Хотя — если шубы выгуливают на пафосной лыжной станции Куршевель, почему бы их не носить там, куда уже в XVII веке, на воды, как это было тогда модно (а главное, фантастически полезно), съезжалась продвинутая европейская аристократия. Ну... и заодно, чтобы взглянуть на макушку Европы, откуда она невероятно хороша — Монте Бьянко.
Курмайор — не лыжная станция. Это, конечно, курорт, но и город, в котором живут не одни лишь туристы и куда, как и раньше, съезжаются сильные мира сего, без излишнего официоза, но и не без атрибутов внешнего благополучия. И уже не столько на воды, которые никуда не делись и весьма популярны, сколько ради гор. Мода и время меняют приоритеты.
Брендовые бутики известных марок на первых этажах подчеркнуто старых, но ухоженных домов. Улица из фэшн брендов, перемешанных со спортивными магазинами, правильным алкоголем и красивой, да-да, именно красивой едой, в витринах и на улице, у входов. Плетеные корзины с рождественскими съедобными подарками. Съешь меня.
Узнаю своего знакомого Бертолена в праздничной упаковке — мясные деликатесы, Лардо ди Арна ..
Кристально прозрачные, светящиеся изнутри, узкие, высокие и тонкие, как профессионально голодные супермодели, бутылки граппы... в четыре ряда. «И не сосчитать».
Яркие витрины и плавно текущие ручьи людей, в сторону площади. Город-праздник, категории люкс.
На городской площади оживление. Терпкие и теплые, как июньское дуновение ветра, винные пары, острые и пряные запахи гвоздики и корицы.
Из здоровенной медной кастрюли всем желающим наливают глювайн. Желающие, естественно, все... Картонный стаканчик приятно греет замерзшие пальцы и настроение доводится до правильной отметки.
Детей угощают горячим шоколадом, с волшебным запахом ванили, густым и вкусным.
Last Christmas,
I gave you my heart
But the very next day, You gave it away
This year, to save me from tears
I'll give it to someone special...
Церковь. Сверкающая, как майская молния, елка. Рождественская жизнерадостная музыка и по-европейски сдержанное, небуйное веселье.
Внутреннее состояние радостное, то ли от горячего вина, то ли от праздничной музыки, то ли от того, что организм вошел в правильный резонанс, приобщившись к общему настроению.
Одним словом — хорошо!
Каталка-супер! Монте Бьянко-восторг! Город-праздник!
Ничего не раздражает, наоборот, на душе светло и здорово. Сам себе завидую.
Рождество!!!
Схожу-ка я еще за добавкой глювайна...
***
Парковка размером с городскую площадь была заполнена меньше, чем наполовину. Подъемники в трех минутах ходьбы. Долонн — поселок возле Курмайора.
Вообще в зону катания ведут три канатки, расположенные в разных частях Курмайора. Одна недалеко от Монбланского тоннеля — Энтрев (Entreves 1306 м), другая в центре Курмайора (1224 м), третья у подножия горы, в Долонн (Dolonne).
Здесь много парковок и, если приехать в Курмайор на машине из Аосты, Долонн, как пункт назначения в gps-навигаторе, вполне подходит.
Широкий и яркий, словно путь к светлому будущему, тоннель. Наглядная и ненавязчивая, как Родина-мать, социальная реклама.
Стань счастливым. Будь счастливым. Умри от счастья.
Сверкающие зубами и брильянтами сногсшибательные красотки точно знают, что лично вам для этого нужно. Синий океан и остров сокровищ, скромные шедевры ювелирного искусства и новенький BMW. Только сумасшедший от всего этого откажется.
Стеклянный лифт на свет (в конце тоннеля) и касса... на шестом этаже. Предыдущие этажи — подземная парковка. Если можно назвать подземной парковку, вырубленную в горе.
Прямо от касс кабины улетают в долину План Шекруа (Plan Chécrouit), откуда и начинается катание. Здесь же встречают инструкторы и здесь расположен детский парк для малышей, с ленточным траволатором. По неплохой красной трассе (Dolonne), вооруженной снежными пушками, можно спуститься обратно в Долонн.
***
Расположение трасс — проще некуда. Трассы по одну сторону горы (Mont Chetif), с видом на Курмайор (Plan Chécrouit), откуда можно подняться до Cresta d’Arp (2755 м), и по другую, с видом на Монблан (Val Veny). В разное время дня склоны освещаются солнцем по-очереди. Человеческое зрение не совершенно и в солнечный день, когда снег ослепительно белый, глазам нужно привыкнуть, чтобы прочитать рельеф в тени или, как минимум, поменять маску.
