Для этого предлагаю вернуться к рисунку 1.
Спортсмен, осуществляя поворот на участке БА,
- чувствует место начала следующей загрузки в точке В;
- накапливает кинетическую энергию в результате выполнения загрузки и действия центробежных сил.
В этом месте могут возникнуть вопросы: а как спортсмен направляет свой ЦМ из точки А в точку В? И почему у разных спортсменов это может происходить по-разному? И как, и за счет чего можно управлять этим перемещением?
Дело в том, что решающее значение во всех этих моментах имеет правильное положение корпуса спортсмена в момент окончания загрузки. И следующим шагом очень важно спортсмену дать правильный посыл своему телу в момент разгрузки. То есть найти тот вектор, который и позволит наиболее быстро, оптимально и удобно для очередной загрузки переместить свой ЦМ в точку Ц2. А импульс, необходимый для выполнения такого перемещения, спортсмен уже получил в процессе загрузки.
Причем, что важно, на участке БА стойку спортсмена формировала его опора на склон и соответственно его стойка полностью зависела от контакта лыж с поверхностью склона. То есть движение ЦМ полностью зависело от движения лыж по траектории. На участке же АВ, не имея опоры, лишь ощущая место приземления либо контакта в момент начала загрузки в точке В, движение лыж по траектории полностью зависит от движения ЦМ на отрезке Ц1 Ц2.
То есть в точке А происходит следующее:
- давление на поверхность становится равным 0;
- лыжи выпрямляются после своего изогнутого загруженного состояния;
- движение ЦМ приобретает превалирующий характер и именно движение ЦМ формирует траекторию лыж. До точки А движение ЦМ полностью зависело от движения лыж по траектории и от давления, которое создавалось на поверхность;
- лыжи на участке АВ могут касаться поверхности или даже не касаться, тем не менее они все равно продолжают округлую траекторию со сменой округлости в точке О;
- движение ЦМ меняет свою траекторию с округлой на прямолинейную.
Спортсмен в точке В опять приобретает опору и движение его ЦМ снова начинает зависеть от траектории движения лыж.
Наверное, единственным исключением, описанного сценария выполнения загрузки и разгрузки, является поворот с использованием дрейфа.
Дрейф
Это технический элемент, который дает возможность резко изменить траекторию поворота без потери скорости, перенаправить движение ЦМ по преломляющейся не синусоидальной траектории, к которой мы так привыкли при выполнении классического поворота, который рассматривался в части первой «Особенностей разгрузки». Необходимость выполнения такого элемента диктует чрезмерно закрытый предстоящий поворот, вписаться в который с использованием традиционной загрузки после выполнения разгрузки без потери скорости фактически невозможно. Применяется преимущественно в гиганте. Очень редко в супере и никогда в слаломе за исключением моментов, когда требуется исправить ошибку.При переходе на лыжи нового, большего радиуса в гиганте, спортсмены стали не вписываться в некоторые повороты без овладения специальным элементом, который получил название дрейф. Очевидно, что это слово выражает состояние дрейфования, то есть движения без нагрузки, без ветра, без распущенных парусов, под действием лишь имеющейся инерции.
Дрейф выполняется в интервале после разгрузки с момента разворота лыж поперек своему движению по инерции и до момента начала загрузки нового поворота.
Основная отличительная особенность дрейфа — это разворот плоских лыж поперек направлению движения ЦМ. То есть сразу после разгрузки, когда давление на склон становится равным нулю, спортсмен разворачивает лыжи на определенный угол, но при этом двигается по траектории движения ЦМ, как после разгрузки. В этот момент, учитывая, что торможения не происходит (вследствие незакантованных лыж), можно провести аналогию с дрейфованием судна. Часто спортсмену приходится разворачивать лыжи даже на больший угол, чем требуется для их расположения в момент первоначальной загрузки после выполнения дрейфа. Больший угол необходим для большего разворота корпуса, если того требует ситуация. То есть спортсмен чувствует какое положение должен занять корпус в момент начальной загрузки и за счет разворота лыж добивается необходимого разворота корпуса. Лыжи и корпус разворачиваются в разных напрвлениях и за счет разворота лыж, спортсмен находит нужное положение корпуса в предстоящей загрузке в винтовом направлении.
