться и учиться работать на более сложных трассах – и это относится к самым юным спортсменам, а не только к опытным.

Зная все это, финансово состоятельные и грамотные в отношении горных лыж родители стараются создать своему ребенку условия, в которых он бы мог прогрессировать и дальше – а именно, оплачивают сами выбранного тренера, все поездки и снаряжение своему ребенку. Естественно, это путь для единиц. С другой стороны, далеко не всегда от тех детей, тренер которых финансово зависим от их родителей, можно ожидать уважительного отношения к тренеру. Ведь их родители фактически диктуют тренеру условия работы…
Также нельзя забывать о травмоопасности горных лыж, которая может свести на нет долгие годы работы. Судя по высокому уровню травматизма (за последние годы получили травмы различной степени тяжести 15(!!!) спортсменов и спортсменок из числа членов сборных команд), даже на высшем уровне в нашей стране есть проблемы с организацией тренировочного процесса и с контролем над ним. Возможно также, что эта проблема стоит так остро из-за участия в тренировках и стартах скоростных дисциплин очень молодых спортсменов и спортсменок, которые переоценивают свои технические и физические возможности.
Горные лыжи – очень сложный вид спорта, они требуют очень длительного процесса подготовки. Причем при условии наличия соответствующей базовой подготовки и условий, которые в России фактически отсутствуют.
Все плохо? Судя по последним стартам этапов Кубка России, появилось новое поколение молодых спортсменов – а значит, кто-то смог обеспечить необходимые условия, и возможно, в ближайшие годы ситуация может измениться. Но не благодаря существующей системе, а скорее – вопреки ее отсутствию. Грустно.
А вот сноуборд почему-то живет и здравствует...

Как-то так…
P.S. Буду очень благодарен, если тренеры и спортсмены смогут прислать свои комментарии и замечания. Ну и в силу понятных причин (критика воспринимается «в штыки», а «неугодный» почти наверняка будет подвергнут прессингу), это можно cделать в личных сообщениях...
А то вроде все посылы работают и для лыж и для сноуборда, а в итоге в одном все круто, а в другом все всмятку.