Наступила зима, и вопрос, куда поехать кататься (и ехать ли вообще) снова встал на повестку дня. Так как в 2007 году наши друзья были в Грузии и вернулись в полнейшем восторге, после некоторых финансовых подсчетов и не очень долгих препирательств (как обычно на темы: а) экономия превыше всего! б) горные лыжи/сноуборд — это развлечение, им не место в нашей жизни!) было решено ехать в Гудаури. Ура!
Кратко о курорте: Гудаури — молодой курорт на южном склоне Главного Кавказского Хребта, на расстоянии 120 километров от Тбилиси и примерно 180 километров от Владикавказа. Несмотря на то, что для посещения Грузии гражданам РФ виза больше не нужна (с осени 2012 года), срок действия загранпаспорта должен быть не менее 90 дней с даты выезда из Грузии. Так как у одного их членов нашей команды паспорт истекал очень скоро, решение ехать было принято очень быстро. Итак, мы едем в Гудаури! Восторгу моему не было предела.
Забавный факт: при покупке билетов на рейс Москва-Тбилиси (выполняемый грузинскими авиалиниями AirZena) через сайт компании возникла небольшая техническая проблемка с картой. В 9 вечера начали звонить в авиакомпанию — компания еще маленькая, круглосуточной горячей линии нет, вызвонили представителя компании, — на просьбу о бронировании билетов было предложено скинуть данные по смс и завтра билеты будут забронированы! На заднем фоне в трубке представителя компании были слышны детский смех и разговоры. Мило и по-домашнему. Но это мелочи. В итоге билеты были куплены on-line, гостиница забронирована (Cross Pass, через портал Гудаури.Ру), и 21 января новенький Boeing 737 Georgian Airway уже уносил нас прочь из Москвы на юг, в сторону Тбилиси. Настроение отличное. Погода — также, солнечно.
На подлете к Тбилиси из самолета при хорошей видимости можно наблюдать склоны курорта, что мы, собственно, и делали, любуясь горами Главного Кавказского хребта с высоты в десять тысяч метров.
Тбилиси нас встретил новеньким современным аэропортом, сухой и теплой погодой (+10оС) и гигантской рекламной вывеской компании SOCAR. За нами прибыл водитель от гостиницы (так как мы заранее договорились о трансфере), мы погрузились в старенький, но очень чистенький Ford Maverik и отправились в путь. Когда проезжали по улицам Тбилиси, у меня возникла ассоциация, что город чем-то похож на Милан по архитектуре, только находится в некоторой в разрухе.
Старенькие покосившиеся строения и обычные пятиэтажки чередовались с современными стеклянными зданиями футуристической наружности и флагами ЕС перед ними. Назначение футуристических зданий осталось не определенным. Попалась нам также и the George Bush street, а также киоск, торговавший булками с вывеской «Open» — курьезно! Далее следовала набережная реки Мтквари (Кура) с гранитными берегами, красивейшими мостами и старинными зданиями, по виду напоминавшими средневековые замки.
Час езды по городу, и вот мы в предгорьях на пути в Гудаури. Дорога пролегает вдоль живописной реки Белая Арагви, на которой расположена Жинвальская ГЭС. Еще минут сорок пути, и дорога начинает взбираться в горы.
Для справки: Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури, за которым дорога по извилистому Земомлетскому спуску довольно круто (на 1000 метров) спускается в ущелье реки Арагви. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины XIX века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году.
Мы, соответственно, преодолели этот спуск в обратном направлении (наверх) и прибыли в Гудаури. Было уже темно, но поселок и дорога отлично освещены, дома в Гудаури подсвечены на манер домиков в Альпах. Размещение в гостинице прошло успешно. И вот начались 7 дней катания…
Миф первый: в Грузии плохо относятся к русским.
Честно скажу, что перед поездкой в Грузии присутствовало некоторое слабое чувство волнения, хоть и довольно неопределенное – после конфликта в Осетии и Абхазии в 2008 российская пресса активно муссировала тему раздора между Грузией и Россией, якобы население Грузии проявляет негативные настроения к русским и т. д. С полной ответственностью заявляю — ничего подобного нет и в помине! Грузины — это один из самых добродушных и гостеприимных народов, который я когда-либо встречала. Нигде ни разу мы не встретили плохого отношения. Все попавшиеся на нашем пути грузины (разного возраста) практически хором выражали несогласие с политикой действующего президента, искреннюю радость от того, что в Грузии меняется власть, и высказывали большие надежды перемен к лучшему с приходом новой власти.
Миф второй: это Кавказ, а на Кавказе не может быть современных, комфортабельных горнолыжных курортов, сравнимых с европейскими.