Как уже отмечал, лыжи в момент разворота спортсмен располагает плоско, чтобы канты не тормозили по поверхность склона. Это дает возможность переместить ЦМ в точку первоначальной загрузки нового поворота без потери времени, то есть ЦМ спортсмена будет перемещаться с той же скоростью, что и была бы без разворота лыж. Несмотря на то, что лыжи будут развернуты поперек движения ЦМ, торможения происходить не будет. Так же, что важно отметить, плечи в момент первоначальной загрузки после выполнения дрейфа развернуты сильно в сторону "от поворота" и расположены примерно параллельно будущей начальной траектории и положению лыж в этот момент соответственно.
Далее, оказавшись в месте начала загрузки, спортсмен начинает кантовать лыжи на необходимый угол и совершает полноценную загрузку по формуле обычного поворота.
В воздухе спортсмен не только разворачивает лыжи на нужный градус, но и создает необходимое положение ЦМ, которое будет необходимо для нового поворота. |
Учитывая, что в момент разгрузки давление на поверхность спортсмен не оказывает, ему очень легко развернуть лыжи либо в воздухе, либо с касанием поверхности. Так же с разворотом лыж спортсмен перемещает свой ЦМ относительно плоскости лыж в направлениях либо к пятке, либо к носку, причем на любую ему удобную позицию. Такое перемещение в момент загрузки как раз и регулирует будущее положение ЦМ относительно загрузки в новом повороте. То есть, иными словами, в воздухе спортсмен не только разворачивает лыжи на нужный градус, но и создает необходимое положение ЦМ, которое будет необходимо для нового поворота. При развороте лыж ЦМ перемещается к мыску внутренней лыжи, предстоящего поворота, а пятки лыж уводятся от себя.
Предположим, дрейф выполняется, как на этом видео:
Лыжи, точнее, пятки лыж отодвигаются при этом дальше от ЦМ по направлению движения ЦМ как после разгрузки, а мыски лыж при этом приближаются к ЦМ. То есть, если рассматривать относительно плеч: лыжи расположены параллельно плечам. Расстояние от мысков до левого плеча будет сокращаться, а расстояние от правого плеча до пяток будет увеличиваться.
Спортсмен будет немного заваливаться влево, как бы внутрь нового поворота.
Иначе говоря, спортсмен приходит в новый поворот подготовленным, с лыжами, уже развернутыми на нужный угол, с предварительным наклоном корпуса на необходимый градус.
Спортсмену необходимо лишь в момент касания выполнить ангуляцию и загрузку лыж в соответствии с новой траекторией.
Какую особенность дрейфа хотелось бы еще отметить. Именно засчет дрейфа, то есть разворота лыж, спортсмен получает возможность раньше развернуть корпус в винтовом направлении в то положение, которое необходимо в новой траектории, и также поместить своевременно свой ЦМ достаточно внутрь совершаемого поворота. То есть, если бы спортсмен двигался после разгрузки без разворота лыж, то корпус начинал бы принимать нужное положение или необходимый разворот для новой траектории слишком поздно и не нашел бы вовремя свое достаточно внутреннее положение в новом повороте для своевременного его прохождения.
А если вернуться к нашему рисунку 1, то, если предположить, что после выполнения дрейфа спортсмен расположил свой ЦМ в точке Ц2, то в случае невыполнения дрейфа на участке АВ, хотя поворот был закрыт и выполнение дрейфа напрашивалось, спортсмен не успеет переместить свой ЦМ в точку Ц2. Расстояние от точки В до ЦМ будет меньше, чем расстояние от точки В до Ц2 при выполнении дрейфа. А, учитывая, что траектория рассматриваемого поворота требует определенного расположения ЦМ внутри совершаемого поворота, то спортсмен, в случае невполнения дрейфа, сильно опоздает по траектории и сможет расположить свой ЦМ достаточно внутри для оптимального прохождения данного поворота слишком поздно.
