Как известно, горнолыжник в поворотах последовательно выполняет загрузки и разгрузки лыж. Механизм выполнения загрузок и движения горнолыжника при выполнении загрузок наиболее понятен, поэтому хотелось бы поговорить именно о разгрузке.
Но, прежде чем рассматривать вопрос разгрузки, хотелось бы отметить одну важную деталь. В интервале между поворотами, между концом загрузки выполняемого поворота и началом загрузки последующего поворота, происходит изменение положения тела спортсмена (а хотелось бы остановиться именно на спортивном выполнении поворота) и его стойки, но основным действием в этом интервале является именно разгрузка по следующей причине. В момент разгрузки спортсмен заканчивает активно контактировать с поверхностью склона. То есть — до момента загрузки в следующем повороте давление на склон минимально или равно нулю. В следствие этого обстоятельства после выполнения разгрузки спортсмен не имеет достаточной опоры для изменения или корректировки положения своего тела и стойки.
Можно сделать вывод, что именно разгрузка является последним активным действием спортсмена перед последующей загрузкой. |
Из этого можно сделать вывод, что именно разгрузка является последним активным действием спортсмена перед последующей загрузкой, провоцирует и инициирует изменение положения тела или стойки в интервале от разгрузки и вплоть до момента начальной загрузки, то есть до появления момента начальной опоры.
Учитывая выше сказанное, именно на выполнение разгрузки в интервале между поворотами и хотелось бы обратить наиболее пристальное внимание. А временной интервал между концом загрузки одного поворота и началом загрузки следующего поворота, предлагаю далее именовать интервалом разгрузки.
Итак, прежде чем перейти к вопросу разгрузки в повороте, стоит отметить одну важную особенность спортивного поворота, во многом отличающегося от поворота внетрассового, не ограниченного трассовой разметкой и постановкой. Спортсмен
...необходимость совершать поворот не где комфортно, а где необходимо, заставляет спортсменов выполнять такие варианты и способы разгрузок, которыми можно овладеть, практикуясь исключительно по трассе |
Итак, движения спортсмена-горнолыжника в повороте достаточно понятны. А именно: для совершения поворота ЦМ (центр масс) спортсмена должен находиться внутри совершаемого поворота. При этом спортсмен опирается лыжами на поверхность склона и тем самым создает давление, которое дает возможность сохранять равновесное положение в повороте. Но для осуществления следующего поворота необходимо перемещение ЦМ лыжника внутрь следующего поворота. При этом происходит смена векторов давления. То есть, если лыжник осуществлял поворот вправо и осуществлял давление влево от себя, то в следующем повороте, поворачивая влево, ему придется совершать давление вправо от себя. Причем давление на склон, необходимое для совершения поворота, будет прекращаться или сбрасываться перед осуществлением следующего поворота. И далее лыжник будет создавать давление на склон, находясь уже внутри следующего поворота. В принципе механизм понятен. Но момент перехода спортсмена из поворота в поворот, то есть интервал разгрузки, требует более пристального рассмотрения.
Для этого давайте проанализируем фото 1г/1с, фото 2г/2с.
На фото 1г/1с запечатлена фаза окончания загрузки в гиганте/слаломе, на фото 2г/2с — фаза начала загрузки в гиганте/слаломе. Между фото 1г/1с и 2г/2с спортсмен выполнял разгрузку и перемещение своего ЦМ относительно траектории из правого положения (фото 1г/1с) в левое положение (фото 2г/2с). Оси АП и ВП — проекции на склон. То есть временной интервал движения между точками А и В является интервалом разгрузки. А расстояние между точками А и В по траектории трассы далее предлагаю называть — путь разгрузки.
Схематично моменты, запечатленные на фото, можно представить на рисунке 1.
Стрелочками показано направление движения по траектории поворота. Причем стоит заметить, что такая траектория, указанная на рис. 1, обусловлена трассой. То есть нам нужно представить и понять то, что спортсмен видит эту траекторию и под эту траекторию подстраивает все свои движения. А именно: спортсмен видит и чувствует, что в определенный момент поворота — пусть это будет в точке А (рис. 1), — необходимо прервать давление и осуществить загрузку в точке В (рис. 1), для того, чтобы предстоящий поворот выполнить по заданной трассой траектории. Причем спортсмен чувствует, какое положение займет его тело, с центром масс, допустим, в точке Ц2 при осуществлении загрузки в точке В.
