Дорога, проживание
Андорра как место катания этой зимой была выбрана благодаря тому, что Аэрофлот и Трансаэро выбросили в продажу в начале сентября относительно недорогие билеты на прямые рейсы в Барселону. При этом рейсы очень удобные – утренний, но не слишком ранний вылет из Москвы и дневной вылет из Барселоны, но не слишком поздний прилёт в Москву. Ехали туда 4-го января, обратно 14-го. Близкие по цене прямые рейсы в Мюнхен были несравнимо менее удобны из-за ночных вылетов и прилётов, и поэтому не рассматривались. Несколько напрягал 10-килограммовый лимит бесплатного багажа в Трансаэро, поэтому в Домодедово мы ботинки в чехлах взяли в салон, на что не было возражений со стороны девушки на стойке регистрации. Испанская же девушка при регистрации в аэропорту Барселоны решительно отправила ботинки в багаж, но при этом совершенно наплевала на лимиты бесплатного багажа Трансаэро, так что наш кошелёк и в этом случае не пострадал.В аэропорту Барселоны без проблем сели в автобус Novatel’а. Были опасения, что билетов не будет – через интернет не стали их заранее покупать; но автобус был полупустой.
На обратном пути в Москву нас ждал неприятный сюрприз. Была запланирована одна ночёвка в Барселоне, в связи с чем пришлось воспользоваться камерой хранения в терминале Т1 барселонского аэропорта. Погуглив заранее, выяснили, что бокс, куда можно сложить лыжи с ботинками и большие сумки, стоит 5 евро в сутки. Ан нет! То было раньше, сейчас другой порядок. Каждое место багажа – каждое! – теперь стоит 10 евро в сутки, не считая лыж в чехлах, которые стоят 15 евро. Итого – нам хранение багажа обошлось в 50 евро. Кризис, что ли, испанцев так пришиб, что они три шкуры с пассажиров драть стали?
Жильё заказывали заранее, через booking.com. Забронировали апартаменты Grizzli Pedrous. Апарты на 9 дней на пятерых обошлись в 760 евро, что супербюджетно. Апартаменты простенькие, основные недостатки – отсутствие хранилища для лыж и нехватка горячей воды. Вода берётся из бойлера и быстро кончается. Но цена оправдывает все недостатки. Притом у них огромный плюс – они расположены прямо у подъёмников, примерно в 50 метрах. Перешёл дорогу, сел на креселку и поехал.
В целом же, в Андорру имеет смысл ехать самоходом. Собственный планируемый бюджет и самые дешёвые предложения турагентств в начале сентября отличались раза в полтора – естественно, в пользу собственного бюджета. При этом обычно самая сложная проблема при самостоятельном путешествии – трансфер из аэропорта на курорт и обратно – как раз в Андорре решается элементарно.
Ski
Мы жили в Пас-де-ла-Каса (в дальнейшем сокращенно Пас), посёлке на самом краю зоны катания Грандвалира. Все подъёмники из Пас-де-ла-Касы ведут в одну сторону – к перевалу, откуда можно спуститься в зону Грау-Ройг, а оттуда уже к основным зонам катания Сольдеу и Эль Тартар. Заехал креселкой на перевал, съехал с противоположной стороны, доехал до следующей креселки – снова съехал с другой стороны, и так далее. Дорога от Паса в Эль Тартар на лыжах занимает примерно час в одну сторону – креселки в Грандвалире неспешные. Столько же потребуется на обратный путь. Можно не возвращаться на лыжах, а спуститься в Сольдеу и доехать до Паса на местном «скибасе», который вовсе не скибас, а обычный рейсовый автобус, для лыжников вовсе не бесплатный – цена от Сольдеу до Паса 3.30 евро. Автобус ходит два раза в час.Селиться всё же лучше в Сольдеу или Эль Тартаре – большая часть трасс над этими посёлками, а Пас расположен на отшибе. Правда, у Паса есть плюс в плане апре-ски – там всего больше, и после каталки проводить время интереснее. Эль Тартар и особенно Сольдеу – совсем деревни.