В настоящее время у спортсменов дрейф слился с моментом начальной загрузки и плоские лыжи в дрейфе увидеть бывает сложно. Это еще связано с тем, что в основном сейчас дрейф осуществляется в воздухе и в воздухе совсем не обязательно располагать лыжи плоско, так как на потерю скорости это уже влиять не будет. Само движение и выполнение тем не менее такого поворота видно!
Если же отрыва после разгрузки не происходит, то можно наблюдать у спортсменов после разворота лыж, их плоское раскантованное ведение в контакте с рабочей поверхностью. Такое плоское ведение лыж и их плавный и быстрый перевод в закантованное положение, именно с плоского состояноя, позволяет выполнить новое сцепление и загрузку фактически без юза. Такой поворот можно отнести к классическому дрейфу.
Сейчас в основном используется дрейф несколько видоизмененный и на классическое выполнение дрейфа с плоскими лыжами начинает накладываться загрузка нового поворота с закантованными лыжами. Четкий переход развернутых лыж с плоского ведения в контакте с поверхностью с быстрым переходом в закантованное состояние увидеть можно редко. В основном развернутые лыжи в воздухе уже начинают принимать необходимое закантованное положение еще до касания с поверхностью.
Спортсмен при использовании дрейфа в воздухе разворачивает лыжи поперек своей траектории и в момент загрузки фактически не имеет юза, как и в варианте перехода лыж с плоского состояния в закантованное. |
В момент же отрыва спортсмена после разгрузки выполнение дрейфа видно по той причине, что спортсмен при использовании дрейфа в воздухе разворачивает лыжи, расположенные не плоско, поперек своей траектории и, что важно, в момент загрузки фактически не имеет юза, как и в варианте перехода лыж с плоского состояния в закантованное, как рассмотрено выше. Это как раз связано с тем, что при дрейфе, несмотря на закантованные лыжи, спортсмен специфическим образом располагает корпус, положение которого в момент загрузки и дает возможность выполнить сцепление без проскальзывания. Причем при дрейфе несомненно есть юз в момент касания развернутых лыж, но этот юз мгновенно уходит, как только начинает грузиться лыжа, так как расположение корпуса, которое было подготовлено в воздухе при развороте лыж, инициирует и заставляет ЦМ спортсмена следовать по новой траектории. Дело в том, что корпус оказывается сильно внутри и сильно впереди. И как раз его переднее положение заставляет ЦМ при загрузке резко следовать лыжам по заданной новой траектории уже без юза. То есть при дрейфе момент перехода с юза в безюзовое состояние происходит быстро и плавно. Так же важно, что при дрейфе направление движения ЦМ в момент загрузки после выполнения дрейфа меняется на новое не плавно, а скачкообразно, — траектория движения ЦМ в повороте, выполненном с дрейфом, имеет ярко выраженный преломленный характер.
Далее хотелось бы обобщить основные критерии, характеризующие дрейф.
- После разгрузки происходит разворот лыж поперек продолжающейся траектории движения ЦМ спортсмена; лыжи разворачиваются на угол соответствующий траектории предстоящего поворота.
- Лыжи в развороте в случае контакта с поверхностью располагаются плоско, торможения не происходит.
- В момент дрейфа спортсмен создает благоприятное положение ЦМ для предстоящей загрузки, ангуляции в положении корпуса не наблюдается.
- В момент начала загрузки спортсмен выполняет ярко выраженную ангуляцию.
- Плечи в момент разворота лыж или дрейфа расположены параллельно лыжам и параллельно будущей новой траектории или положению лыж в момент первоначальной загрузки.
- За счет выполнения дрейфа траектория ЦМ имеет преломленный характер.