Таким образом, спортсмен в интервале разгрузки фактически перенесет свой ЦМ из точки Ц1 внутрь следующего поворота в точку Ц2 (рис. 1). И тем самым выполнит предстоящий поворот по заданной траектории, создавая давление в повороте в точке В с момента, когда его ЦМ займет положение в точке Ц2. Вот переход ЦМ спортсмена из точки Ц1 в точку Ц2 или путь разгрузки хотелось бы рассмотреть более подробно. Для этого стоит представить положение спортсмена в точке А, наблюдая из точки С1, и в точке В, наблюдая из точки С2. Причем, если совместить ось АС1 и ось ВС2, можно представить следующую картинку, изображенную на рисунке 2.
Таким образом, задача спортсмена в интервале разгрузки переместить свой ЦМ из точки Ц1 в точку Ц2 (рис. 2). Причем в зависимости от разметки трассы путь разгрузки в процентном отношении к длине поворота может быть разным. А именно — если в каких-то поворотах, определенных постановкой трассы, времени у спортсмена для перемещения своего ЦМ из Ц1 в Ц2 достаточно, то в других случаях будет крайне мало. Для этого давайте рассмотрим рисунок 3.
В зависимости от ограниченности во времени можно наблюдать у спортсменов разные движения в интервале разгрузки и разные пути перемещения ЦМ из точки Ц1 в точку Ц2. Если времени крайне мало, то спортсмен перемещает свой ЦМ в интервале разгрузки по пути S1 (фото S1).
Если есть временной запас, то может себе позволить переместить свой ЦМ в интервале разгрузки по пути S3 (фото S3).
Современный инвентарь и другие факторы позволили спортсменам осуществлять повороты с очень большими наклонами относительно склона. |
Теперь можно перейти к традиционным понятиям разгрузки вверх и вниз. Этим понятиям ровно столько лет, сколько существуют горные лыжи. Но изменения, которые произошли в инвентаре, внесли существенные изменения во многие понятия и, естественно, в особенности техники. Разгрузка вверх раньше подразумевала движение спортсмена вверх от склона в момент перехода из поворота в поворот, а разгрузка вниз подразумевала движение вниз к склону. Но это не совсем соответствовало действительности с точки зрения законов физики, а такие определения были даны именно из визуальной картинки движений спортсмена относительно склона.
Современный инвентарь и другие факторы позволили спортсменам осуществлять повороты с очень большими наклонами относительно склона. И стало заметно, что ЦМ спортсменов почти всегда поднимается относительно склона в момент перехода из поворота в поворот.
Cтало заметно, что ЦМ спортсменов почти всегда поднимается относительно склона в момент перехода из поворота в поворот. |
Само определение слова разгрузка обозначает снятие или сброс давления. Загрузка в повороте создается по оси равновесного положения спортсмена в повороте и примерно расположена на линии, проходящей через точки реакции опоры и ЦМ спортсмена. Примерно расположена по причине не стопроцентного сцепления лыж со склоном и не постоянной скорости в повороте. Но, учитывая абстрактность понятия «ось равновесного положения», предлагаю рассматривать далее направление загрузки именно по линии, проходящей от ЦМ к точке реакции опоры. А точку реакции опоры предлагаю считать расположенной примерно между ботинками (не особо обращая внимание в данной теме на распределение давления между внутренней и внешней лыжами в повороте).
Таким образом, с некоторыми допущениями будем считать, что давление в повороте создается по линии, направленной из ЦМ спортсмена в точку реакции опоры. Далее предлагаю считать линию, проходящую через точку реакции опоры и ЦМ спортсмена, — осью загрузки. Следовательно, в повороте спортсмен создает давление по оси загрузки. А снятие же давления наиболее быстро, эффективно и естественно должно осуществляться в направлении, противоположном созданию давления или загрузки, то есть в направлении от точки реакции опоры к ЦМ спортсмена, то есть так же по оси загрузки.
