Манаслу: хроники неудавшейся экспедиции

mausefalle Лента автора 20 Сентября 2013 (15:06) Просмотров: 1923 8

Осенью 2007 года на одном из немецких альпинистских сайтов я совершенно случайно наткнулся на онлайн-дневники экспедиции на Манаслу. Два парня выкладывали свои заметки из Непала, и это оказалось настолько захватывающе, что я решил сделать практически полный перевод дневника, который затем, после возвращения экспедиции в Мюнхен, с их разрешения был опубликован в журнале SKIстайл. Журнала этого уже давно нет, но на SKI.RU, в связи с Днями Глена Плейка, тема Манаслу была поднята вновь.
Поэтому рискну предложить вашему вниманию первую часть «Хроник Манаслу 2007» — с чего все началось, а затем вторую — о повторной экспедиции в 2012 году...

Бенедикт Бём (Бени) и Себастьян Хааг (Басти) — люди в мире больших гор известные. Обладая уникальной альпинистской и горнолыжной подготовкой, они исповедуют так называемый «speed-style» — скоростной стиль восхождения на вершину и последующего спуска на лыжах. Являясь членами команды Dynafit GORE TEX R Team, они совершили два скоростных восхождения на такие вершины, как Мустаг Ата (7465 м) и Гашербрум-2 (8045 м). В первом случае на подъем и спуск спортсмены потратили 10 часов 41 минуту, из которых 13 минут находились на вершине. Экспедиция на Гашербрум-2 заняла гораздо больше времени и сил — вершины Бём и Хааг достигли лишь со второй попытки, затратив только на один подъем 12,5 часов. Весь путь был проделан в режиме «by fair means»,  то есть без отдыха в промежуточных лагерях. В рюкзаках Хаага и Бёма было лишь по 15 «энергетических» таблеток и по 2 литра воды. Экспедиция на Манаслу была еще сложнее… Кроме Бени и Басти, команду Манаслу 2007 составляли также молодой француз Николя из Ле2Альп, и австрийский видеооператор Хуберт.

24. 08. 2007. Запись первая
На этот раз мы выбрали Манаслу. Хотим снова попытаться справиться с горой в своем «скоростном стиле»  пройти до вершины нон-стоп, с минимальным количеством снаряжения и как можно быстрее. Мы рассчитываем на свою хорошую подготовку и опыт спуска на лыжах с подобных вершин, который мы приобрели ранее. В наших планах подняться до вершины и спуститься к ее подножию менее чем за 24 часа. Для нормального восхождения нам понадобится от 5 до 7 дней, чтобы организовать промежуточный лагерь и, таким образом, подготовить поэтапный штурм вершины…
Тщательная подготовка для восхождения в режиме «full speed» и достаточно быстрый спуск на лыжах снижает риск, к тому же мы сокращаем длительность нашего пребывания в «зоне смерти» с нескольких дней до одного дня и получаем возможность эффективного использования «погодного окна», которое нам может предоставить гора.Мы исключаем ночевки в «зоне смерти» — лыжи позволят нам перемещаться с достаточно большой скоростью и за несколько часов спуститься с вершины в базовый лагерь. К тому же спуск на лыжах с 8000 метров — совершенно особое приключение.
Для нас очень важно осуществить скоростное восхождение без посторонней помощи и без использования кислородного оборудования — мы достаточно хорошо подготовлены и надеемся, что сможем акклиматизироваться, однако высота в 8000 метров — не самое страшное. Главное — избежать падений на крутых, лавиноопасных и обледенелых участках склона, и не провалиться в многочисленные трещины.
Связь будем держать по спутниковому телефону, так что до скорого.

07. 09. 2007. Наконец мы в Непале!!!
После бессонного перелета мы благополучно приземлились в Катманду со всем своим снаряжением... Сегодня мы должны утрясти необходимые формальности по доставке нашей маленькой команды и 1000 кг груза к подножию Манаслу.
Завтра мы рассчитываем подняться на военном вертолете в сопровождении офицера, местного гида, повара и с полным комплектом снаряжения в деревню Сама на высоту 3390 метров.
Вам всем приятных выходных…

09.09.07, Непал, Сама, 3390 м
Надеемся, что у вас там в Мюнхене, Германии и вообще в загнивающем западном мире все хорошо.
У нас же произошли некоторые изменения: из-за военных учений в горах нам не смогли вовремя предоставить вертолет, и мы должны были искать альтернативный вариант. Им оказался старый вертолет советской армии, который теперь принадлежит частной фирме. На нем мы смогли добраться до деревни Сама, практически не нарушив запланированного графика.

