Давненько не писала для блога, настало время напомнить о себе.
Раннее я уже не раз затрагивала тему развития талантов ребенка, рассказывала про различные обследования, которые можно пройти с ребенком, чтобы выявить генетические предрасположенности детей к тому или иному виду спорта. Тема всегда остается актуальной, потому что дети рождаются каждый день, родители постоянно задаются вопросом как вырастить из ребенка:
- Успешного
- Умного
- Способного
- Лидера
и т.д.
Но я считаю, что важнее всего вырастить ребенка счастливым. Научить его делать выбор в своей жизни, определять самостоятельно, чем ему нравится заниматься, а чем нет. Со временем ребенок учится брать ответственность за свою жизнь. А счастье человека - это исключительно его способность организовать бытиё так, чтобы ощущать себя счастливым. Поэтому, когда родители отчаянно хотят вырастить из ребенка горнолыжника, а он ни в какую не идет - это насилие. Можно ли вырастить ребенка счастливым, если насиловать его в детстве?
Первое, самое важное правило счастливого ребенка - найти тот вид спорта и деятельности, который ему нравится. До 6-ти лет можно водить его на абсолютно разные кружки, секции в формате игры и особо не зацикливаясь на чем-то одном, постоянно обсуждая с ребенком, что ему нравится, какие эмоции он испытывает от занятия, что переживает в эти моменты, хочет ли еще разок прийти на занятие. Некоторые родители считают, что дети в таком возрасте еще не способны мыслить самостоятельно, но чаще всего они так думают потому, что им так удобно. Чтобы ребенок ходил туда, где комфортней родителям. На самом деле, по эмоциям и в диалоге можно понять, что именно нравится ребенку. И тут дети поделятся на несколько лагерей:
- Которым нравится все, что бы они не пробовали.
С такими надо смотреть, где у них лучше получается, где выше результат и прогресс. Если ребенку что-то дается легко, то это, скорее всего, то, что ему нужно.
- Которым категорически не нравится все.
"Ему только в игрушки на компьютере нравится играть"/ "Смотреть мультики" / "Ничего не делать" и т.д. Я уже достаточно наслушалась разных установок родителей. Именно это будет в голове у детей практически всю жизнь. До подросткового возраста авторитетом для детей будет родитель. В этом случае предлагаю начать с себя. Чем родитель увлекается в жизни? Какой пример подает ребенку? А пробовал ли родитель увлечься тем же, чем и ребенок? Правда, попробуйте, разок, сыграть вместе в какую-нибудь компьютерную игрушку, вместе посмотреть мультики по телевизору. Скучно и неинтересно? А почему ребенку тогда должно нравиться то, что ему предлагают взрослые?! Поспрашивайте его, что именно ему нравится в играх/ мультиках. Проявление искреннего интереса налаживает коммуникацию.
Еще одна категория детей:
- Которым может что-то нравиться, а потом они резко бросают.
Надо разбираться с причиной потери интереса. С такими детьми потом и сами родители уже боятся во что-то вкладываться. А вдруг опять зря. И тут, я считаю, надо объяснить ребенку свои родительские страхи, неуверенность, сомнения, а затем постараться выяснить причину. Собрав коллекцию таких диалогов, можно выявить общую черту и тогда будет проще понять как научить ребенка концентрироваться на одной деятельности и развиваться в ней. Это воспитательный процесс и поважнее, чем какой-то вид спорта.
Я указала возраст именно до шести лет, хотя в фигурном катании, например, детей заставляют определиться со специализацией намного раньше. Очень много споров вокруг "популярных" видов спорта. Одни утверждают, что нельзя так рано загонять детей в одно русло, другие разводят руками и утверждают, что из-за большой конкуренции других вариантов нет. В горных лыжах вопроса ранней специализации не стоит, у нас официальное зачисление в спортивную школу начинается с восьми лет. Но все прекрасно знают, что "шпарить" дети начинают намного раньше и в 8 лет те, кто выигрывает даже Московские соревнования, укатают многих взрослых. Так как тогда быть, если в 6 лет нужно уже заявить о себе, чтобы заметили и взяли в спорт школу на бюджетную основу, когда придет время?!
Спокойно, без паники! Именно поэтому я указала, что до шести лет занимайтесь всем помаленьку. Но дам особенную рекомендацию: больше делать акцент на те виды спорта, где активно задействован вестибулярный аппарат. Это все, что связано с переворотами и кувырками, в том числе и фристайл. Я не раз об этом писала раннее.
Второе, что важно при выборе спорта - его уровень развития в вашем городе/районе/стране. Это уже более стратегическая рекомендация. Например, в моём родном городе Миассе уровень тренеров на тот момент был оптимальный для того, чтобы выигрывать областные соревнования. Для того чтобы выигрывать всероссийские соревнования, необходимо было перейти в команду города Магнитогорска и, поэтому, большую часть своей школьной жизни я училась экстерном. Для того, чтобы выйти на мировой уровень, мне требовалось лучшее финансирование и поэтому я переехала в Москву.
И здесь может возникнуть нюанс. Например, хороший тренер находится в одном городе, а финансирование в команде лучше в другом. Идеально, если хороший тренер переходит вместе со спортсменом, что происходит не всегда. Я такую ситуацию называю "Муки выбора". Например, тренер часто уходит в запои, но при этом есть хорошее финансирование. Тогда уровень компетенции тренера сборной России может компенсировать "бухающего" регионального тренера. Если же компенсировать нечем, тогда лучше выбрать хорошего регионального тренера и попытаться закрыть глаза на временные трудности с финансированием. Если в тандеме спортсмен - тренер всё идеально, оба круты и показывают результат, то деньги к ним начнут прилипать при любых раскладах. Для меня крутой специалист в своем деле сравни с волшебником. И если в выбранном виде спорта вашего ребенка нет мировых лидеров, то кто знает, возможно, именно он станет им. Человек может всё, если захочет. Когда есть результат и весомые победы - это тоже доставляет радость и делает человека немного счастливым.
Третье, что необходимо при выборе спорта для ребенка - это умеренность. Психологический настрой ребенка на тренировку важен. Если он пришел уставшим, через пинки родителей, потому что в плотном графике ребенок ест на ходу, то ни о какой концентрации на занятии речи может не идти. Соблюдать дисциплину - это не про строгость правил, а про стабильность выполнения упорядоченных действий и грамотное распредление энергоресурсов. При этом должно быть четкое соотношение баланса труда и отдыха. Если вы знаете фразу про то, что отдых - это смена деятельности человека с физической на умственную", то скорее всего у вас были в жизни состояния нервозности, тревожности и частые переутомления. Отдых - это про отдых. Когда можно расслабить и тело, и мозг. Если не научить ребенка отдыхать так, то счастливым он не вырастит. Восстановившийся спортсмен куда более эффективный, результативный и с желанием будет идти на тренировку.
Если текст для вас был полезен и интересен, не забывайте ставить +1, промотивирует меня писать почаще.
"...важно при выборе спорта - его уровень развития в вашем городе/районе/стране ..."изначально - спорт- упражнения для богатых..."малоимущие" тоже могут поучавствовать, но в цирке