А можно просто выйти из синей тени на свет, для этого нужно перебраться через гору за склон.
Монблан или, как правильно... по-итальянски — Монте Бьянко, был закрыт облаками, что не могло не расстроить. Изредка появлялись в облаках дырки, из которых выглядывал кусок серой горы.
Через эти крошечные отверстия в небе знаменитая гора интриговала, но потрясти никак не могла.
Верхушка Европы была напротив, что называется — рукой подать и... что с того. Висит груша, нельзя скушать.
Похоже на театральный спектакль. Раскуплены билеты, все звонки отзвенели, зрители пришли из буфета и заняли лучшие места... на галерке, откуда открывается наилучший вид... Вдохнули, задержали дыхание... и... спектакль не начался... Чертовски тяжелый занавес не думал подниматься. Что-то сломалось.
Потом, случайно, или по чьей-то неосторожности, или любопытству, приподнялся краешек... и... вновь опустился.
Спустя какое-то время, уже в новом месте, образовался просвет, откуда высунулся краешек неба... Разумеется, синего. Спустя час занавес стал расползаться, словно его прогрызла прожорливая моль, и в рваных отверстиях показался Монблан. Еще не весь. Появились лишь кусочки пазла, которые постепенно стали складываться в фантастически красивую картину.
Высочайшая гора Европы, желанная и многообещающая, открывалась медленно, как стыдливая красавица, а может, намеренно дразня, но раскрываясь... от основания до верхушки... Пока не заняла собой полнеба…
Сказать, что это красиво, — ничего не сказать.
Пока я не увидел Доломиты, я думал, что нет ничего красивее Маттерхорна. Теперь, когда увидел Монблан, подумал, уже не в первый раз, что в мире так много всего разного и интересного, и из того, что нужно непременно увидеть, Монблан, безусловно, входит в топ-лист тех вещей, без которых прожить, вероятно, можно... Но разве же это жизнь?
А еще. Не оригинальные мысли, что о Монблане нельзя рассказать, его нельзя сфотографировать. Вернее, рассказать и сфотографировать, конечно, можно, но ни одно фото не передаст .....
Масштаб…
Помните заключительные кадры «Меланхолии» Ларса Фон Триера? Когда музыка оглушает?..Разумеется, я не сидел на склоне как рыбак и не ждал погоды. Лыжный гид меня бы не понял. Молодой парнишка, поди, встал на лыжи раньше, чем научился ходить:
— Отличная работа, катайся по миру, фотографируй и пиши.
— Си, синьор. Видеть каждый день Монте Бьянко, жить в горах и кататься как бог, наверное, тоже неплохо?
— Си, синьор. )))
Гид срезает по целине. К 100 километрам лыжных трасс можно прибавить десятки километров офписта. Фрирайд между трасс, внетрассовое катание на склонах Монте Бьянко (Монблана)... Трассы приятные, в основном красные, но самое главное... даже не трассы, а антураж. Каталка с такими декорациями дорогого стоит.
Зона катания Courmayeur: 100 км трасс (31 трасса: 10 синих, 17 красных, 4 чёрных).
Подъемники: 4 канатные дороги (2 гондольных подъемника, 8 кресельных, 3 бугельных, 1 ленточный).
Объединенная зона катания Mont Blanc Unlimited — 400 км трасс.
***
Итальянцы за соседними столами не без любопытства поглядывали на даму, легко переходящую с вальдостанского на русский. У Анны трогательный итальянский акцент и приличный словарный запас, позволяющий сказать, что по-русски она говорит свободно. А не говорить по-вальдостански невозможно, потому как настоящая вальдостанка обязана говорить на родном языке.Откуда русский? Из России))). И еще из России научная работа о шаманизме северных народов...
Я лично видел шаманов только на картинке и в кино «Земля Санникова». Не припомню, чтобы кто-то из моих друзей-соотечественников видел живого шамана. И научных книг о шаманах не встречал. Боюсь, чтобы узнать о них поближе, нужно выучить итальянский язык.
С другой стороны... Кто как не волшебница из долины Аоста знает все о шаманах.
В рождественскую ночь ресторан был до краев наполнен. Свечи. Огонь. От сухого и теплого воздуха контактные линзы стали сохнуть, заставляя часто моргать.
