+8

«Царь горы» — POWD*AIR

kuba Лента автора 11 Декабря 2012 (23:11) Просмотров: 2657 13

Бэккантри-движение набирает все больше поклонников в России (англ. backcountry — удалённая местность, понятие, связанное с зимними видами спорта, а точнее — горнолыжным спортом и сноубордом).

Горнолыжные курорты теряют свое очарование среди любителей катания в целине. Эта — такая манящая — субстанция успешно уничтожается снегоуплотняющими механизмами или в течение нескольких часов превращается усилиями катальщиков в «расколбас», «свинорой» или в могул.

Увы, российская горно-курортная индустрия не успевает за стремительным ростом армии лыжебордеров. Переполненность курорта, очереди зачастую убивают все положительные эмоции от отдыха в горах.

Есть варианты с альтернативной левитацией фрирайдеров на вершины — вертолет и сноукэт, но не всем они по карману, да и слиться с природой под грохот моторов не всех устроит.
 

 

Тем актуальней становится снаряжение для ски-тура (по-английски ski-tour или ski-mountaineering или alpine touring), — это катание на лыжах, которое включает в себя прохождение препятствий, восхождение на вершину с использованием альпинистского снаряжения и спуск с покоренной вершины или перевала. К нему есть определенные требования — снаряжение должно быть достаточно легким и универсальным, годным для передвижения в гору и для спуска по целине. Этого компромисса нелегко достигнуть. Поскольку требуется зачастую противоречивые качества. В этот раз мы попытались оценить, насколько конструкторам компании SCOTT удалось совместить эти требования в модели лыж  для ски-тура «POWD*AIR».



Лыжи весят 3,5 кг. Это очень хороший показатель, учитывая, что важным свойством лыжи — жесткостью — не пожертвовали в погоне за снижением веса. Это удалось сделать благодаря использованию карбоновой рамы 3D Carbon frame — трехмерный жакет из карбона в конструкции лыжи дает ей невероятную торсионную стабильность на крутых участках, сохраняя наилегчайший вес лыжи.


И, чтобы закончить весовую тему, скажу, что среди 6 лыж, оборудованных для ски-тура, в этой поездке, эти оказались самыми легкими. Комплект получился весом 5,7 кг (без камусов с креплениями Diamir Free Pro). Следующий комплект по легкости составлял 7,4 килограмма, а максимальный (со ски-тур адаптерами) — свыше 10 кг. Это хорошо иллюстрирует популярную в последнее время тему об использовании фрирайдовых лыж  для ски-тура, как альтернативы специализированным.

Из других полезных технологий я бы отметил Рокер Pro-Tip, который хорошо действует в неглубокой целине и без целины.

Что касается технологии подготовки кантов и скользяка Factory Finish (угол заточки кантов 88°, 3° с боковой стороны и 1° со стороны базы), то она особой роли в таких лыжах не играет и, если бы это значительно повлияло на удешевление лыж, то вполне можно обойтись без нее.

Испытания лыж проводились в Сибири, в Саянах и Кузнецком Алатау. К этому времени (конец ноября) снега в этих местах было более чем достаточно, от 1,5 м. Ежедневные подъемы ски-туром по превышению достигали 1 км и более. Максимальный разовый – 450 м. Длина дневного трека подъема достигала до 5 км. Глубина тропления от 0 до 1,2 м.

Если говорить о компромиссе между «ходильностью» лыжи и ее «целинностью», то у этой лыжи в полной мере хорошо и то и другое. 98 мм под пяткой по нынешним временам ближе к фрирайдовому универсалу. Однако удавалось соперничать при спусках с чисто фри моделями, у которых талия 130 мм. Ростовка 173 см для меня в подъемах оказалась оптимальной (на лыжах 186 см — на повороте трека на 180 град – было явно длинновато, неудобно). Но для спусков в целине не хватало – нужно была 183 или даже длиннее.

И еще о «ходильности» — камуса крепятся довольно уверенно, однако в сильный мороз с метелью возникали проблемы с «клейкостью». Чем это вызвано — наличием парафина на скользячке или снежной пылью и морозом, выяснить точно не удалось. Но наличие больших отверстий для какого-то специального крепежа камуса (3G?) вызвало желание получить этот крепеж вместе с лыжами.

Но «ходильность» в нашем случае была важным, но вторичным фактором. Ехали мы не в поход, а для катания в целине.