Трассы в Грандвалире для достаточно опытного лыжника скучноваты. Перепад высот меньше, чем в Альпах – в среднем 350-450 метров. И если синие трассы иногда попадаются длинные, хоть и с небольшим уклоном, то красные – короткие. Вместе с тем, они широкие и гладкие, их регулярно ратрачат, и на них мало народу – и в этом их большой плюс. Обледеневшие куски огораживают сеткой.
Катание в Грандвалире расслабленное – больше едешь на неторопливых креселках, чем съезжаешь вниз на своих двоих. Устать за день катания трудно – разве что выбрать для себя одну-две самые сложные трассы и нарезать по ним весь день. Так что если вы любите интенсивное спортивное катание – вам в Андорру не надо. Трассы, впрочем, в Грандвалире есть на любой вкус – даже чёрные. Самой длинной можно считать связку синих трасс solana-obaga-os-gall de bosc, начинающейся с вершины горы Tosa de la Llosada и спускающуся прямо в Эль Тартар. Неспешно прокатиться по ней среди леса, любуясь окрестностями – одно удовольствие.
Наиболее коварными показались мне трассы в самом Пасе. Вроде, трасса directa – обычная красная, однако приходится довольно прилично напрягаться, чтобы её проехать. Правее её, если смотреть снизу, идет узкой змейкой желоб, заточенный, как я понимаю, под сноубордистов. Лыжник тоже может попытать счастья, сначала съехав правее directa в природный хаф-пайп, а затем в этот желоб, в пути разок-другой навернувшись. Есть в Пасе еще пара чёрных трасс, но они достаточно просты, разве что леденисты.
С обратной стороны гребня, отделяющего Пас от остальной зоны катания, есть небольшой могульный участок. Вот и все, пожалуй, необычные места в Грандвалире. Пара сноупарков для любителей попрыгать, впрочем, тоже имеется.
Вся зона катания Грандвалиры – около 200 километров, по утверждениям отцов-основателей. Выкатываются эти километры неспешно дня за три. Беда одна – снега в Пиренеях – по крайней мере, так было в дни нашего пребывания – маловато, часть трасс соскоблена почти до земли, на других много льда. Думаю, это связано со специфической погодой в Пиренеях. Днём довольно жарко – в отдельные дни на склонах температура доходила до плюс 10; ночью же подмораживает, и подтаявшие участки превращаются в лёд. Подмораживается и свежеотратраченный склон, из-за чего он превращается впервой половине дня в жёсткую стиральную доску. Наиболее комфортным катание было пару дней, когда и ночные температуры вышли в плюс, и снег на склонах повсюду стал мягким и рыхлым.
Как я уже отмечал, креселки в Грандвалире неспешные, кроме того, они почему-то не обеспечены колпаками, так что в метель придётся терпеть снег, хлещущий прямо в лицо. Хотя таких дней, как мне представляется, маловато бывает – у нас случилось всего полдня ненастья, в остальное же время светило солнце и было ясно.
Стоит отметить несколько интересных трасс. Для техничного спортивного катания хороши красные grio в Грау-Ройге и torrallardona в Сольдеу – на них можно оттачивать технику катания резаными дугами. Примерно с одинаковым уклоном и почти всё время в тени, из-за чего на них не образуется льда. Для физических нагрузок подойдут черная mirador и красная moreto, спускающиеся с Pic Cubil. Съехать по ним технично и на высокой скорости и при этом не запыхаться – трудновато будет. В основном же трассы Грандвалиры соответствуют маркировке – красные как красные, синие как синие, никаких неожиданностей и коварных участков. Начинающим можно спокойно ехать по синим – съедут без проблем. При этом начинающий лыжник всегда найдет для себя вариант спуска с любого гребня по простой синей трассе, за одним, правда, исключением – в Пас так спуститься не удастся, придётся помучиться на красной.