Базовый лагерь у подножия Манаслу находится от нас в дне пути и окружен льдом и снегом. Бог Монсун еще раз показал свою силу, обрушив на деревню дождь, а на лагерь снег.
Первая ночь в деревне на такой высоте была достаточно напряженной, зато сегодня мы чувствуем себя как в отпуске — до маленького монастыря и поговорили с местным монахом. Он уделил нам час времени, прочитал молитву, которую закончил словами «Lha Gyelo» («Да помогут боги совершить восхождение»). В деревне мы проведем еще три ночи, потихоньку акклиматизируясь и делая небольшие треккинги. Завтра хотим дойти до горячих источников на 4000 метров, — если, конечно, найдем дорогу.
До скорого, не забывайте нас.
Namasté!

11.9.2007, 15.30 по Мюнхену
...
Сегодня мы в первый раз поднялись в базовый лагерь, на высоту 4900 метров, в сопровождении 40 носильщиков, которые тащили наше имущество. Мы нашли классную площадку, где проведем несколько недель. Сейчас в базовом лагере еще одна экспедиция, которая состоит из канадцев, австралийца, португальца и новозеландца. Все оказались людьми приятными, сообщили нам, что на Манаслу сейчас на удивление мало снега. С одной стороны, это хорошо, так как снижает вероятность схода лавин, с другой
путь от Лагеря 1 до Лагеря 2 будет настоящим испытанием: все трещины открыты, так что просто так не прогуляешься.

Завтра мы поднимемся сюда еще раз и попробуем переночевать. Жаль, что нельзя поставить палатку где-нибудь ниже слишком круто.
Еще раз коротко о нашей команде, где, кроме нас четверых, есть еще четыре человека, которые нам очень помогают. Chiduk — наш шеф-повар, которые потчует нас всякими вкусностями, которых мы не пробовали ни в одной другой экспедиции. Надеюсь, его старания будут оплачены. Omraz — ассистент шеф-повара, помогает Chiduk’у и старается выполнять его указания. Angpori — наш специалист по связям с местной общественностью. Координирует работу носильщиков, компетентен практически по всем вопросам. Aladin (мы его так назвали) — представитель властей, первый раз на такой высоте и чувствует себя не слишком хорошо. От его статной фигуры почти ничего не осталось и мы боимся, что он не переживет этот трип… Если мы его не остановим.
Пока у нас все в порядке, мы здоровы, полны сил и готовы к бою с Манаслу!
Speed up!

12.9.2007, промежуточный лагерь на 4100 м
Мы все-таки нашли место под палатку на высоте 4100 метров, чтобы не мучиться ночными кошмарами на 5000 в базовом лагере... Сегодня мы сидим среди зелени, едим бутерброды — отдыхаем. Вид из нашего маленького лагеря великолепный. Я сижу с ноутбуком, а в 400 метрах передо мной находится срез гигантского ледника, от которого каждые десять минут обрушиваются 80-метровые ледяные башни. Если я смотрю налево вниз, то вижу чудесную зеленую долину деревни Сама с большим ледниковым озером у края морены. Впечатляет.
Нам еще предстоит сделать одну ходку до базового лагеря, после чего мы вернемся ночевать в этот романтически уединенный уголок. Завтра мы окончательно переберемся наверх. Новенькие лыжи Dynafit Manaslu, подготовленные и смазанные, ждут нас там…