- В момент начала загрузки, когда спортсмен выполняет ангуляцию, юз фактически отсутствует, при этом резко изменяется траектория движения ЦМ.
- Нет мгновенного перехода с юзового состояния на безюзовое.
- В момент даже начального юза стойка соответствует положению стойки, которая принимается при загрузке лыж.
- В момент юза происходит торможение.
- Лыжи постепенно вписываются в нужную траекторию, траектория ЦМ не преломляется.
- Лыжи не разворачиваются поперек движения ЦМ, а уводятся вбок от себя.
- Плечи спортсмена в момент первоначальной загрузки редко располагаются параллельно новой траектории или положению лыж в момент первоначальной загрузки.
Наиболее характерна была бы такая иллюстрация современного дрейфа.
Спортивный поворот — дрифт?
В горнолыжной среде употребляется очень много терминов, которые, как правило, не имеют четкого объяснения и поэтому трактуются очень по-разному и с разным смыслом. К таким терминам относится и дрейф, о котором я попробовал написать выше, а также часто встречаются термины дрифт, резаное ведение, карвинговый поворот и другие.
Давайте попробуем остановиться на этих терминах и разобраться, что же они означают.
Дрифт — управляемый занос; резаное ведение — могу предположить, что это ведение без сброса; карвинговый поворот, очевидно, — поворот на карвинговых лыжах по траектории, заложенной геометрией лыжи.
А какой же поворот выполняют спортсмены на трассе?
Как можно охарактеризовать специфику спортивного поворота?
Давайте попробуем рассмотреть, как загружается лыжа у спортсмена при прохождении трассы.
На большем протяжении спортивной трассы, возможно даже на 90% полотна трассы, можно заметить, что при загрузке лыжи в повороте происходит ее последовательный снос. Даже при выполнении, казалось бы, поворота с хорошим сцеплением, лыжа на протяжении большего участка траектории при загрузке, постоянно и последовательно сползает буквально по несколько сантиметров.
То есть происходят колебания лыжи или вибрация со сменой зацепов и соскальзываний.
Фактически это поворот с равномерным проскальзыванием или многоразовым сносом лыжи с задаваемой траектории по длине почти всей части поворота, в которой происходит загрузка. Причем в большей степени сносит пятку лыжи, в то время как носок старается следовать заданной траектории.
Как мне кажется, увидеть это можно на этих видео.
Отсюда вопрос: а почему спортсмены как бы специально подтормаживают, все время в повороте срывая дугу? Ведь любой срыв приводит к юзу и, следовательно, к торможению.
Лет примерно пятнадцать назад, точно сейчас не скажу, но когда появились спортивные лыжи-карвы,то возможности спортсменов на трассах сильно возросли. Трассы проходились без сбоев, очень динамично. Техника спортсменов видоизменилась. Но по прошествии буквально нескольких сезонов стало заметно, что карвовые лыжи тормозили в поворотах, радиусы которых отличались от заложенных геометрией лыж. Даже на прямых участках, где не требовалось поворачивать, они писали дуги. Причем активность и более плоское ведение мало что давали, они залипали, зарезались и траектории поворотов оставались округлыми даже в местах, где требовалось идти по прямой.
По этой причине в дальнейшем лыжи стали делать более спрямленные, но более упругие, тугие, с разными жескостями, уменьшив тем самым зависимость радиусов выполняемых поворотов от геометрии лыж.
То есть на этих, более спрямленных лыжах, спортсмен стал способен выполнять повороты разных радиусов без потерь, с условием выполнения правильных действий при загрузке этих лыж. А так же, учитывая новые динамические характеристики лыж, спортсмену пришлось приспосабливаться к их работе и, следовательно, больше их чувствовать. Крутизна поворота и его оптимальное выполнение стали полностью зависеть от действий спортсмена, от умения загружать и разгружать лыжу, — в большей степени зависеть от динамических характеристик лыжи и в меньшей степени от заданного геометрией радиуса.
Это событие несомненно повлияло на технику спортсменов.
