Почему Швейцария? График поездок давно устоялся – первую жажду длительного катания в начале сезона удовлетворяешь во Франции, а горнолыжным отдыхом и катанием потом наслаждаешься в Швейцарии.
Сроки поездки: 23 февраля – 10 марта. Катательных дней – 15. Сначала предполагалось откатать все 17 дней. Но, в силу некоторых обстоятельств, два дня ушло на свободный полет.
Точки проживания – Chur, Davos, Zermatt, Verbier. Точки катания – Arosa (1 день), Lenzerheide (2 дня), Davos (4 дня), Zermatt-Chervinia (4 дня), Verbier (4 дня). Не посещенный ранее курорт – Lenzerheide.
Сроки катания на каждом курорте выбраны из личных предпочтений, четыре дня — самое оптимальное для больших курортов, чтоб успеть и осмотреться-накататься и регион не надоел настолько, что возникло желание вернуться. Маршрут формировался и бронировалось проживание летом.
Ценник… Не буду о ценнике, для Швейцарии это довольно бюджетно вышло. Может, в сравнении с Австрией или бюджетной Францией и не очень гуманно, но я уже давно привыкла. Здесь платишь за комфорт, отсутствие людей на склонах и инфраструктуру. К слову сказать, при соблюдении тех же условий по комфортности у меня по-любому вышло бы дороже в других странах.
Общая оценка отдыха – каждая часть по-своему удалась, все классно и очень разнопланово. И все очень понравилось. На следующий год в те же сроки опять по какому-нибудь сложному маршруту надо повторить.
Погода.
Все свое вожу с собой. В этот раз с собой возила снег для последующего мягкого катания и солнце для хорошего настроения. Да так, что народ даже слегка завидовал. Снегопады были везде, но немного и не мешали, а с учетом двух предыдущих поездок полностью в снегопады – они как бы остались незамеченными. Зато не было льда, обшкрябанностей и проплешин. Жесткие трассы иногда встречались, но к ним я отношусь очень даже хорошо. В первой части поездки было потеплее, поэтому снег в конце дня был слегка влажный. На второй неделе все было супер.
Средство перемещения – общественный транспорт. В основном поезда. Где нет – автобусы.
Основная проблема – посередине отдыха накрылся фотоаппарат. Новый купить времени не было.
Чего еще не хватило – еще пары дней катания в Вербье. Сколько я туда не езжу, все мало. Курорт был у меня завершающим и докатывала каждую минуту. Уезжала в горнолыжной одежде, минут через 15 после ухода со склона.
Особенность отдыха – Zermatt – Verbier обкатывала с инструктором. В Verbier проще, я там все знаю, а вот досконально разобраться в Zermatt не удалось, пришлось сосредоточиться на катании, нюансов не увидела. Может, что в памяти восстановится после.
Примечательно: в немецкоговорящем кантоне Граубюнден средством общения был французский язык, в Вале — английский.
Косяк на обратном пути – овербукинг самолета. До последнего момента не знала, улечу в тот день или нет. Хотя предлагаемая компенсация за перенос полета, 480 франков, так и манила.
Пара слов о катании
В общем-то катание понравилось везде. После смены лыж не только абсолютно исчезла боязнь льда, а я вообще перестала замечать излишнюю жесткость трасс. А значит, любая погода и любая трасса являлась подходящей. И в зависимости от настроения можно было получить ту или иную эмоциональную отдачу.
Ароза
Э... В общем, это регион расслабленного катания и разминки ног. Так. Для ознакомления. Трассы не сложные, катай в свое удовольствие и не напрягайся. Скорее, одно из развлечений на зимнем отдыхе.
Подробнее здесь.
