На ski.ru не утихают споры по поводу того, что должен, а чего не должен уметь горнолыжный инструктор. Может ли инструктор тренировать, а тренер инструктировать? Я постараюсь донести свою точку зрения по этому вопросу.
Итак, инструктор...
Об инструкторах ESF я уже писал в своей заметке. Но повторю некоторые тезисы:
- инструктор прекрасный лыжник, для которого нет «непроезжаемых» трасс,
- инструктор хорошо разбирается как в трассовом так и во внетрассовом катании,
- инструктор хорошо знает горы и особенно — свой район и курорт,
- инструктор терпеливый педагог и хороший компаньон,
- инструктор проходит медицинскую практику, умеет оказывать первую помощь и оценивать тяжесть травм.
Аспект | Инструктор | Тренер |
---|---|---|
Контингент обучаемых | Люди совершенно любого уровня, возраста и мотивации. | Специально отобранные спортсмены, или дети с высокой мотивацией. |
Тип обучения | Обычно — обучение в группе. | В основном — индивидуальный подход. |
Ограничения по времени | Сильные ограничения — от нескольких часов, до пары недель. | Есть, но незначительные. |
Психологическое давление на обучаемых | Практически исключено. | Может варьироваться в широких пределах. |
Допустимый уровень травматизма | Нежелательны даже мелкие травмы. | Мелкие травмы постоянно присутствуют. |
Способ оплаты | Обычно повременная. | Повременная, но с учетом результата. |
Желаемый результат | Улучшение уровня катания + удовольствие. | Высокий уровень катания, победы в соревнованиях. |
Уровень катания клиента | С полного нуля до начинающих спортсменов. | С начинающих спортсменов до чемпионов мира. |
Итак, из таблицы мы можем ясно понять, с какими трудностями сталкивается инструктор по сравнению с тренером. Он вынужден работать (и должен делать это хорошо) с абсолютно случайным контингентом, обучать в сжатые сроки, практически не используя психологическое давление, не имея времени и возможности индивидуально подойти к каждому клиенту. При этом клиенту должно понравиться как катание, так и обучение + он должен научиться стоять на лыжах лучше, чем раньше.
Теперь перейдем к трудностям тренеров. У тренера неизмеримо больше времени и возможностей для воздействия на спортсмена. Больше кнута, и больше пряника (у инструктора кнут отсутствует в принципе). Но с него и больше спрос. Если спортсмен не прогрессирует — винить будут не только спортсмена, но и тренера. Отсутствие результатов грозит увольнением. При том, что инструктора за бестолковость ученика никто не уволит, и даже не поругает, был бы цел. Разумеется, ученик может затаить обиду, но инструктор от этого вряд ли пострадает. Слава же плохого тренера может быть живуча.
Суммируя, можно сказать, что инструктор создает материал для тренера. Ведь люди не приходит в сборную с улицы, не умея стоять на лыжах. И делать это он должен профессионально. Инструкторы не готовят спортсменов непосредственно, но это не значит, что они не интересуются современной техникой и тенденциями (в качестве примера сошлюсь на заметку Леонида Фельдмана о всемирном конгрессе горнолыжных инструкторов).
Вот почему мне ближе французский подход, который гарантирует высокий уровень гидов. Обучаясь у инструктора имеющего диплом даже BEES 1, можно быть уверенным в его профессионализме. Он может кататься как с «чайниками», так и с «экспертами», не боясь подвоха и отвечая за качество обучения.
Я согласен. Имел много наблюдений за инструкторами ЭСФ и уверен в их высшей квалификации по указанным в статье параметрам.
Уверен кроме того, что французский официальный гид отвечает за жинь клиентов на офписте, уверен, чо в случае накрытия лавиной клиентов и его звонка спасам вертолет поднимется в воздух в течение 3 минут. Не дай бог, если печальный исход, наверняка это крест на гиде.
Ну а что касается вопроса темы, то может, конечно. И в бОльшем числе случаев, чем наоборот)