13.9.2007, базовый лагерь

Мы наконец-то окончательно обосновались на высоте 4900 м над уровне моря. Манаслу нависает прямо над нами и похоже, что наш отпуск закончился. Теперь у нас нет вспомогательной команды, и все вещи мы таскаем сами. Мы познакомились с экспедицией Кари Коблера, которая состоит из семи швейцарцев. Это классные парни и я уверен, что мы хорошо сработаемся на горе. Что касается канадско-новозеландской группы, то выглядят они весьма уставшими. Они уже провели здесь две недели и проделали огромную работу в ледниковом разломе, между лагерем-1 и лагерем-2. Сейчас они очень напоминают немецких солдат под Сталинградом. К счастью, у нас все хорошо. Наш оператор, австриец Хуберт Риглер, покорил нас своим искусством. Николя, 22-летний француз, изумляет меня все больше. Он один из самых быстрых и удачливых альпинистов, кроме того — он самый молодой кандидат в горные гиды Франции. Не знаю никого, кто столь элегантно передвигается по горам. Кроме Бастиана. Его неиссякаемой энергии можно только позавидовать. Видно, что ему не терпится залезть на Манаслу и нацепить на вершине лыжи. Когда я вижу вершину, то думаю о 12 месяцах подготовки, во время которой мы в совокупности набрали 300 000 метров высоты, чтобы подготовить себя к этому восхождению. Часто мы тренировались рано утром или поздно вечером, думая об одном: 3300 метрах, которые отделяют базовый лагерь от вершины. Это самое серьезное испытание для нас. Даже сейчас, когда всего лишь пишу эти строки, чувствую прилив адреналина. Конечно, все зависит от нашего самочувствия, погоды и быстрого подхода к вершине.
Ну, а сейчас у меня очередная бессонная ночь, которую я провожу в обнимку с i-pod. Надеюсь, что у вас все хорошо,
Ваш Бени.

15.9.2007, лагерь 1
Сегодня мы впервые поднялись в лагерь-1 на высоту 5700 м и поставили там палатку. Что касается Басти и меня, то у нас все в порядке. Хуберт, благодаря походу на Броад Пик этой весной, тоже быстро акклиматизируется, а вот Николя все еще борется с высотой. Горной болезни у него нет, но ему явно нездоровится. Посмотрим, каким будет его дальнейшее самочувствие. Завтра мы снова поднимемся сюда и попробуем переночевать. Если наше состояние позволит, то пойдем выше, в направлении лагеря-2.

С горячим приветом,
speed up,
Басти и Бени.

18.9.2007
Привет, вчера мы впервые катались на лыжах на высоте 5500 метров. Йо! Великолепные впечатления от лыж «Манаслу»! Конечно, снег был не идеальным, но примерно на 6000 м мы нашли целину 60-70 см. Это уже радует!
Первая ночь в лагере-1 (5700 м) была не самой лучшей в моей жизни. Десять минут сна (снова показывали горные кошмары) и частые сбивки дыхания. Утром был выжат, как лимон. Такое ощущение, что я 80-летний старик. В 7 утра вышли в направлении лагеря-2.
После получаса подъема жизнь снова вернулась ко мне, и стало веселее. Мы перетащили лыжи через ледяной разлом на 6100 м до небольшой площадки, подготовленной канадцами, португальцем, новозеландцем и австралийцем. Они давно на такой высоте — первыми в этом сезоне пришли на Манаслу и вынуждены были пробивать путь наверх. Это по-настоящему тяжело. Они уже 7 ночей провели на высоте 6000 м и их команда фактически распалась. Австралиец из-за сухого кашля почти не может говорить, но считает, что завтра он сможет идти наверх. Новозеландец вчера, шатаясь как пьяный, пошел вниз. У португальца еще остаются силы, но и он вчера спустился в базовый лагерь. Только трое канадцев смогли подняться на 6800 м и поставить там лагерь. Пока снега немного, поэтому идти относительно легко. Много трещин и ледяных торосов, но, кроме пары мест, везде можно пройти на лыжах.
Несмотря на туман, было очень сильное солнце. Мы сделали небольшой бивак на 6100 м и спустились на веревках в лагерь-1, которые закреплены наверху фирншвертом. Из лагеря-1 мы за один час спустились в базовый лагерь (при подъеме затратили 5 часов).
Здесь внизу, на 4900 м, жизнь гораздо приятней. Как же здорово должно быть в долине, а?
Гора огромна и кажется, что путь до вершины бесконечен. Несмотря на это, радуют участки снежной целины на 6000 м.
До завтра!

