— Siniora, you're both wearing these t-shirts. What do you think is better — Corsica or Sardinia?
— Сардиния... — мечтательно сказала я.
— О, yes!
— Корсика! — решительно сказал мой спутник.
Корсика и Сардиния в третий раз — это мой рекорд постоянства. И осталось в проекте еще немало маршрутов по этим островам. Того, кто хоть раз бывал здесь, будет снова и снова притягивать дикая красота Корсики и райские уголки Сардинии.
Понимаю пристрастие к многочисленным наклейкам разных годов с корсиканского парома на встреченных транспортных средствах. Это значок тусовки клуба любителей островов: первооткрывателей дикой природы и естественной красоты в центре Европы, на самом красивом море в мире.
Какой же остров действительно лучший? На Сардинии — я дома, а Корсику — люблю! Есть еще острова Лавацци, Маддалена, Капрера, Сан Теодоро etc — разные острова в окружении Корсики и Сардинии, каждый удивительный по-своему.
Сан Теодоро. Сардиния
Острова Маддалена. Сардиния
На этот раз был намечен план на две недели первой половины сентября.
- Дом-музей Гарибальди на острове Капрера (Сардиния).
- Разобраться, наконец, что такое Коста Смеральда (Сардиния).
- Обойти на лодке архипелаг Маддалена (Сардиния).
- Полюбоваться еще раз островом Сан Теодоро (Сардиния).
- Посетить острова Лавацци, еще раз! (Корсика).
- Крепость в Кальви (Корсика).
- Сафари в пустыне Agriates — это единственная пустыня Европы и самый большой заповедник Средиземноморья (Корсика).
- Побывать еще раз на мысе Cap Corso (Корсика).
- Пляжи — как можно больше!.
Маршрут: прямо, налево, снова прямо и налево. А там уже паром на Сардинию. Потом паром на Корсику, крепости, пустыня — и паром в Ливорно. На машине 5500 км, на паромах — 500 км.
Киев-Триесте-Лукка-Ливорно-Сардиния (6 дней) - Бонифасьо – Algajola Plage (2 дня) – Пустыня Agriates (2 дня)- Бастия-Любляна-Эгерсалок-Киев.
Виньетки мы покупали на месяц в Венгрии и Словении. Подробнее этот путь есть в отчете прошлого года про ралли в обратном направлении Корсика-Сардиния. В этом году ехали через Лукку. От Лукки устала, нагружающий город. Много туристов и много тупого желания у местных на них заработать, праздника в Лукке не получилось. Я и не удивилась, что единственный магнит из моей коллекции оказался без магнита, когда дома открыла упаковку. Приклеили, нашли выход, но осадок от Лукки остался... Прошли за час по знаменитой крепостной стене, встречая тех, что вышел в одно время с нами в обратном направлении. Сельскохозяйственная выставка на Стене — нас этим не удивишь. Понравился автосалон в старом городе и выставка старых военных американских машин.
Поужинали луккскими специалитетами — пастой, где, кроме макарон, почти никого не встретила, и подгоревшей пиццей. Признаться надо, что вино было отличное, в отличие от обслуживания. Но в этом регионе никогда меня хорошо не кормили, это же не Венето.
Но зато до остановки в Лукке была ночевка в замечательном Триесте, который обычно пролетали мимо. Приехали поздно, рапортуя хозяину о нашем приближении СМСками. Совершенно сказочный спуск в город, представлявший серпантин по промышленной зоне, где все светилось и кипело, как огромный самогонный аппарат, внизу море — и единственная наша машина. Может, мы не там спускались, но очень впечатлило. В старом городе шли пятничные тусовки, и хозяин был тоже в нетерпении — встретив нас, отправился туда же. Апартамент оказался квартирой в старинном живописном доме.
Люблю такие остановки в Италии! В подъезде, как в старинном замке, барочная архитектура. Питер в детстве напомнило. Холодильник полный еды — берите, пожалуйста! Вся кухня была обклеена записками от гостей. Оставили и мы благодарность на родном языке.
Пошли гулять по ночному городу, где на набережной кипела жизнь — местные общались, танцевали сальсу, гуляли, что-то пили, с моря дул легкий ветер, туристов не видно. Прекрасно в Триесте ночью! Город немного напомнил соседку-Венецию, даже Гранд Канал здесь есть! Автобусы с туристами приехали на следующий день, а утром мы успели еще раз прогуляться по почти пустынному городу.