Так вот, в результате активных действий спортсмена при загрузке лыжа в повороте постоянно цепляется и тут же срывается, так как нагрузка превышает возможности сцепления, опять цепляется и вновь срывается.
Происходят такие своеобразные колебания.
Причем такие колебательные движения лыжи, состоящие из соскальзываний и зацепов, примерно равномерны и одинаковы в одном отдельно взятом повороте. Это происходит вследствие того, что спортсмен имеет стабильную и равновесную стойку и, несмотря на такие срывы лыжи, готов к ее поведению. Благодаря стабильной стойке спортсмена лыжа при срыве тут же оказывается под нужным давлением и зацепляется вновь и изгибается, создавая опять необходимый радиус, чтобы следовать далее по выбранной траектории.
Спортсмен в повороте все время ищет баланс между передним, задним и винтоугловым положениями. |
Что важно, сносы в основном происходят в пятке лыжи, а носок в свою очередь все время стремится следовать по выбранной спортсменом траектории. Лыжа все время как бы пытается понемногу вставать поперек выбранной траектории и, тут же цепляясь, опять уходит в свою траекторию. При таком микроуходе лыжи в свою траекторию, то есть когда лыжа зацепилась, на спортсмена начинают действовать силы, которые пытаются отклонить его назад относительно лыжи, а при сносе лыжи действие этих сил ослабевает, но действует сила, которая стремится его развернуть. Спортсмен в повороте при действиях таких сносов, чередующихся с зацепами, все время ищет баланс между передним, задним и винтоугловым положениями. Спортсмен все время должен за этим следить и вовремя компенсировать. Вот в умении держать необходимый баланс и равновесие в ситуации микросбросов лыжи и заключается мастерство и основное отличие спортивного поворота.
Таким образом, в постепенном разборе этого вопроса, по-моему, назрела необходимость ввести дополнительное определение — микроюз. Давайте будем считать, что микроюз — это кратковременный снос лыжи в последовательности таких сносов по траектории загрузки одного поворота, при котором стойка спортсмена остается стабильной, равновесной и сбалансированной, заставляющей лыжу вновь цепляться за склон после очередного сноса и четко следовать выбранной траектории, не нарушая визуальную траекторию поворота или траекторию, как правило, образованную предыдущими спортсменами.
А для иллюстрации микроюза предлагаю рассмотреть рисунок 2.
Если опять вернуться к моменту сноса лыжи и именно в районе пятки, о чем я упомянул немного ранее, то хочу заметить, что спортсмен осуществляет давление в начальной фазе загрузки именно в район пятки лыжи, точнее — в пятку ботинка, и тем самым как бы провоцирует ее снос.
Примерное место создания и направление такого давления на рис. 2 обозначено красной стрелкой.
Я понимаю, что для многих это заявление может показаться не только смелым, но и ошибочным. Но в дальнейшем я обязательно вернусь к этому вопросу и опишу загрузку очень подробно.
Что еще важно! Существует визуальная разница движения спортсмена по трассе и в произвольном катании. Разница как раз и связана с тем, что в произвольном катании трудно искуственно создать ситуации, в которых будут происходить такие микросносы и микроюзы. Лыжи с поверхностью в произвольном спуске сцепляются достаточно плотно, без дополнительных юзов следуют выбранной траектории. Поэтому при произвольном спуске мастера не видно контрастных и динамичных моментов в отдельном повороте и разгрузка при этом протекает достаточно вяло. По этой причине произвольный спуск спортсмена более плавный и менее динамичный, чем его же по трассе.
То есть техника выполнения спортивного поворота и предполагает возможность такого, как бы не стабильного поведения лыжи.
Трудно сказать, сколько таких срывов происходит при одной загрузке, понятно, что по-разному, но спортсмен на такой постоянно вибрирующей лыже держит равновесие и стойку.
