Обо всех нюансах рассказать крайне сложно — многое откладывается в какой-то уголок памяти и всплывает, когда становится необходимым. Поэтому прошу: добавляйте и комментируйте. Пожалуйста!
Начнем с заправок.
Лучше не рассчитывать, что заправки будут работать круглосуточно. На крупных трассах по всей Европе — да, и перекусить тоже можно, а в Австрии в «Ландцайтах» еще и переночевать, а вот на небольших дорогах — не всегда и не везде. Проще заправиться заранее — под вечер, — и забыть об этом. Тем более что иногда встречаются АЗС с неочевидными механизмами оплаты — например, в отсутствие оператора расплатиться можно только при помощи специальных карт, а не обычных кредиток.
Кстати, о кредитках. Полезно иметь возможность расплачиваться карточками различных систем и разных банков. У нашего друга как-то не получилось расплатиться «золотой» картой Сбербанка России. Да и что вы будете делать, если банк заблокирует единственную карту в целях сохранности ваших же денег? Всякое бывает.

Кстати, о заправках в Беларуси. Маленькое примечание: Беларусь — почти Россия. Границы нет, по-русски говорят все, но бензин уже недешевый. Так что заправьтесь по горлышко в России, а потом — прямо перед границей Беларусь – Польша (Литва...), потому что дальше будет еще дороже. Но не заправляйтесь на мутных заправках с низкими ценами! Бензин там тоже «мутный», экономия при заправке в лучшем случае приведет к огромному расходу бензина, — у нас было именно так, и слава Богу, что мотор ест все, только расход вырос почти вдвое... Еще добавлю, что чем ближе к границе Беларусь – Польша, тем меньше шансов, что на белорусских АЗС вы сможете расплатиться банковской картой. Все терминалы почему-то иногда оказываются неработающими. Поэтому наличные рубли иметь крайне желательно, если есть планы залиться дешевым бензином под завязку перед границей. А один раз в кафе у нас не приняли рубли и пришлось идти в обменник (подозреваю, что имел место сговор — обменный пункт был расположен за стеной). Зато охотно берут валюту (евро, злотые), что может быть удобно при возвращении.

Кстати, о валютах. Они по пути следования будут разные — злотые, кроны, потом евро… Однако мы за все поездки буквально раз или два снимали нужную валюту (не евро) в банкоматах — для покупки билетов в Собор Св. Вита в Праге и оплаты еды. Не во всех кафе принимают карты, в мелких сувенирных лавочках тоже может потребоваться местная валюта, и пару раз нам пришлось расплачиваться наличными. Справедливости ради отмечу, что в обоих случаях можно было расплатиться евро, но курс, мягко говоря, не располагал… А вот в Польше евро у нас не брали ни разу, мы везде расплачивались картами. Тут есть одна неприятность: если вы по каким-либо причинам нарветесь на штраф, то его придется оплачивать наличными злотыми, то есть в ночи искать обменный пункт…

Кстати, об оплате дорог. В Беларуси на ведущей в Брест магистрали есть пункты оплаты, где с легковых машин брали по пол-евро, с прошлого года не берут, хотя за такую качественную дорогу заплатить не жалко. А в Европе есть такая штука, как «виньетки» — наклейки на лобовое стекло, подтверждающие факт оплаты проезда по магистральным дорогам в одной отдельно взятой стране. По пути в Альпы перед въездом в соответствующую страну обязательно купите виньетку, штраф за езду по магистральным дорогам без нее эквивалентен оплате годовой виньетки, а это, мягко говоря, дороговато. В Польше виньетка не нужна: в этой стране несколько платных дорог, в частности это трасса Варшава-Берлин, с пунктами оплаты, где принимают кредитные карты или злотые (насчет евро не знаю, надеюсь, знатоки дополнят!). В Чехии, Австрии, Словакии, Венгрии и Швейцарии виньетки на магистральных дорогах обязательны, в каждой стране своя. Приобрести их можно заранее — на заправке перед въездом в страну или на первой заправке в стране, потребовав у кассира «виньетта».

Кстати, в Польше, перед въездом на территорию Чехии, мы один раз купили и чешскую, и австрийскую виньетки (правда, австрийская обошлась дороже, чем у границы с Австрией).
Виньетки бывают на различные сроки пребывания, уточнить детали можно на форуме Винского или на автотрэвеллер.ру — это крайне полезные форумы для автопутешественников. В Швейцарии, к примеру, «виньетта» самая длительная — на год, и дорогая, около 40 франков. Не забудьте все виньетки наклеить в нужных местах, поскольку если виньетка не наклеена, то она недействительна. Инструкция прилагается, а смывается клей потом легко даже простой водой с мылом. Во Франции и Италии магистральные дороги платные, виньетки не нужны. В Германии вообще ничего платить не нужно — летай себе по дорогам с зелеными знаками, если знака типа «120» нет…
В принципе почти во всех странах можно обойтись без затрат на виньетки, но в этом случае придется задать в навигаторе опцию «без платных дорог» и ехать «задворками», постоянно снижая скорость в многочисленных населенных пунктах.
Кстати, о скоростном режиме. При въезде в каждую страну вы увидите плакат с обозначениями максимально разрешенной скорости. В Европе практически везде превышение скорости даже на 3 км от максимально разрешенной уже реально может повлечь наложение штрафа (причем достаточно ощутимого — несколько десятков евро). Так что с этим шутить не стоит.