Побережье уставлено машинами — значит, рядом пляж. Так и есть — пляжи на каменных ступенях собирают местных жителей, которые непрерывно обсуждают свои какие-то проблемы. В Триесте легко дышится, красивая архитектура, улицы просторные, люди приветливые, море красивое. У каждого города есть свое лицо, у Триесте простое лицо рабочего человека, умеющего радоваться жизни и беречь свою историю.
От Триесте до Лукки 5 часов езды и 35 евро оплаты за автобан. От Лукки до Ливорно — совсем близко, автобан бесплатный. У нас было еще время полежать на пляже и потусоваться на местном празднике в Ливорно до поздней ночи. Это портовый город, в котором собираются со всей округи. Здесь же место встречи для отъезжающих на острова. Атмосфера живая, динамичная. Паромы отходят один за другим. Утром стартовали и мы. На удивление, паром был полупустой. Они что-то знали! Погода портилась и сильно штормило. Заснуть — это лучшее решение в такой момент!
Какой паром лучше выбрать — ночной или дневной? Точного ответа нет. В каюте мне не хватает пространства, в салоне лучше и веселее. Днем в море тоже лучше. Сарды советуют мониторить все паромы — и выбирать подходящий по времени и финансам: цены меняются в зависимости от спроса. Так случалось, что всегда лучшими оказывались паромы corsica-sardinia. Самые популярные — ночные паромы, они экономят время. Какой порт выбрать зависит от маршрута. Из Ливорно — самый близкий путь на Корсику, четыре часа пути, а значит, и самый недорогой паром. На Сардинию ближе всего от Чивитакии, но туда еще добраться надо по платным дорогам. Так что выбор за вами.
Ну вот, наконец-то, я на любимой Сардинии! Здесь я чувствую себя, как дома. К нашему приезду Сардиния подготовила один из своих лучших закатов, хотя закатами как раз прославлен западный берег Корсики. Такой закат редко встретишь! «Мама миа!» — только и слышно было вокруг, машины останавливались, проехать это чудо было невозможно.
За любованием быстро стемнело, и мы с трудом нашли наше агентство. Конечно, там никого уже не было. Как всегда, выручили в магазинчике рядом — позвонили, договорились, и через пару минут веселый парень Даниель на мопеде был на месте. Разбитной парень из-под Милана, было очевидно, что он не сард. Весело попытался поселить нас в отеле рядом, возле моря уже никто не живет, по его словам. Ясно, потому что в наш отель еще надо было ехать. Пришлось немного остудить его пыл и он тут же сообщил, что нам крупно повезло, — нам достались большие апартаменты возле моря. Они и впрямь были прекрасными, особенно вид на залив! Много таких двухэтажных комплексов выстроено на Сардинии: каждый апартамент имеет свой выход, вид на море и прекрасную планировку. Дни пролетели как один день, хотя были и дождь, и шторм. Интересно наблюдать за изменениями погоды, ветром, волнами. На островах много защищенных бухт, почти как в Норвегии. Плавали все время, хотя поначалу у нас спрашивали, поеживаясь, не холодно ли нам. Ветер на севере Сардинии дует часто, когда-то это были необитаемые места, теперь они — одни из самых престижных в мире.
Особенно гламурным считается Коста Смеральда. На изучение ее потратили один день – скучнее в этой поездке была только Лукка. Многолюдный шумный пляж, по которому проложена муравьиная тропа черных заробитчан, идущих цепочкой один за другим. Итальянцы любят шумные места, где все время что-то происходит — все равно что. Да и сами любят пошуметь! Пляжи в Евросоюзе все общественные. В отдельном ресторанчике с местом для отдыха скучали несколько мажоров, выход у них был на тот же многолюдный пляж. На Сардинии есть частные дороги со шлагбаумом, наверное, там и происходит эта загадочная гламурная жизнь. Коста Смеральда занимает, наверное, одну десятитысячную часть Сардинии, но почему-то, когда соотечественники говорят о Сардинии, то подразумевают именно гламур. Но на островах все просто — море, солнце, необыкновенная природа, простые люди, созвучные мне — то, к чему стремится рядовой горожанин.
Море на Коста Смеральда, как и везде красивое, но 23 градуса воды для итальянцев — это холодно. Так что плавать можно было в одиночестве, а с шумного переполненного пляжа сбежали.