Можно заметить, что лыжа идет по траектории без срывов лишь на незначительном интервале поворота непосредственно перед разгрузкой. Это и понятно, траектория уже сформирована и фактически закончена. Боковое давление на лыжу уменьшается и ЦМ спортсмена вот-вот начнет двигаться внутрь следующего поворота.
То есть такая, казалось бы, дискомфортная езда стала привычной и неотъемлемой способностью спортсменов и сформировала определенную технику прохождения поворотов. Даже повороты, где срывов и не должно быть, скажем, на пологих участках трасс и в поворотах несильно закрытых, выполняются такими же техническими действиями, что и в поворотах с видимым микроюзом. Такая езда определяет спортивную технику и ничего общего не имеет с поворотами карвинговыми и с недостижимыми, но у некоторых так желаемыми попытками прохождения трассы абсолютно без юзов и сбросов.
Насколько будет срываться лыжа, какие микросходы будет испытывать лыжа в траектории или срываться не будет вовсе, — эти обстоятельства не будут влиять на технику выполнения поворота и равновесие спортсмена в повороте. |
Причем заранее спортсмену не обязательно знать, возникнет ли срыв дуги или нет. Насколько будет срываться лыжа, какие микросходы будет испытывать лыжа в траектории или срываться не будет вовсе, — эти обстоятельства не будут влиять на технику выполнения поворота и равновесие спортсмена в повороте.
Что еще интересно! Несмотря на такой, казалось бы, очевидный факт, что лыжа постоянно и многократно срывается в повороте и, тем не менее, спортсмен чувствует себя в траектории стабильно, многие считают, что эталон прохождения трассы и как бы внутренний ориентир — это прохождение трассы без юзов и сбросов.
И понятно, почему так считают многие - если вдруг на Вашу трассу заглянет мастер, то его прохождение может ввести Вас в некоторое заблуждение. Дело в том, что в местах где многие испытывают дискомфорт и снос лыж, хотя бы в некоторых поворотах, у мастера никаких юзов обнаружено не будет. Но это ровным счетом ничего не значит! Не значит, что мастер по вашей трассе идет как-то по-особенному, не стараясь юзить. Просто его мастерство позволяет ему идти по вашей, простой для него трассе, без видимых юзов. Мастер технически одинаково проходит трассу и вашу, и на которой подъюживание лыжи или микроюз будет заметен. Спортсмен пользуется одним комплексом движений, а вот результат, то есть наличие или отсутствие микроюза, будет уже зависеть от сложности и крутизны трассы. Так что не следует судить по уменьшению юза о совершенствовании вашего мастерства.
А именно: обучаясь поворачивать исключительно на кантах, вы невольно будете создавать угловое положение в начальной фазе загрузки, в точке Х рис.2, больше, чем будет требовать ситуация. Лыжа не будет сгибаться, как бы вы не давили, так как лыжа тут же уже в начальной фазе поворота прилипнет к склону и будет зажата своим жестким сцеплением в создавшемся радиусе, который будет еще очень пологим для выполнения поворота требуемой крутизны. И при этом свой ЦМ вы уже не сможете переместить достаточно внутрь для поворота необходимого радиуса.