Здесь остановимся подробней. Удалось попробовать лыжи практически по всем типам снежного покрытия (за исключением идеального вельвета из искусственного снега), при различных климатических условиях (от -10 до -25 градусов) и различных рельефах (углы уклона до 35-40 градусов).

Подготовленный склон — вполне достойно, но вяловато. Возможно, это связано с пологостью ратраченных участков — местные ратраки уклоны более 15 градусов не способны уплотнять.

Всякие «расколбасы», «свинорои» и прочие разбитые склоны — весьма стабильно и, самое главное, достаточно мягко, не отдают в ноги даже на приличных буграх.

Неглубокая устоявшаяся (осевшая) целина (до 20-30 см) — летят по верху, отлично держат дугу на любых скоростях и углах склона. Возможно, это самая лучшая для них субстанция. Но оговорюсь — для ростовки 173 см.

Свежевыпавший снег глубиной 30-40 см. О, да! Нам повезло и с этим! Один день катания в снегопад и следующий день с ярким солнцем. Честно скажу, с годовым наездом в горах 35-75 дней такое счастье выпадало не каждый сезон. Снег был практически невесом. Наши споры о том, как его называть, пухом или пудрой, не влияли на глубину нашего счастья.
Но вот в этой ситуации пришлось поискать «режим счастья». По подсказке опытных гидов и собственным ощущениям лучше всего подошел скоростной режим с учащенными поворотами (но не чих-пых!) на крутых склонах и на ходах со средними поворотами со средним уклоном. Причем отсутствие опоры (ну какая опора от пуха))) под лыжами заставило поискать баланс стойки. На тихих ходах, чтобы ехать, приходилось уходить назад («садиться на табуретку»), на скорости проблема решалась.

Интересное явление — на крутых склонах (градусов 50-60, — по сути, дропы, снизу видны камни и земля, не прикрытые снегом) на небольшой скорости ты едешь прямо вместе со снегом и эти дропы чувствуются только при приземлении, причем слетевшая с тобой подушка снега позволяет уезжать, словно с метровой кочки спрыгнул.

Фото: «Всплыли!!!»

В итоге хотелось бы подвигать крепления относительно единственной метки установки. Но это вопрос с коротковатой ростовкой тестируемых лыж.

Лесное катание. Большой плюс в данном регионе — отсутствие валежника и бурелома. Может, они и есть, но на поверхности не наблюдаются. Это позволяет не экономить на скорости и сосредоточиться на рулении. Однако после пары инцидентов стало понятно — не стоит наезжать на поперечные бугры, это оказались небольшие елки, наклоненные под тяжестью снега. Ты его пробиваешь и наступает кадр кавалерийской атаки, когда каскадеры летят через головы упавших лошадей. Только тут собственную голову используешь.)))

Если преодолеть определенный мандраж (да, был и такой момент), то катание по лесу вполне комфортное и эйфористичное. Главное выбрать в начале, при старте, просвет для траектории метров на 25-30, а дальше по пути словно занавесы открываются — становятся видны дальнейшие просветы. Остается только рулить. Управляемость лыж на высоком уровне.

А попрыгать? Отчего же не попрыгать. По свежему снегу прыжки с снежных шапок, бугров до 2-2,5 метров высотой прыжками не считаются, их просто проезжаешь с краткими моментами полета. Средние дропы высотой полета от 3 метров и транзитом 8-12 метров я предварительно просматривал, накатывал заход, чтобы избежать «втыкания» перед «отходом». Там довольно распространен контруклон перед дропом (обычно это снежные шапки на поломанных или лежащих стволах) и запросто можно улететь «рыбкой», оставив лыжи на верху. Поскольку не обладаю ньюскульной подготовкой, — все прыжки были прямые. Лыжи вели себя ожидаемо, прощали в воздухе неточный выход и нормально приземляли. По крайней мере, не приходилось с ними бороться.

Спецприменение. И еще интересный момент: нам пришлось добираться от ж/д станции до приюта по слабо обозначенной тропинке. На ней и без рюкзака (10 кг) и чехла со снаряжением (23 кг — аэрофлотовская норма))) проваливаешься по колено. Решение созрело на удивление быстро (видимо, мыслительный процесс ускорил двадцатиградусный мороз))) — лыжи были извлечены, через передние и задние отверстия для крепления для камуса скреплены липучками, через площадку под скистопами было просунуто колено от телескопической палки (оно фиксировало скистопы в закрытом положении и удерживало лыжи на расстоянии 25-30 см друг от друга). Арафатка выполнила роль буксировочной веревки. И волокуша готова!