19.9.2007, лагерь-2, 6500 м
После дня отдыха в базовом лагере мы планируем провести две ночи в лагере-2. Затем поднимемся на высоту 7200 метров, чтобы окончательно акклиматизироваться для скоростного восхождения. Над лагерем-2 мы наконец-то проверим, как ведут себя лыжи Manaslu в паудэре. Они чертовски широкие, но в то же время очень легкие. Правильный выбор для  здешних тяжелых снежных условий. Они без всякого напряжения входят в поворот и очень легко пишут дугу. Именно такими я представлял себе лыжи-вездеходы… Пока мы следуем намеченному графику и пытаемся что-то планировать наперед. Хотя какие, к черту, могут быть планы на высоте 8000 м…
Здесь все постоянно меняется: туман, ветер и снег, а через мгновение появляется солнце и температура прыгает до тридцати градусов. В принципе, мы уже приноровились к такой погоде. Когда небо чистое, на нас только легкие штаны и майки. Как только набегают тучи, мы быстро достаем из рюкзаков 2-3 новые разработки Dynafit, специально созданные для таких случаев. Дополняет гардероб куртка из Gore-Tex Pro Shell, которая в прошлом году сослужила хорошую службу на Гашербрум-2. Вся техническая сторона подъема заключается здесь в следующем: оделся, прикрепил лыжи на рюкзак, пошел, отцепил лыжи, снял рюкзак, разделся, лыжи на рюкзак, пошел и так далее.
Для скоростного восхождения нам нужно как минимум 24 часа стабильной погоды, чтобы дойти до вершины от базового лагеря. В крайнем случае будем пользоваться GPS.
Надеюсь, что гималайские боги наладят погоду к 18-ти часам.
Бенедикт.

22.09.2007, базовый лагерь
Привет!
В четверг мы снова спустились в лагерь-1, чтобы переночевать там. Был очень сильный туман и было трудно ориентироваться. Но, поскольку швейцарцы ночевали на 6200, мы нашли хороший след.
Вместе с Мишу, руководителем швейцарской группы, мы поднимались на высоту 6600 м, к северо-восточному ребру под самой вершиной. Склон мы определили как очень лавиноопасный, поэтому вернулись в лагерь-2. Тем не менее, часть северо-восточного ребра выглядит весьма привлекательно для любого горнолыжника. Слева от тропы есть прекрасный участок, который я с удовольствием расписал бы лыжами. Бени и Николя со мной согласны. Довольно проблематично выглядит верхняя часть ребра — до выхода на плечо Манаслу (7400 м). Там очень круто и полно больших сераков. Швейцарцы хотят идти по технически более простому, но с большим количеством сераков,  маршруту. Канадцы выбрали более крутой, но более надежный путь. После выхода на плечо до вершины останется еще 760 м по вертикали в «зоне смерти».

Надеемся, что нам удастся благополучно добраться до пологого участка плеча Манаслу. Когда мы ставили палатки, то видели швейцарцев в лагере на 6700 м — чуть ниже сераков. Они провели там три ночи, и вид у них был не слишком бодрый. Для нас еще слишком рано ночевать на такой высоте, поэтому мы спустились на 1700 м вниз, в базовый лагерь.
Cheduk, наш повар, встретил нас свежими деликатесами из козлятины. Сейчас, когда я пишу все это, Бени по телефону разговаривает с нашими друзьями, которые сидят в гостях у Бёмов — готовятся к началу Октоберфеста. Когда я услышал на заднем плане голоса Буам и Мадлен, подозрительно защипало в глазах.
Думаю, что нам нужно немного изменить график и ускорить события. Это значит, что завтра мы поднимемся в лагерь-1 и проведем там две ночи, чтобы окончательно акклиматизироваться на высоте 6400 м. После двух дней отдыха в базовом лагере выйдем на штурм вершины. Еще никогда такого не было, чтобы мы пропустили Октоберфест в кругу друзей.
Так что думайте о нас и желайте нам скорейшего возвращения на пивную поляну.
Prosit!

See you soon,
Басти.

23.09.2007, лагерь II
Канадцы на пути к вершине. Мы желаем им успеха — они заслужили вершину. После долгого и кошмарного поиска они нашли путь через разломы и зафиксировали большую часть. Этим самым они значительно облегчили работу нам и швейцарцам, даже несмотря на падение огромного серака размером с многоэтажный дом, который обрушился прямо перед швейцарской группой и немного изменил путь. К счастью, он пролетел в нескольких метрах от них и улетел в огромную трещину. Чувствуем себя хорошо. С некоторым юмором думаю, сколько же во мне еще сил, если работа по прокладке пути на 6000 м почти что доставляет мне удовольствие...
На такой высоте начинаю ограничивать себя в питье и еде. Сегодня в 6-00 позавтракал и после 12 часов не испытывал голода.
Бенедикт.