Да, кстати – трасса serrat pinos с Pic Cubil на самом деле синяя, хоть и помечена как красная.
Apre-ski
Поесть и выпить после катания в Пасе проблем не будет – с ресторанами и барами там всё ОК. Рестораны стоят впритык один к другому, перед ними зазывалы заманивают клиентов, причём многие говорят на приличном русском. Поесть-выпить обойдется в 15-20 евро с человека. На горе еда дешевле, но и примитивнее – в основном, сэндвичи и бургеры, на тарелку супа не рассчитывайте.Есть пара ирландских пабов и несколько ночных клубов, где мы, впрочем, не были.
Ещё в Пасе есть аквацентр с бассейном, джакузи, сауной и хаммамом. Расположен он в спортивно-культурном центре внизу посёлка, рядом с автомобильным кольцом. Цена посещения для взрослого – 9 евро, кроме того, придется купить купальную шапочку за 3 евро (без неё не пускают).
6 января наблюдали вечером необычное зрелище – с гребня горы съехала толпа инструкторов местных горнолыжных школ с факелами в руках, сопровождавших три ратрака, на которых сидели бородатые ряженые в коронах и парче, в окружении нарядных и с раскрашенными лицами детей и девушек. Оказалось – так в Пасе отмечают праздник Трёх Королей – трёх волхвов, пришедших к Христу в день его рождения. Этот католический праздник – эквивалент нашего Крещения, и им заканчиваются рождественские празднества. Короли на ратраках съехали к подъёмникам, побратались с толпой – на встречу с ними пришел весь посёлок. Девушки и дети с ратраков горстями бросали в толпу конфеты. Зрелище прекрасное, всем сильно подняло настроение.
В один из дней съездили в Андорру-ла-Велью, столицу. Билет туда-обратно из Паса, кстати, стоит немало – около 10 евро. Там слегка пошопились и сходили в Caldea – местный термальный комплекс. Не понял, правда, что в нём термального – вода как вода, с термами, к примеру, Будапешта, не сравнить. На мой взгляд – обычный аквапарк, при этом даже без горок. Стоит немало – взрослый билет 37 евро, детский – 26. По-моему, лучше дома в аквапарк сходить, если он в вашем городе, конечно, есть.
Шопинг, несмотря на отрицательные отзывы, в Андорре всё же есть. Одежда продаётся с огромными скидками, каждая вещь – не из верхней одежды, конечно – от 6 до 25 евро, что даже по нынешнему курсу приемлемо. Приличная обувь – по 40-60 евро.
Многие думают, что отдых в Андорре бюджетный, и едут туда по этой причине. Мне Андорра бюджетной не показалась. Еда в ресторанах, скипассы, трансфер и авиабилеты стоят примерно столько же, что и при поездке в Альпы (кроме Швейцарии). Несколько дешевле проживание и, как мне показалось, немного дешевле еда в супермаркетах. В целом же за поездку вы потратите примерно те же деньги, что и при катании в Австрии, Италии или Франции.
Тогда зачем, спрашивается, ехать в Андорру?
Ну, во-первых, чтобы увидеть, что такое Пиренеи, покататься в этих горах, катаясь при этом неспешно и расслабленно по широким гладким трассам, где мало народу, в тёплую и солнечную погоду. Не слишком опытным лыжникам – повысить уровень катания, не рискнуя свернуть себе шею.
Более опытным лыжникам – не накручивать километры трасс в бешеном темпе, как многие делают при поездке в Альпы, а позволить себе разочек просто побыть в горах ради отдыха, а не спорта. Побывать в Барселоне, прибавив к горной части поездки от одного до нескольких дней в этом городе. Барселона стоит того, уж поверьте.
Чистейший воздух, синее небо, тёплое солнышко, хорошая еда, отличный сервис и доброжелательное местное население – чего ещё нужно для счастья горнолыжника?