Пожелания конструкторам:
К сожалению,  нет практики подбора лыж в зависимости от веса и роста.
Не помешали бы топшиты более яркого цвета — это облегчило их поиск в глубоком снегу.
Неоднозначная маркировка для установки креплений.
Желательно с лыжами поставлять крепления для камуса.
Максимальная ростовка 183 см скорей всего недостаточна.
 
Итоги.
Они положительные! И более того, появилось желание завести собственный ски-тур комплект. Это главный аргумент всего девятидневного катания.

О катальщике:
Опыт катания — катаюсь давно, но экспертом себя называть стесняюсь.)))
Опыт ски-тура — давние походы в Хибинах на беговушках, прошлогодний весенний Кировск. Опционально — незначительный.

Большое спасибо компании "ГИРВАС" , лично Михаилу Теплову и Андрею Исламову за предоставленный для тестов инвентарь
 

+8
0  
jr    11 Декабря 2012 (23:22)   #
Куба, а что в опыт прошлосезонные осенние Саяны не записал)?

Завидую. Хорошо скатались.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    11 Декабря 2012 (23:40)   #
Шо? Опять про Скотт? icon_eek.gif

Вставай в очередь - третьим будешь! biggrin.gif

Кстати. Air вроде как единственная скоттовская серия, которая выпускается в Австрии.
0  
AWolf    11 Декабря 2012 (23:59)   #
Надо же, три темы и все такие разные....и интересные!
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    12 Декабря 2012 (00:03)   #
Цитата(AWolf @ 11.12.2012, 23:59)
Надо же, три темы и все такие разные....и интересные!

Да...
Скотский день... wink.gif
  • 212
  • 91
  • 82
0  
kuba    12 Декабря 2012 (09:11)   #

Куба, а что в опыт прошлосезонные осенние Саяны не записал)?

Так там ты бегал на ски-туре, а я пешком тебя пытался догнать. Фтопку такой опыт)))

  • 1
0  
Pilot KosyakOFF    12 Декабря 2012 (10:06)   #
Цитата(Mr.XX @ 11.12.2012, 23:40)
Кстати. Air вроде как единственная скоттовская серия, которая выпускается в Австрии.

у меня на панишере и мегадойзере написано мейд by австрия
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    12 Декабря 2012 (11:08)   #
Цитата(Pilot Kosyak'OFF @ 12.12.2012, 10:06)
у меня на панишере и мегадойзере написано мейд by австрия

У тебя наверно двухгодичной давности или еще раньше.
С прошлого года все Мукачево

...говорят, что что-то кроме Аир делается в Австрии, но на топшите это никак не отмечено. wink.gif
Впрочем это совершенно не важно и на качестве не сказывается никак.
  • 212
  • 91
  • 82
0  
kuba    12 Декабря 2012 (13:16)   #
кста, убил напрочь ноги - в двух местах потертости - до НГ бы зажили...
может кто знает народное средство?
0  
Ведьмочка    16 Декабря 2012 (23:23)   #
Саша, пластырь compeed, силиконовый, великая вещь, наклеиваешь и ходишь 2 дня, он как кожа, его не чувствуешь, я им спасалась на роликовых покатушках.
0  
jr    12 Декабря 2012 (21:23)   #
крем спасатель. до того момента нужно было скорой помощью намазаться. Опыт из мультиспорта.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    12 Декабря 2012 (22:22)   #
Цитата(kuba @ 12.12.2012, 13:16)
кста, убил напрочь ноги - в двух местах потертости - до НГ бы зажили...

может кто знает народное средство?

icon_redface.gificon_redface.gif
Как-то неудобно называть....
Но ты его знаешь wink.gif
  • 212
  • 91
  • 82
0  
kuba    14 Декабря 2012 (22:24)   #

Как-то неудобно называть....

пробовал - не помогает...
говорят только женская...
и сразу после...
постенялся)))

  • 212
  • 91
  • 82
0  
kuba    14 Декабря 2012 (22:30)   #

Шо? Опять про Скотт?

наверное одна в России компания поняла где и как повышать популярность бренда https://www.ski.ru/az/blogs/post/gornolyzhnye-botinki-k2/......
смотрю - и еще одна уже на подходе)))
остальные воюют через соцсети...
а там побеждаю сами соцсети(((