Лензерхайде
Два дня в самый раз для региона. Погода была теплая, поэтому нижние трассы оценить в полной мере не удалось. Западные склоны (сторона, где кубковая трасса) – поинтереснее и посложнее. Нашлась пара-тройка очень интересных спусков. Восточные – совсем ненапряжные. Но это в плюсовую температуру. На ветру и в холод, наверное, там очень даже ничего. Народу немало, много местных, а также немцев. У них это тоже типа домашней горки для корпоративных мероприятий. Порадовало минимальное количество бугелей на пути. Подготовка трасс хуже Давоса и Санкт-морица. Трассы разбиваются и бугры нарываются. Это, конечно, не как во Франции-Австрии, но по сравнению с другими швейцарскими курортами явственно хуже. Подробнее — https://ski.ru/az/blogs/post/lenzerheide-kotoryi-tak-lyub yat-shveicarcy
Давос
Несмотря на почти недельное пребывание на курорте, посетила только 3 зоны катания из пяти основных.
Оценила Риненхорн. Самое удачное место оказалось в эту поездку. При том, что было довольно тепло, он дольше всего оставался в тени, поэтому трассы разбивались минимально. С одной стороны одни бугеля, конечно, тяжело. Но с другой стороны, сочетание такого типа подъемников и некоторая удаленность от Давоса позволяла кататься по шикарным широким трассам, долго не разбиваемым, в меру жестким и без людей к тому же. В общем, почетное первое место из всех зон он получил. Якобсхорн как то меньше впечатлил – и трассы менее интересны, и пересечений много, и расположение неудачное – добираться как-то по кривому и лыжи таскать надо.
Парсен. Ну, что скажешь – самый большой по километражу регион. Народу больше всего. Связка в районе 21-22-23 трассы как всегда вне конкуренции. Приходилось еще смотреть информационное табло – там показано, какие из черных трасс отратрачены, а какие нет (при этом трассы считаются открытыми). Раньше в Швейцарии такой практики не наблюдала. Внизу к концу недели лыжи не ехали совсем – было тепло, а лыжи не напарафинены. Один раз даже после длительных мучений на спуске вынуждены были в Клостерсе сесть на поезд, чтоб переехать на Якобсхорн, где получше.
Подробнее https://ski.ru/az/blogs/post/vozvraschenie-v-davos/
Церматт
До этого я в Церматте была только вне сезона и восхищения не было. Да и сейчас не могу сказать, что пришла в восторг. По сравнению со всеми остальными курортами – самый переполненный как регион, так и курорт, с самыми быстроразбиваемыми трассами. В принципе, с учетом того, что каталась я с инструктором, и мне в первую очередь прочищали мозги, освобождали от предрассудков, шаблонных терминов и последствий периодического катания последние годы с летающими ломами, можно это было делать в любом другом месте. Многое я б не потеряла. Хотя... В Церматте отлично было с внетрассовым катанием. Снега было много, свежего снега, и даже при всей моей нелюбви к выезду за вешки в конце концов даже я прониклась катанием по пухляку по колено в снегу. Как ни странно, там порой было намного лучше, чем на трассе. Ну, и наверху хорошие склоны для обучения. Вернусь ли я в Церматт еще? Да. И очень скоро. Просто как то не удалось составить картины о регионе. Хотя учиться здесь неплохо.
Подробнее https://ski.ru/az/blogs/post/ya-vsegda-poseschayu-zermatt-nepravilno/
Вербье
Сами понимаете, что лучше всего катание было в Вербье. Все-таки по сравнению с другими швейцарскими регионами, трассы там поинтереснее и разнообразнее. И их не мало. Немножко подразбилась в снежно-туманную погоду. Спасатели рекомендовали посетить госпиталь — удар головой был сильный, несмотря на шлем, но было банально лень. После этого два дня каталась в несколько болезненном состоянии. Что поделать, без приключений я здесь не обхожусь. Зато после этого — так сложились обстоятельства - я каталась не только с инструктором, но и со спасателем. А заодно поняла, что когда едешь правильно – все нормально и на склоне не возникает никаких проблем, а когда неправильно – как раз и получается ограниченность движения и болевые ощущения. И как всегда, это было единственное место, откуда очень не хотелось уезжать. Пусть и не очень долго.
В общем как-то так, сумбурненько. Хотя — одна из немногих поездок, которую я б повторила от начала и до конца, а перечень этих курортов точно войдет в список необходимых к неоднократному посещению.