Именно контролируемое проскальзывание в начальной стадии загрузки позволяет помещать ваше тело внутрь поворота в необходимую позицию. |
Проскальзывания в момент начальной загрузки вы уже не добьетесь. Ведь именно контролируемое проскальзывание в начальной стадии загрузки позволяет помещать ваше тело внутрь поворота в необходимую позицию. Радиус ваших получающихся поворотов при зажатой, закантованной уже в начальной фазе загрузки лыжи, не будет отличаться от радиуса, заложенного геометрией лыжи. Выполнять такой стиль катания вы сможете только на пологих склонах. Попытки совершить такой поворот на более крутом склоне будут приводить к подсаживанию назад или уводить вас в заднюю стойку. Вы будете излишне разгоняться и не сможете контролировать свою скорость. А для выполнения контроля скорости, уменьшения набранной скорости, чтобы продолжить свое движение после очередного разгона на склоне даже средней крутизны, вам потребуется все же выполнить искуственный срыв дуги и выполнить юз, но этот юз не будет иметь ничего общего со спортивным поворотом, в котором применяется юз. В тоже время вы не будете давать возможности лыже свободно скользить в повороте и в процессе скольжения искать ту самую грань, после которой, при увеличении углового положения, лыжа будет цепляться за склон, а при увеличении давления опять срываться. Только в такой позиции лыжа будет наиболее маневренна и на лыже находящейся в таком состоянии при правильной работе можно выполнять очень крутые повороты. Так же вы не будете учиться держать равновесие, когда лыжа находится в такой нестабильной позиции. Так что, не овладевая этими навыками, вы не будете обучаться спортивной техникой и скорее всего катание будет развиваться в карвинговом направлении, — вы будете стремиться к бессрывному движению в поворотах на кантах, осуществляя повороты радиусами, заложенными геометрией лыжи.
А здесь напрашивается следующее отступление.
Как прийти к компромиссу в исполнении правильного, с точки зрения спорта, поворота с участием микроюза в повороте и туристического юза или бокаря.
Главное отличие спортивного поворота от бокаря в том, что лыжа у спортсмена начинает испытывать срывы уже в самой начальной фазе загрузки, то есть уже при боковом давлении. Если вернуться к рисунку 2, то это сразу после точки X. И, начиная с этого момента, ее (лыжи) колебательные движения (зацепы и сбросы) будут исполняться последовательно и равномерно по длине всего поворота, то есть почти до точки Y, не влияя на равномерную, синусоидальную таекторию ЦМ и так же не влияя на сбалансированную стойку спортсмена. Причем лыжи будут писать красивую траекторию, несмотря на то, что лыжи в этот момент будут все время подъюживать или выполнять микроюзы.
А сами микроюзовые колебания, начинаясь в точке Х, будут постепенно затухать при продвижении спортсмена к точке Y и примерно с точки Z постепенно сойдут на нет.
Ну, а что касается туристического бокаря в поворотах, или не микроюза, или не того юза в повороте, который исполняет мастер, то юз в этих случаях возникает, как правило с середины участка XY или даже ниже в точке Z. Причем траектория ЦМ не будет синусоидальной на участке XY траектории лыжи. Так же траектория самой лыжи не будет синусоидальной и красивой, лыжа будет срываться неравномерно на небольшие интервалы, — ее будет сносить достаточно далеко от нужной траектории или от той траектории, которую нарисовал до этого мастер. И главное — это то, что лыжа после такого «неправильного» юза не сможет так зацепиться, чтобы следовать опять точно по траектории поворота с полным сцеплением. А попадание в следующее место для начала загрузки (в точку В на рисунке 1) станет очень затруднительно. Так же сама стойка — скажем так, не спортсмена — будет сразу нарушаться и разбалансироваться в моменты сноса лыжи и испытуемый в эти моменты будет чувствовать большой дискомфорт.
Проверить свои способности в исполнении спортивного поворота можно следующим образом. Если у вас острые лыжи, то вам следует найти склон с достаточно ледяным покрытием и средней крутизной. Причем склон должен быть таким скользким, чтобы при попытке на нем остановиться, даже на очень маленькой скорости, вас несло до места достаточного снегообразования, где и можно было бы остановиться. Так вот, далее на этом склоне или его участке, попробуйте выполнить равномерный поворот. Потом оценивайте результат. Если, во-первых, вы осуществили равномерный юз по длине всего поворота, с начальным юзом уже в точке X (рис. 2) и вас не снесло неожиданно вниз с потерей траектории желаемого поворота; если, во-вторых, траектория получилась синусоидальная, и если ваша стойка не расбалансировалась, то есть вы не потеряли равновесие на каком-то участке поворота, то вы выполнили поворот с микроюзами и на правильном пути. Если смогли сопрячь несколько таких дуг, то Вы почти спортсмен. Если прошли трассу в этих условиях, то Вы — спортсмен!