24.09.2007. Изменение планов
Привет всем!
Вчера наши планы были неожиданно нарушены. После того, как мы затащили на высоту 6400 метров 25 кг груза и собирались там заночевать, с нами связался наш «погодный бог» Карл Габель из института Инсбрука и сообщил, что приближается атмосферный фронт, возможны осадки в виде снега от 30 до 100 см. Это означает высочайшую степень лавинной опасности и отсутствие видимости (полный white-out) из-за снега и тумана. Мы сообщили об этом канадцам, которые были уже на пути к лагерю-3. Для них это означает, что штурм вершины прекращается.
Совершенно обгоревший австралиец из канадской группы, которого мы обогнали по пути, так как передвигается он очень медленно, несмотря на наши настойчивые предостережения, продолжил идти наверх. После нашего с ним контакта его до сих пор никто не видел, а рации у него с собой нет.
Нам же пришлось — после подъема на 1700 м по вертикали — поворачивать назад, в лагерь-1. Как только мы туда спустились, пошел снег. Сегодня утром все засыпано снегом, 30 см в лагере-1 означают 50 см в лагере-2. Решение спуститься было правильным. Сегодня мы спустились в базовый лагерь, что было нелегко сделать — полный white-out, дорогу нашли с трудом, причем только благодаря Николя. Он всегда как-то находит правильное направление.
Надеемся, что канадцам удалось спуститься из лагеря-3. Австралийца больше никто не видел и никто не знает, где он находится. Такого упертого типа, как он, я еще никогда не встречал.  Целую неделю он болен коклюшем и ежедневно пьет шнапс. Когда ему становится лучше, он затевает драку со своей командой или непальцами. Без понятия, что с ним, но помочь ему уже никто не в состоянии.
Несмотря на тот хаос, который царит на Манаслу, в пятницу вечером попытаемся начать восхождение на вершину, если не помешает погода.
Приятного Октоберфеста.

25.09.2007. Снегопад, снегопад...
У нас в базовом лагере валит снег. Вчера ночью раздавило обе кухонные палатки — штанги не выдержали снежной массы и сломались. Вместе с нашими поварами Басти и Николя зафиксировали их, и пока они как-то держатся.
Канадцы вернулись в базовый лагерь. Обидно — после стольких недель и такой проделанной работы…
Теперь мы вынуждены торчать в базовом лагере, а на штурм вершины пойдем вместе с обеими группами — сейчас всем вместе придется по новой прокладывать путь наверх. Сейчас довольно тревожная обстановка — каждые пять минут слышны хлопки сходящих наверху лавин. Там, наверное, около двух метров снега.
Если в течение двух суток не будет осадков, мы пойдем на вершину. Единственный плюс в снежной погоде — мы катаемся на лыжах в районе базового лагеря. Некоторые куски склона остаются нетронутыми, но это до тех пор, пока трещины между лагерем-1 и базовым лагерем не засыплет снегом. Может быть, позже нам удастся найти лыжи, которые мы оставили в лагере-2 (6200 м). Место было нами отмечено, но швейцарцы, когда спускались вниз, сказали, что никаких отметок уже не видно… К счастью, у нас есть второй комплект снаряжения — если другие экспедиции все оставили наверху (палатки, спальники и т. д.), то мы успели спустить оборудование в базовый лагерь, так что мы снова готовы к скоростному восхождению.
Лагерь швейцарцев и канадцев почти не видно под снегом, которого очень много, но это-то как раз и есть обычная погода на Манаслу.
Мы по-прежнему рвемся на вершину, которая была так близко, но придется потерпеть.