Порто Черво завершает Изумрудный берег с севера, этот порт один из самых примечательных. Спортивные и частные яхты со всего мира, необыкновенные яхтсмены и обыкновенные миллионеры — здесь жизнь кипит! В Порто Черво постоянно происходят события — выставки, дегустация, просто тусовки. А самое главное — регата! В третий раз я была в Порто Черво, и в третий раз видела возвращение яхт с соревнований. Наблюдать за работой профессиональных яхтсменов очень интересно, где еще такое увидишь!
Красива Байя Сардиния, которую каждый день издалека наблюдали за ужином с веранды. Налет красивой жизни с Изумрудного Берега залетел и сюда, но городок очень приятный.
К Гарибальди на остров Капрера удалось попасть, несмотря на шторм в этот день. Из Палау постоянно курсируют паромы на остров Маддалену, связанную с островом Капрера мостом. На Капрере находится место последнего приюта Гарибальди, там же он и похоронен в окружении близких и родных ему людей. В прошлом году была большая очередь в музей, не захотелось в ней стоять. Но целый год мне было любопытно взглянуть на последнее окружение великого человека, посвятившего свою жизнь борьбе за свободу. Не было ни одного народного движения или войны в то время, в которой бы он не принимал участие — Америка, Европа, и даже Россия. Но главная цель Гарибальди — свобода и объединение Италии, и этой бескорыстной борьбе он посвятил всю жизнь.
Обстановка в доме очень аскетичная, в нем несколько комнат, обставленных только необходимым. Седло, на котором Гарибальди въехал победителем в Рим. Каталка, на которой его возили в старости. Есть несколько тревожных картин, в которых чувствуется страсть и порыв. Фотографировать запрещено. Никакого пафоса, посетители прикалываются, экскурсовод хихикает. В этом доме борец за правду прожил свои последние годы с женой, детьми и несколькими преданными слугами, выращивал овощи. Жена, молодая красавица, приехала за ним из Америки и родила ему здесь детей. Почва каменистая, ветер дует почти постоянно, скалы, солнце, до Сардинии на весельной лодке долго плыть, даже если шторма нет. Гарибальди купил часть почти необитаемого острова Капрера, наверняка за копейки, если через почти 100 лет будущую Коста Смеральду на Сардинии выкупили у сардов задаром.
И тем не менее Гарибальди выбрал Капреру, подальше от людской суеты. Почему — мы уже не узнаем. Но в его последних портретах мне видится разочарование в своих стремлениях. Почти как граф Толстой. Немного грустно в этом музее мне было. Но тропа к нему не зарастает!
«Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания», — писал математик, философ и священник Павел Флоренский. В 1937 отца Павла расстреляли на Соловках. Гарибальди похоронен на Капрере и, говорят, очень страдал там в последние годы.
Как и в прошлом году, проехали вокруг острова Маддалена по живописной улице Panoramica, по красивейшим бухтам, окруженным великолепными пляжами, отдохнули на любимом пляже Капреры и успели на вечерний паром в Палау, чтобы застать еще один великолепный закат. Проводили закат этого запоминающегося дня на холме над Палау, в примечательном месте, откуда открывается потрясающая панорама Северной Сардинии.
Конечно же, съездили в городок Сан Теодоро, на пустынный пляж напротив острова Таволара. В XIX-XX веках Таволара был самым малым королевством в мире. Можно отправиться на остров на кораблике и оттуда полюбоваться Сардинией. В завершающие дни обнаружили великолепные пляжи недалеко от дома, в заливе Arzachena.
Красота, в которой можно находиться бесконечно! И наблюдать за важными событиями — играми детей, подводной ловлей, передвижением плавсредств. Мне даже удалось осуществить давнюю мечту — открыть книжечку на пляже.
Языковый барьер не ощущается, достаточно знать три итальянских слова и вовремя их произносить: бонжорно, грацие, аривидерчи, а в случае необходимости дополнять их английскими словами. Что говорить — и так все ясно! На Сардинии царит полное понимание.
Но вот и подкрался день отъезда, уехали соседи, с которыми я подружилась. Пора и нам в дорогу — на рассвете стартуем на Корсику, за один день надо проехать всю Корсику на север. Успели в порт Santa Teresa вовремя, к 8 часам. Это самый популярный рейс на Корсику, но людей на пароме оказалось опять мало. Они знают про непогоду, точно! Билеты беру перед отплытием, это стоило около 60 евро, бронировать заранее билеты между островами было бы дороже примерно на 30 евро. Отход!
Бонифасьо
Все фото здесь.
Продолжение. Корсика.