Если у вас получился поворот фактически без сброса, значит — выбрали очень пологую траекторию. Попробуйте выбрать траекторию круче настолько, чтобы лыжам без проскальзывания вписаться в нее было бы невозможно. То есть радиус поворота должен быть заметно меньше радиуса заложенного в геометрии ваших лыж.
Кстати, хочу отметить одну важную деталь! Вот как только спортсмены перешли на более спрямленные лыжи после карвов, то есть на те лыжи, которые стали требовать большей активности, больший нажим при загрузке, то сразу ушла коленная ангуляция, которая еще была заметна в карвах, но, конечно, совсем не та, что применялась в классике. Так вот, в этих новых условиях необходимости создания большего давления на лыжу в повороте, тело человека, то есть его мозг, исключил достаточно слабое звено, в случаях загрузок — коленную ангуляцию.
Мозг без опасений отказался от коленной ангуляции и предоставил возможность спортсменам создавать давление перепендикулярно плоскости лыжи. |
Спортсмены стали давить на лыжи более прямой ногой, так как в этом случае создается большее давление, чем с использованием коленной ангуляции. Тем более мозг без опасений отказался от коленной ангуляции, которая в классике создавала необходимый прижим канта к склону, дабы увеличить сцепление, и предоставил возможность спортсменам создавать давление перепендикулярно плоскости лыжи. Это стало тем более возможно, так как такой необходимый прижим лыжи коленом, как в классике, заранее был заложен структурой и геометрией современных лыж. Ну, а раз спортсменам допускалось давить на полную, то и давили они так, что лыжа начинала юзить, то есть срываться и цепляться, и так многократно по длине всей загрузки, — колебаться. Спортсменам оставалось лишь учиться держать равновесие на постоянно срывающейся лыже, искать свой баланс. А стойку при таком давлении стало держать легче, так как корпус преломлялся только в одном месте — в бедре, а не как в классике или карвах — плюс в колене. Таким образом у спортсменов стала преобладать бедренная ангуляция. А поворот спортивный стал выполняться с максимальным давлением, поэтому с юзом!
Если все же вернуться к нашей теме, то, по-моему можно еще раз повторить, что спортивный поворот — это поворот с постоянным юзом или с микроюзами, лыжа находится все время на грани зацепа и сноса. Учитывая, что дрифт подразумевает поворот с постоянным юзом, можно сказать, что сходство есть.
Но отличие дрифта горнолыжного от автомобильного (так как в основном этот термин применяется в автоспорте) в том, что в автоповороте, подруливая, можно изменять траекторию, а в горнолыжном дрифте траектория создается на начальной стадии загрузки и далее спортсмен все время пытается следовать выбранной траектории. И в автодрифте нет такой ярко выраженной вибрации, способной повлиять на равновесие спортсмена.
Так что — насколько дрифт соответствует спортивному повороту, решать вам.
Обращаю ваше внимание, как тренера, что процесс по перемещению ЦМ лыжника из точки А в точку Б, описанный вами выше, несколько сложнее, чем представлялся с точки зрения школьной физики теоретикам гл техники.
С одной стороны, безусловно, при перемещении ЦМ из А в Б важна интуиция, как при прыжкам по камешкам через ручей.
С другой стороны, нужный двигательный навык отсутствует в "подкорке" человека.
Причина - движение лыжника по перемещению ЦМ лыжника из точки А в точку Б представляет из себя движение квазитвердрго тела, испытывающнго сложное вращение.
Упрощенный пример такого движения - вращательное движение (прецессия) гироскопа под действием силы.
Известно.
Чтобы ускорить (замедлить) прецессию гироскопа, силу нужно прикладывать ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО плоскости, в которой происходит прецессия - в повседневной практике человека такое редко встречается.
Уточненное описание физики движеня ЦМ лыжника из точки А в точку Б, упомянутые вами я изложил в другой теме, поэтому цитирую: