
Альп д`Юэз — это все же не совсем типичная французская станция. Это все же скорее небольшой, но городок. От Трех Долин, Валь д`Изера, Авориаза он отличается не просто наличием баров и дискотек, но и наличием там народа, желающего тусить. Очень много студентов из Европы. Открытые и закрытые бассейны, ледяные гроты и спорткомплексы есть не только тут, но киноконцертный зал, с проводящимися фестивалями и очередями, или орган под сводами церкви – это только здесь.

Касательно еды и сувениров — здесь все типично для французских Альп. В магазах полно снаряги сезона 2013 и, как и везде во Франции, – вальяжно дремлющие собаки.

Сувенирка не слишком разнообразна. Marmotte (он же Сурок) наличествует во всех немыслимых ипостасях, как то в салатницах, дереве, камне, а также в мягко-игрушечном свистящем и почему-то даже распевающем тирольские напевы состоянии. Несколько лучше ситуация с прокатом/продажей оборудования. Конкуренция делает свое дело. При наличии немалого количества спортмагазов цены на прокат топовых лыж начинаются от 21 евро в день, что очень отличается от, скажем, компактной Червинии, где в 2009 году рент верхних лыж доходил до 38 евро в день. Очень умеренны и цены на снарягу б/у, определенно поинтереснее, чем в Москве. Новые лыжи не так выгодны. Во время снегопадов решил потестить фрирайд лыжи: понравился Dynastar SHAM этого сезона. Рент 21 евро в день, цена 650 евро. Смело можно приезжать только с ботами, и брать лыжи здесь.

Как обычно у французов, в д`Юэзе в полной мере присутствует французская расчетливость на грани с прижимистостью. За все две недели не видели включенными подъемники Chalvet и Livre Blanc. Притом что первый не имеет дублеров. Не порадовало и то, как сервисмены на бугелях мгновенно при уменьшении количества народа выключали две, а то и три линии из четырех. Кто-нибудь из начинающих падал при старте бугеля и в результате мгновенно снова набивалась очередь. Ратрачили склоны почти все, но все же по-французски. Это не тщательность итальянцев и немцев))). Но качество снега искупало огрехи французских ратраков. На этих склонах просто невозможно было не отжечь!

Эти нюансы подготовки склонов, конечно же, незначительны по сравнению с красивейшими горами вокруг и наличием великолепного пушистого и легкого снега, который на многих склонах и к 16 часам остается не разбит. И второй супермомент — выходя на трассу, ни в один из дней не приходилось орать: «Р-Р-Р-Р-А-А-А-А-АЗОЙДИ-И-И-ИСЬ!..». Места хватало всем!
Главная вершина региона Pic Blanc 3330 действительно напоминает пик.

Она достаточно резко впивается в небо, склоны и скалы круто уходят вниз и на вершине вас ждет лишь небольшая площадка для обзора и почти всегда довольно сильный ветер. Логистика на Ледник тоже весьма разумна: можно добраться двумя различными линиями кабин. Правда, если выбирать линию подъемников Marmotte – наверху, если вы все же пожелаете добраться до вершины, а не свернуть на Sarenne, вас ждет элегантный французский сюрприз в виде невероятно медленных и старых кресел Glaicer. При -18 и ледниковом ветерке – вполне себе альпийское приключение! При спуске с Pic Blanc у вас два основных варианта. Либо через знаменитый Tunnel обратно, на склоны над городом, либо вас ждут огромные поля ледника Sarenne, расположенного громадной чашей. Много вельвета и еще больше нетронутого снега. Здесь очень светло и масштабно. Настоящее Царство Снегов.





Sarenne сам по себе – неплохая красная трасса, с довольно разнообразным, но в основном желобообразным рельефом. Черного на ней минимум, разве что много народа и не всегда просматриваемые перегибы. Знаменитый длинный выкат внизу трассы не показался мне в этот раз чем-то особенным. Сказалось посещение лесной трассы Didie Defago в Port du Soley. Вот уж где выкат, так выкат, минут на пять точно длиннее.
Tunnel после пары мощных снегопадов тоже был довольно безобиден. В 2010 году, помню, там бугры в человеческий рост, в этот раз там было меньше бугров и в целом ничем особенным этот спуск назвать нельзя.