27.09.2007. INSANE...
Снег продолжает валить, и все пытаются развлекаться, кто как может. Только что был внизу у канадцев. Как раз перед моим приходом они выпили бутылку скотча и теперь сидят в палатке со стеклянными глазами. Мы же получили приглашение от швейцарцев на ужин.
Завтра хотим спуститься в деревню Сама на лыжах. Швейцарский шерпа рассказал мне, что ниже 4200 снег больше не идет. Может быть, получится принять там душ…
После обеда в субботу мы вновь поднимемся в базовый лагерь (4900 м). С воскресенья ожидается улучшение погоды. Мы все еще рассчитываем на штурм вершины…
Бенедикт

30.09.2007. Как феникс из пепла
Привет всем!
Наконец-то жизнь на Манаслу начинает налаживаться: у нас, канадцев и швейцарцев все замечательно. Все просто воспряли духом!
Вчера мы спустились в деревню, и нам даже удалось помыться. Мы были в шоке, что там происходит: все что-то празднуют и на каждом шагу пьяные. Октоберфест отдыхает!
Вчера после обеда мы получили сообщение, что еще несколько палаток в базовом лагере накрыло лавиной. Когда мы вернулись, то обнаружили, что лагеря практически нет. Нашу палатку мы смогли восстановить, но две другие палатки просто сплющило, и они напоминали скорее мокрые туши дохлых животных (Deleted)! Тем не менее мы чувствуем уверенность в себе и хотим утром подняться в лагерь-1.
Так что всего хорошего, все путем.

01.10.2007, базовый лагерь
После восьми дней непогоды мы вышли в направлении лагеря-1. Снега достаточно, чтобы практически всю дорогу от базового лагеря пройти на лыжах. Лагерь практически полностью разрушен: палатки швейцарцев погребены под 2,5-метровым слоем снега. Лагеря канадцев просто не существует. Откопать палатки оказалось делом нелегким и заняло очень много времени. Мы представили себя на раскопках в Египте — только тут на пару градусов холоднее. Дальнейший путь через разлом был трудной работой. Но дальше, из-за сошедших лавин, снега было «только» по колено. Мы дошли до 6300 м (там мы раньше оставили лыжи). К сожалению, никаких лыж мы не нашли — слишком много снега. К тому же, их могло просто снести лавиной. В 16-00 солнце зашло за плечо Манаслу, и температура тут же упала до 20-25 градусов мороза. Мы были вынуждены прекратить поиски и спуститься в базовый лагерь. Несмотря на тяжелый снег, замерзшие руки и ноги, получили от спуска большое удовольствие.
Завтра весь день проведем в базовом лагере. Если ситуация с погодой не изменится, то в среду вечером начнем штурм. Путь до 6300 м у нас, во всяком случае, теперь есть.

03.10.2007, базовый лагерь
Наконец-то! Сегодня после обеда мы приняли решение: в 21 час по местному времени (17-15 по среднеевропейскому) мы начинаем скоростное восхождение. Это первый и последний шанс — достичь вершины в сложившихся обстоятельствах. Погода вроде бы должна оставаться стабильной, но на больших высотах в районе вершины очень сильный ветер. На К2 он был таким же сильным и там ничего не получилось. Мы опасаемся, что ветер будет еще сильнее, но все-таки решили идти. Мы не уверены, что у нас получится, так что в противном случае повернем назад. Но дойти попытаемся. Канадская группа сейчас где-то на высоте 6800 м. Их палатка так раздавлена, что переночевать в ней они не смогут. Это значит, что сегодня, после борьбы с горой в течение нескольких недель, они вынуждены сдаться. Другого варианта у них  просто не было.
Палатка швейцарцев также погребена под трехметровым слоем снега и раздавлена, так что они тоже возвращаются. Однако они все-таки надеются достичь вершины позднее.
Сейчас мы заканчиваем последние приготовления и пакуем вещи. Наверху не будет места для стоянки: ни одного лагеря и дополнительного снаряжения, только то, что мы берем с собой. Путь может быть очень долгим — мы должны подняться с 4900 до 8163 м с одной попытки. Мы не знаем, что там наверху, насколько сильный там ветер. Все или ничего, — мы принимаем вызов.