Cнятие давления в повороте наиболее быстро, эффективно и естественно должно осуществляться в направлении, противоположном созданию давления или загрузки. |
Из всего вышесказанного очевидно то, что необходимо рассматривать и определять способ разгрузки, изучая движения спортсмена не относительно проекции ЦМ на склон, а относительно линии Ц1А, то есть относительно линии, соединяющей ЦМ с точкой реакции опоры. Так вот, в случае нехватки времени и переносе ЦМ по пути S1, очевидно, что отрезок Ц1А больше отрезка О1А. Следовательно, тело спортсмена при переходе из точки А в точку В сжималось, что соответствует разгрузке вниз. При достаточном времени у спортсмена для переноса своего ЦМ в точку Ц2, путь его ЦМ пройдет через точку О3. Следовательно, тело спортсмена больше распрямлялось, что соответствует разгрузке вверх. Возникает другой вопрос: а почему спортсмену желательно проносить свой ЦМ через точку О3? Это связано с тем, что в этом случае спортсмен дольше сохранит давление на лыжи в повороте и, тем самым, сможет получить большее ускорение. Кроме того, движение вверх между поворотами или осуществление поворотов с помощью разгрузки вверх наиболее комфортны и естественны с точки зрения биомеханики движений человека. То есть перед созданием давления тело выбирает самый наименее энергозатратный вариант для создания давления — это осуществление загрузки с распрямленного положения, а так же при распрямлении происходит расслабление тела. В контексте предыдущей фразы хотелось бы сделать следующее отступление.
Естественное желание или роковая ошибка
Всем, кто тренируется по трассе и выступает на соревнованиях, известен такой факт или сценарий таких событий. Предположим, спортсмен выполнил по трассе несколько спусков либо разминочных, либо не в полную силу, либо как обычно. Но вдруг, либо под влиянием тренера, либо под собственным желанием, решил собраться, активизироваться и пройти в полную силу.В результате частенько проезд не получается.
По какой возможной причине? И о чем желательно знать? В момент исполнения своего желания пройти в полную силу по трассе мозг однозначно активизирует все наши естественные инстинкты и заставляет выполнять все действия с полной энергией и самоотдачей. То есть спортсмен на трассе выполняет определенные активные действия, в том числе выполняет загрузки и разгрузки. И мы начинаем, поддаваясь естественному инстинкту, выполнять загрузки с большим приложением сил и самоотдачей. Но следует помнить то, что при увеличении сил приложения при загрузке, возможно, если об этом не знать, происходит смещение акцента загрузки дальше по траектории поворота.
Выполняя загрузки с большим приложением сил и самоотдачей, вы сами у себя крадете время, необходимое для разгрузки. |
- Резкий уход в заднюю стойку с возможным последующим сходом с трассы, или падением, или переворотом.
- Вынос с трассы в бок, то есть сход с оптимальной траектории.
- Следование по более крутой или закрытой траектории при прохождении трассы.
- Попадание в точку очередной загрузки в разбалансированной стойке.
- Превалирование разгрузки способом вверх или чрезмерные вставания в моменты переходов из поворота в поворот.
- Увеличение воздуха между поворотами. То есть увеличение отрыва лыж от склона в моменты переходов и потеря контакта со склоном при сопряжении дуг.
- Бросание лыж в повороты или отсутствие слитности сопряжения дуг.
- Торможение в поворотах.
- Закрепощение стойки, потеря гибкости, подвижности, пластичности.
- Особенно тщательно следить за высотой приложения загрузки в повороте. Лыжи направлять в каждом повороте вниз по склону.
- Плотно сопрягать дуги, помня о постоянном контакте.
- Ни в коем случае не разгибаться, то есть сохранять накрытие плечами, а по возможности увеличить накрытие.
- Первые повороты стараться выполнять расслабленно, не напрягаясь. При этом нужно помнить, что с нарастанием скорости будет увеличиваться давление в поворотах и вы начнете работать и тратить энергию в привычном режиме.
- Идти по трассе более внимательно и собранно.
- Забыть о возможных помехах в виде ям и неровностей, ни в коем случае не отвлекаться на них.
- Работать при выполнении загрузок короче, активней, без увеличения амплитуды.
- Идти по возможности ближе к флагам.
...следовательно, единственного и правильного способа разгрузки не существует. |
Несомненно, такая разгрузка наиболее энергозатратна.
Следующий момент: а может, не стоит так разбираться в современных условиях о способах разгрузок? Думаю, все же стоит, так как терминология нужна, по крайней мере, при освоении способов разгрузок. Уметь спортсмену нужно все — и разгрузку вверх, и вниз. И обязательно делать специальные упражнения для освоения разных способов разгрузок, чтобы в оптимальной ситуации на трассе тело само выбрало оптимальный набор движений, из уже наработанных упражнениями вариантов. Ну, а стремиться к выполнению на трассе какого-то определенного способа разгрузки для переноса своего ЦМ в новый поворот все же не стоит, лучше максимально акцентировать свое внимание на загрузке, а разгрузку доверить своему инстинкту.
Особенности разгрузки, часть вторая.
Однако если ЭТО считать за ошибки, то техника Хиршера одна большая ошибка!