В России патрулей ДПС хватает, да и радары имеются, так что или запаситесь антирадаром, или слушайте предупреждения дальнобойщиков, или не нарушайте. В Беларуси патрули редки, да и разрешенная скорость на магистрали в Брест — 120. А вот перед въездом в Польшу антирадар нужно снять и спрятать поглубже, убрав и все следы его пребывания типа присоски и шнурка питания: в некоторых странах Европы он не только запрещен, но даже его наличие в машине уже повлечет неприятности, если его увидят «официальные лица».
Еще один хинт: перед поездкой зайдите на сайт польского министерства дорог (опять сошлюсь на сайт автотрэвеллер.ру — очень полезный!) и согласуйте свой маршрут с их картой ремонтов. При движении по ремонтируемым дорогам средняя скорость 40-50 км. Лучше ехать по неремонтируемой региональной дороге, чем по федеральной трассе с ремонтами. Участки ремонта длинные, из-за этих ремонтов можно выбиться из графика на несколько часов и ночевать придется совсем не там, где было запланировано. И весь тщательно продуманный график может пойти насмарку. Вот тут-то и пригодятся резервные полдня, о которых я писал в предыдущей части. Мы в мае 2012 торопились — у одного из нас шел крайний день срока действия визы, и ремонты заставили нас понервничать. Успели, конечно, но из-за ремонтов дорог — с нервотрепкой…

Ну, а теперь – о пересечении границы. Животрепещущий вопрос? В общем, да. Как показывает наш опыт, к выбору погранперехода и времени пересечения границы можно относиться несерьезно. Если вы к нему подъезжаете поздней ночью или очень ранним утром в середине рабочей недели, подальше от праздников... Но все же ряд рекомендаций имеется.
Первая: не обращайте внимания на грузовые машины. Вообще. У них своя очередь на границу (иногда — многокилометровая). Вам — левее, причем иногда даже по встречной полосе, езжайте, не бойтесь.
Рекомендуется выбирать переход, по возможности удаленный от наиболее «прямых» магистралей. В таких местах меньше всего машин и самые короткие очереди.
Когда мы направляемся в Польшу и далее, то вариантов три: Варшавский мост в Бресте (самый прямой, всегда максимальные очереди), Берестовица (севернее) и Домачево (южнее Бреста). Тут ситуацию лучше мониторить прямо по дороге при помощи смартфона: на сайтах http://customs.gov.by/ru/ и http://www.gpk.gov.by/services/map есть ссылки на камеры и ситуация в цифрах (число машин с обеих сторон границы).

Мы по пути «туда» предпочитаем Берестовицу, «обратно» — можно и Домачево. Берестовица — самый удаленный переход, и машин здесь, как нам кажется, меньше всего. Потери времени — даже вечером перед майскими праздниками или Рождеством от 30 минут до полутора часов. В Бресте люди в те же дни стояли и по 5-7 часов и дольше...
Упомяну и еще два погранперехода, которые мы «освоили». Первый — выезд в Латвию. Прямая трасса — пп Терехова, но важен «хинт» — машины с неместными номерами могут пропускать без очереди. Уточните в упомянутой конференции «ОиП» на сервере авто ру перед выездом. Объезжаешь слева очередь, ставишь машину на небольшую стоянку перед въездом на погранпереход и водитель с паспортами идет к будочке с дежурной на въезде. Мне она сказала: «Загорится зеленый — въезжайте». Почему: местные жители возят бензин, а туристы — нет. И пограничники отлично это знают. Можно еще, кстати, в Латвию выехать и через Беларусь (пп Григоровщина), — там обычно самый минимум машин.
Второй переход — Беларусь-Литва. Мы ехали через пп Каменный Лог – Мядининкай, понравилось. Снова сошлюсь на страницу таможни Беларуси с видеокамерами и информацией...

Короче: перед поездкой и даже во время поездки нужно помониторить ситуацию и не всегда ехать по самой короткой дороге — более длинная может оказаться быстрее. Вот и все.
О полезных моментах и мелочах, которые наверняка не пригодятся, но с собой взять крайне желательно (для противодействия закону Мерфи) — в следующей части.
Продолжение