04.10.2007, базовый лагерь
Вся экспедиция была явно под несчастливой звездой. До сих пор все три группы терпели одни лишь поражения. Разоренный базовый лагерь, палатки и снаряжение, потерянные наверху. После сильнейших снегопадов мы столкнулись с проблемой сильного ветра выше 7000 м и лавинами. Вершина была относительно близко, однако шансов достичь ее становилось все меньше. Несмотря на прогноз погоды из Инсбрука о скорости ветра в 50-60 км/ч, мы хотели полностью использовать единственный шанс дойти до вершины Манаслу, так как сил у нас, из-за долгого «тюремного заключения» в базовом лагере, становилось все меньше. Швейцарская группа спустилась вчера в базовый лагерь из-за сильного ветра наверху и большой лавинной опасности, но они надеются на еще один шанс на следующей неделе.
Несмотря на все это, вчера вечером, 3 октября, примерно в 23-00, мы вышли из базового лагеря (4900 м) в направлении вершины (8163 м). Всю ночь мы неплохо шли вверх, несмотря на очень низкую температуру, так как благодаря большому количеству снега смогли подойти на лыжах прямо от нашей палатки. Через 1 час 50 мин. мы дошли до лагеря-1 на высоте 5700 м у подножия бока Манаслу. Через три часа мы были уже в разломе ледника, который прошли при помощи кошек на ногах и ледорубов в руках. Под нами было 1000 метров по вертикали. Примерно в 3 часа утра, на высоте 6200 м температура понизилась до –30 градусов и нам пришлось достать и надеть все вещи, которые мы взяли с собой. Почти весь запас жидкости в наших термосах замерз, несмотря на мощную изоляцию. Отсюда мы снова пошли на лыжах и через лавинные поля поднялись до 6600 м. Начало слабо пригревать утреннее солнце. Приходилось постоянно менять лыжи на кошки и наоборот. Затем усилился ветер и, несмотря на маски и солнце, стало еще холоднее. Бесконечный бок Манаслу становился все круче, а сераки все больше. Наш друг Николя шел все медленнее и разрыв между нами увеличивался. Он прокричал нам, что вряд ли сможет подняться до главной вершины и решил дойти до северной. Несмотря на все трудности мы были уверены, что до вершины сегодня дойдем. Было только 7-30 утра, впереди был еще целый день. Погода была хорошей, а ветер сносный. Огромные лавины освободили большую часть ребра от снега, мы чувствовали себя хорошо и шли в постоянном ритме. Однако на 7000 м нам пришлось сбавить темп. К сожалению, мы не смогли найти путь через сераки и пришлось лезть прямо через два ледяных выступа. Это стоило нам времени и сил. Недалеко от выхода плеча Манаслу на вершинное плато на высоте 7400 м мы увидали крутой склон с нависшей снежной массой и задутые ветром доски. На склонах обеих вершин были видны следы от свежих лавин. У нас возникло очень нехорошее чувство. Снег был абсолютно не связан слоями, а мы торчали где-то посередине.
До выхода на плечо оставалось 150 метров по вертикали, но склон там был еще круче. Мы должны были быстро принять решение, и скоро стало понятно, что играть с Манаслу в смертельные игры мы больше не хотим. После стольких дней подготовки и столь близкого выхода на вершинное плато это было по-настоящему грустно. Мы поехали вниз. По пути мы видели лагерь канадцев, снесенный на 500 метров вниз огромной лавиной и разбросанный по склону. Все снаряжение, которое они смогли поднять, было потеряно. Для них это означало окончание экспедиции. Сейчас мы снова в базовом лагере — истощенные, усталые, подавленные, зато живые и здоровые.

05.10.2007. Еще ничего не кончилось

Мы свернули базовый лагерь — носильщики спустили вещи, а рано утром вертолет заберет их в Покару. Наш оператор Хуберт и Николя уже внизу в долине. Но мы не с ними, мы решили остаться. Теперь мы присоединились к своей новой швейцарской семье — они приняли нас с распростертыми объятиями. Мы очень рады такому гостеприимству — это дает нам еще один шанс дойти до вершины. Во вторник попробуем это осуществить. Мы не можем уехать домой, не сделав второй попытки. Так что мы теперь в команде Швейцарии и штурмовать гору будем вместе. Одновременно это значит пребывание в «тюрьме» базового лагеря еще одну неделю.
Руководитель швейцарской группы Мишу — просто супер. Это он предложил нам остаться и внес необходимые изменения (кухня, палатка и так далее). Из своих вещей у нас только сумка с снаряжением, все остальное уже на пути в Мюнхен. В группе семь человек, которые называют себя «старыми спортсменами»: возраст группы от 39 до 47 лет. Все они — члены «Senior-Dynafit-Team.ch». Договорились с ними встретиться у нас в Ашау — когда все закончится. В общем, экспедиция на Манаслу продолжается…