Хорошие красные трассы ведут с вершины Rousses.



Высота 2800 практически гарантирует отменный снег. Красиво. Быстро. Немноголюдно. Правее по ходу спуска, от трассы Bartavelles имеются прекрасные возможности для достаточно серьезного фрирайда с очень приличным уклоном и довольно широким и хорошо просматриваемым кулуаром. Выход на трассу. После первого визита в Вожани в 2010 году, помню, очень запомнились прыжковые возможности этого местечка. Скальные дропы, неплохой уклон. В этот раз были очевидцами перелома (вероятно, кисть) бордера. Поднимаемся на креслах, парень стоит на краю примерно трех-пятиметровой скалы с хорошим надувом и собирается с места прыгать. Внизу стоят друганы, щелкают героя на Айфоны. Подушка минимум 80 сантиметров, на приземлении уклон крутоват. Первое, что подумалось, что вообще-то нужен определенный левел и немного хотя бы разгончика, чтобы это исполнить. Парень прыгает. Делает пару кувырков вперед. Вроде все ок. Секунд через 10 он начинает орать. Пытаясь выбраться из снега по пояс и неестественно махая пострадавшей рукой. Причем сразу не было ясно, это прикол или как. В итоге улетел на хеликоптере.
La Fare в наш единственный по ней проезд была в довольно расколбашенном на второй день после снегопада состоянии. Я был на BANDITах и в основном фоткал. Все же узковата она для погонять, и в целом скорее хорошая красная, с тем же Col de Clay уклон несравним.


В Вожани нет широких и длинных трасс. Но неплохой уклон и для любителей порезать на красненьком там до вечера можно найти хорошие спуски. Можно почертить среди елок, если хватит ног, но опять же, чтобы прыгать даже с 2-3 метров, желательно представлять, как это надо делать.
На форуме часто любят сравнивать регионы и меряться количеством красных, черных трасс, их крутизной. В основном это делают люди, которые довольно слабо выглядят в горах и просто поднимают себе самооценку, благополучно соскребаясь по красно-черным. Из тех мест, где я был, включая почему-то считающиеся (некоторыми персонажами) новичковыми Порт дю Солей и Доломиты, я всегда и везде находил необходимое лично мне количество крутой и серьезной каталки. И почти нигде на этих склонах, требующих уважения и собранности, я не видел этих форумных звезд, всерьез считающих, что, если в Дез Альпе (к примеру) больше черных, то им это больше подходит. А вот к реальным достоинствам того или иного места я бы отнес количество народа, организацию системы подъемников, качество снега. В Альп д`Юэзе это все позволяет катать именно то, что ты сегодня хочешь и можешь. Пусть и на нескольких, но очень подходящих для твоего сегодняшнего выбора склонах. А не тошниться бокарем на недоступном пока уклоне, или в плотной толпе скребущихся, ставя себе плюсики за каждую преодоленную черную. Здесь есть лучшая, на мой взгляд, учебная зона непосредственно над городом, где в любое время дня можно найти пригодный для оттачивания техники склон, не переполненный людьми. И лучшим доказательством этого нам стал мощный карвинг, которым наша Мила начала резать к исходу второй недели. Упертая девочка получила результат, БРАВО!

Еще наши барышни в заключительный день спускались в долину на парапланах. Полет занимал около 40 минут, они пролетали над скалами и глазели на всевозможных горных козлов, пасущихся вдалеке от трасс. Им понравилось! Огромный респект нашим красоткам! Все эти дни они неутомимо резвились вечерами, но утром, к моему неиссякаемому удивлению, были огурцом и к открытию склонов. И все очень дружно и слаженно выручали Надю в ее ситуации. БРАВО! Каким то образом с нами оказались реально ЛУЧШИЕ ДЕВЧОНКИ!

Ну, а в последний вечер нашей поездки мне почему-то хотелось просто гулять по улицам городка, просто нравилось, просто гулять.


Все как-то правильно здесь устроено. Есть два места в Альпах, где я почти сразу почувствовал себя как дома. Это Сельва Гардена и Альп д`Юэз.
Так что дома побывали, а весной постараемся поглядеть что-нибудь новенькое! Е-е-е!