Гудаури — это молодой курорт, строительство которого началось в 2000-х годах. В настоящий момент проложено более 57 километров трасс, запущено 8 Doppelmayer’овских подъемников, включая 1 гондольный подъемник (введен в эксплуатацию в 2012 году, самая длинная гондола на Кавказе). Зона катания — обширнейшая — поспорит с лучшими курортами Австрии и Италии по площади и подготовленности (острых камней в зоне катания вы не найдете, даже если очень захотите).
Очередей на подъемники нет. Тем более нет «левых» очередей как на Эльбрусе или Домбае, при продаже ski-passa выдается чек (была даже мысль сделать по нему возврат Tax Free, но потом стало неохота этим заниматься). Относительный наплыв катающихся наблюдался в выходные, когда жители Тбилиси приезжают отдохнуть перед рабочими днями, но и даже в выходные очередей нет.
Трассы готовятся ежедневно, работает служба спасателей. Вдоль каток работает WiFi. И самое главное — в силу географического расположения (южный склон) и близости моря в Гудаури выпадает много снега, снег часто меняется, снежная погода чередуется с яркими солнечными днями. Возможности для катания вне трасс (или около трасс) грандиозны!
Нами было приобретено два абонемента на 7 дней катания (к слову сказать, на одного человека это стоило 105 долларов — практически даром по сравнению с европейским курортами) и 22 января мы приступили к катанию.
Миф третий: я умею кататься на горных лыжах.
Первый день катания встретил нас ярким солнцем, которое не заходило до 6 часов вечера, отлично освещая склоны. Несколько дней прошло в режиме «раскатки-разминки». Но, как уже заведено много лет, одновременно группой отдыхающих был также включен режим «жги!» с самого открытия и до полного закрытия канаток.
Местные кафе, посещаемые иногда на горе на предмет подкрепиться, попить чай, произвели неизгладимое впечатление — а именно сочетание предлагаемых блюд и их стоимости. Грузинская кухня — одна их самых вкусных в мире (на мой взгляд), цены по московским меркам — приятно смешные (огромная порция шашлыка на 2-х с салатами и напитками обойдется вам в 600 рублей, включая 12% чаевых). Персонал кафе приветливый, искренне радуются, если слышат, что накормили вас вкусно, и вам понравилось.
Итак, катание.
За четыре дня были обкатаны все возможные склоны и направления на курорте. Сначала все трассы, далее по нарастающей все склоны около трасс. Погода шептала — два раза за 4 дня выпадал свежий снег от 15 до 40 сантиметров (при этом снег преимущественно шел ночью, на следующий день светило солнце), немногие любители целины, отдыхающие на курорте (в том числе и мы) пребывали в «катательной» эйфории.
На пятый день горнолыжного угара меня посетила мысль о том, что неплохо бы было покататься с инструктором,— все-таки кататься на лыжах (после сноуборда) я училась сама, думаю, пусть мне технику подправит, по глубокому снегу поучит лучше ездить... Школа инструкторов в Гудаури действует постоянно. Я читала про них в сети. Инструктор был встречен на горе и назначены уроки. В ходе первого же занятия выяснилось, что все, что я умею, абсолютно неправильно с точки зрения техники, несмотря на то, что могу ездить быстро и по сложным склонам. Плюс, если выполнять все движения по классической технике, начинают работать такие группы мышц, о существовании которых в своем организме я уже давно забыла. В общем, два дня уроков не прошли даром (на мой взгляд). Спасибо инструктору Владимиру Клебанскому!
Заключительный, седьмой день нашего катания встретил нас 30 сантиметрами нового снега, выпавшего за ночь, и ярким утренним солнцем. Лыжники и бордеры, жаждущие целины, устремились на склоны с первыми подъемниками. Мы также помчались раскатывать склоны, некоторые трассы за ночь в силу обильного снега еще не успели заратрачить, и день прошел великолепно!
Инструктор Володя предлагал в обед сходить на соседнюю гору — провести короткую программу бэккантри (занимает 2-3 часа, один из самых распространенных маршрутов), но мы к тому времени уже укатались настолько, что сил идти не было.
В заключение хочу кратко суммировать основные моменты поездки:
- В Грузию обязательно нужно ехать — Гудаури один из самых интересных курортов для катания как по трассам, так и вне трасс.
- На текущий момент курорт абсолютно недооценен, отдыхающих немного.
- Гудаури по развитию инфраструктуры не уступает альпийским курортам, но существенно превосходит их по возможностям катания, количеству снега, и низким ценам (на все, кроме авиабилетов).
- Для следующей поездки в Грузию я покупаю более широкие лыжи (мои универсальные вели себя отлично, но будь они чуть пошире, было бы еще лучше).
"Тем более нет «левых» очередей как на Эльбрусе или Домбае, при продаже ski-passa выдается чек (была даже мысль сделать по нему возврат Tax Free, но потом стало неохота этим заниматься)"
да ладно, такс-фри на ски-пасс?!