06.10.2007, базовый лагерь
После вчерашней эйфории по поводу новой попытки достичь вершины и хорошего прогноза погоды из Швейцарии, мы вновь оказались в полном «white out» на высоте 5300 метров, в палатке под полуметровым слоем снега. Всю ночь он шел, не переставая. С каждой новой снежинкой вершина становится все дальше. На высотах более 6000 снова очень лавиноопасно. За четыре недели мы сделали все возможное, но этой осенью Манаслу не пустила к себе ни одного человека.
Happy new Year!

07.10.2007. Снег, снег, снег…
После непрерывного снегопада ночью швейцарцы решили снимать лагерь завтра, 8 октября. Опасность схода лавин все больше. Ночью одна прошла через лагерь — нервы у всех на пределе. Мы уже не можем слышать шуршание снега по палатке. Снова холодно и очень сыро вокруг... Завтра последний шанс. Если снег не прекратится, экспедиции конец, остается лишь мысль, что мы сделали все возможное.

08.10.2007, базовый лагерь
В 6 утра Мишу крикнул нам: «Сматываемся, ребята!» Снег продолжал идти всю ночь, наша палатка снова под снегом. Мы очень благодарны Мишу. Это человек, покоривший четыре восьмитысячника, среди которых К2, а на Броад Пик он ходил вместе с Хансом Каммерландером. Настроение в группе он поддерживал до последнего и вместе с нами до конца надеялся на удачный штурм вершины. Нам стало ясно, что экспедиция завершена. Не только потому, что улетим вместе со швейцарцами, а потому, что опасность лавин слишком велика. Вчера и позавчера шерпы заблудились по дороге в лагерь-1 из-за тумана и снегопада. Полный «white out». Сегодня мы предложили швейцарцам свою помощь при демонтаже лагеря — на лыжах мы можем передвигаться быстрее. Когда в очередной раз поднялись к лагерю, его просто не было. Nhb часа нам пришлось откапывать раздавленные палатки. Удалось вывезти снаряжение из пяти палаток — рюкзаки у нас были тяжелее, чем когда мы поднимались сюда из долины. Спустились в базовый лагерь, где нас молча встретил Мишу — все было понятно без слов…
Нам повезло, что мы успели снять с горы почти все свое снаряжение. Швейцарская группа оставила под снегом на высоте 6200 метров оборудование на сумму примерно 30000 евро. Непальцы говорят, что бог Монсум в этом году очень силен. Когда мы снова посмотрели вверх, на вершину Манаслу, то увидели огромные снежные флаги. Этой осенью никто не дошел до вершины — мы были единственными, кто смог подняться до высоты 7400 м. Но это слабое утешение.
Как сказал высотный альпинист Райнхард Карл, восхождение можно сравнить с двухмесячным пребыванием в холодильнике, для обогрева которого методично сжигаешь купюры по 100 евро.
Мы идем домой…

О повторной экспедиции на Манаслу можно прочитать здесь

АнтонП    23 Сентября 2013 (12:07)   #
Прям книгу можно писать. Читал не мог оторваться.
mausefalle    23 Сентября 2013 (12:16)   #
я когда все это "вживую" читал - работу задвинул :)) Ждал новых сообщений, как прогноза погоды ))
АнтонП    23 Сентября 2013 (12:30)   #
продолжение то будет???))
mausefalle    23 Сентября 2013 (12:39)   #
да ))
АнтонП    23 Сентября 2013 (12:48)   #
так выкладывать над быстрей))) Я хочу дочитать чем все закончилось)))))
mausefalle    23 Сентября 2013 (21:28)   #
ох... начал читать продолжение... "лихо закручен сюжет" (с)
АнтонП    23 Сентября 2013 (22:26)   #

ох... начал читать продолжение... "лихо закручен сюжет" (с)

Заинтриговали)))) Давайте быстрей как то)  Шнеля)))

SASН    25 Сентября 2013 (09:48)   #

Зачитался, очень интересные записки экспедиции. И слава богу что Гора отпустила, а не забрала с собой.