— Анна, я тебя догоню.
Я забежал в туалет, чтобы промыть глаза. От воды одна линза куда-то съехала... и потерялась...
Анна уже выехала, я запрыгнул в свою машину, повернул ключ и поехал вслед за габаритным огнями Анниной машины, боясь отстать.
Серпантин расплывался перед глазами, я держался, как утопающий за соломинку, за убегающие красные фонари, впереди, которые слипались в бесформенное яркое пятно… Не отставать.
Иногда на поворотах закрывал один глаз и картинка становилась резкой...
Когда мы остановились у автомойки, нашел футляр в рюкзаке, вынул из глаза вторую линзу и надел очки.
***
После недельного путешествия по долине следы странствий проявились на авто, как на передержанной в растворе, потемневшей фотографии. Притом, что в Европах машины на дорогах одинаково чистые, да и в швейцарский прокат нужно вернуться умытым.
— Сейчас научу тебя мыть автомобиль по-итальянски.
Пузатый, как трамвайный кондуктор, автомат зажужжал и съел купюру. Практически сразу посыпались, барабаня летним ливнем, медные жетоны. В памяти всплыли древние советские пятаки в метро. Итальянская техника демонстрировала отличное пищеварение.
Из стенда мойки торчал набор пистолетов, вроде тех, которыми заправляют автомобиль.
— Сначала отмываем колеса .... Ну, это по-европейски.
Первый жетон навсегда провалился в узкую щель и из тонкого, длинного ствола брызнуло шампанское. Как ни странно, длины шланга хватило, чтобы обежать с моечным пистолетом машину вокруг, поливая колеса автомобильным шампунем. Потом шланг зашипел и поник. Источник иссяк. Одно колесо осталось недомытым. Следующий жетон пробудил алчный шланг к жизни. Гейзер проснулся и... колеса зачернели как новенькие.
— Другой пистолет для кузова...
На старт... Теперь я уже бегал быстрее вокруг машины, но все равно шампунь закончился раньше, чем машина была намылена.
Дальше уже было делом техники.
Ш-ш-ш-ш-ш. Дзинь. Топ-топ-топ.
В результате я научился пользоваться автомойкой, а к Женеве вернулся шанс остаться чистейшей европейской столицей.
***
В отеле я сложил свои вещи. Засунул сноуборд в чехол... застегнул... нырнул под одеяло королевской кровати и провалился в сон, как в кроличью нору. Через пару часов зазвонил будильник...Из душа меня выгнал телефонный звонок.
Звонила Анна... Это в рождественскую ночь... Проспать нельзя, категорически...
В полумраке гостиной отеля мой накрытый белой скатертью стол с завтраком выглядел подарком...
Дальше все будто расслоилось на кусочки — эпизоды...
Я открыл дверь, впустил в дом ночь. Набитый чехол, как огромный домашний пес, лег на свое законное место в багажнике. Затем положил ключи от двери на стойку... Завел двигатель. Нашел в навигаторе аэропортовскую парковку в Женеве... Каких-то сто с небольшим километров... до конца путешествия.
Отпустил тормоз и надавил ногой на педаль...
Кино, которое началось чуть больше недели назад, закрутилось в обратную сторону.
Безлюдный Монбланский тоннель. Ночной кассир у шлагбаума одаривает меня сувенирным Монбланским шарфиком, вручает открытку и поздравляет с рождеством. На открытке правила проезда.
Шлагбаум, как бравый солдат, бодро встает по стойке смирно, будто и не спал вовсе.
Ариведерчи, Аоста.
Женева. 7 утра. Парковка автомобильной аренды еще не проснулась. Никого из персонала нет. Я запер машину, к которой успел привыкнуть и бросил ключи в железный, «почтовый» ящик...
***
Когда я открыл глаза, за окном было белое небо. День. Зимний, белый день.Сон вмиг улетучился...
Я проспал свой самолет!!!
За девять дней путешествия столько событий произошло, столько новых мест и людей я увидел, переезжая по долине с места на место. Сменил пять гостиниц и теперь, проснувшись, не узнал свой дом.Доброе утро, Москва.
Начало этой истории здесь.
Спасибки!
Фото Монблана в хорошую погоду - вообще чудо.
Масштаб, ты прав, оценить сложно, а порой и увидеть то невозможно. Погода там суперпеременчива.