Планирование
Наступило лето 24 года и у меня начался период планирования и выбора поездок на следующий год. Люблю заниматься этим, стараюсь что-то интересное придумать, также в это время начинает подбираться компания. А это залог хорошего путешествия.
Решил, что моя семья поедет полностью, а это значит уже 8 человек. Из них 3 студента, следовательно придется подстраиваться под них. Вообще, очень любим горнолыжку в середине января. Когда ездили в Европу, это было очень удобно как по стоимости, так и по количеству народа на склонах. Школу обычно на недельку прогуливали, на работе договаривался и отрабатывал отпуск в декабре, чтобы не терять в деньгах, в общем все было отлично и мы привыкли. После ковида, когда стали ездить на наши курорты, по привычке старались в январе и ездить.
Обычно ездили в КП. За несколько поездок, как планируемых задолго, так и спонтанных, все три курорта выучил наизусть, логистику знаю, катаем по пустым трассам, без очередей, жилье, удобное для нас по всем нашим параметрам (Аппарты в Горки Город 540) бронировать по нормальным ценам научился. Но летом понял, что надоела Поляна. До этого пару раз катал в Шерегеше - чтобы немного разбавить локации. Мне очень понравилось в начале декабря там открывать сезон. Но смог затащить туда только старших детей на лайтовый фрирайд среди елок. И то, старшая спросила: Горная Шория это где? Франция? )) Но в итоге нам понравился Гешик. А вот жену так и не смог затащить туда, когда она увидела там -25 и ниже.
Также НГ праздновали с друзьями в Сочи, и 2 дня мы катали в Поляне. Я помнил об этом и понимал, что в январе уже точно будет перебор и скучно.
Европу, Австрию любимую, посчитав, понял, что не потяну в этом году (2 платных студента). КП выходила при планировании в конце лета на зиму тоже не гуманно по деньгам. Посмотрел и посчитал Шахдаг, но очень смущало количество трасс, а главное, только трассы напыленные. А у меня же дети. А они уже “фрирайдеры” (мамкины). Старшие себе накупили широких лыж, младшие всегда катаются рядом с трассой по трамплинчикам. На трассах им скучно.
В Кировск и Геш жену не затащу, да и холодно там в январе-феврале. Поизучал Казахстан и прочие горки СНГ. И остановился на Гудаури в Грузии. Тем более, что летом там были на машине и горы мне понравились.
Предварительный расчет показал, что смогу или на машине ехать, или на самолете до Владикавказа, а там трансфер. До Тбилиси лететь - самое удобное, но билеты стоили нормальной авиакомпанией от 60 тыс. рублей.
Предварительный расчет
В общем получилось по расчетам так:
Билет МСК - Владикавказ - 15 тыс с багажом на человека;
Трансфер Владикавказ - Гудаури - Владикавказ примерно 5 тыс руб на человека
Проживание в новом Гудаури в апартаментах на 8 человек 115 тыс руб на 8 человек на 6 дней. Оплатил аванс 20% кредиткой по ссылке, которую прислал сайт gudauri. Кредитка иностранного банка. Остаток надо было заплатить за пару дней до приезда тоже онлайн.
Бонусом решил съездить в Тбилиси (1300 руб трансфер на 1 человека) и пожить несколько дней в городе, погулять, пошопиться, отдохнуть, тем более, что летом там понравилось.
Обычно еще за границей идет страховой полис, но у меня от банка был годовой с активными видами спорта (в итоге, почти воспользовался им).
Кинул клич и с нами поехали еще наши друзья. В итоге собралась компания 13 человек.
Каждый забронировал себе жилье рядом, купили билеты и стали ждать.
Прошел день студента и мы полетели отдыхать. Нас было 13 человек, 6 чехлов с лыжами-бордами и куча чемоданов. Летели S7, девушка которая нас регистрировала, немного запуталась с нашим горнолыжным багажом, но его реально было много и вес был на грани (я все учел), но все разрешилось, сильно не прикапывались. Да, еще раз, никто не считает сколько лыж в чехлах и что в них лежит. Главное, вес чехла и отдельно ботинок не должен вместе превышать 23 кг. Нюанс известный, но еще раз напишу: билет сразу надо покупать с багажным тарифом, тогда лыжи идут дополнительно. Т.е. 23 кг багаж и 23 кг лыжи с ботами. Если купить самый дешевый тариф, а потом докупить к нему багаж отдельно, то лыжи в него допом не пойдут, только вместо багажа.
Трансфер в Гудаури
В аэропорту нас встретил микроавтобус на 21 человека с багажником, мы его загрузили нашими чемоданами и лыжами. Хорошо что автобус был большой, с нашими чехлами мы в него как раз влезли. Водителя нашел на Авито, очень пунктуальный, на связи, без предоплаты. Встретил нас, завез по просьбе в Ленту во Владике, там мы закупились продуктами, так как на курорте все явно будет дороже. Также опытный водитель всех знал на границе, и мы ее прошли за 20 минут (летом на это ушло у нас 13 часов!!!). Ну и после границы, он лихо обгонял колонны грузовиков, которые тащились на перевал. Итого у нас получилось от аэропорта Владикавказ - Гудаури: 1 час 30 минут.
Про деньги. Как известно, в Грузии валюта - лари. Деньги частично поменяли на границе в обменнике, часть в Степанцминде на площади по курсу 26 лари за 1000 руб., ну и на карте кредитной были доллары, самый выгодный курс получался именно по карте - около 30 лари за 1000 рублей. Карты на курорте принимают вообще везде, ни разу не столкнулся, чтобы понадобилась наличка.
Размещение и заселение
В Новом Гудаури, мы сняли двухэтажные аппарты в блоке 2 на нашу семью, друзья тоже были рядышком. Около каждой двери есть ящичек с кодом, в котором лежит ключ. Я оплатил остаток в аэропорту перед вылетом, мне прислали код от ящика, подробную инструкцию и карту как доехать. Я так понял, что все апартаменты покупают частники и сдают их через различные агентства. Менеджер была всегда на связи по вотсаппу. Мы приехали и сразу заселились. Персонала мы не видели, но все было в номере готово для нас. Меня это всегда очень устраивало и нравится такое “бесконтактное заселение”. Когда выезжали, то просто закрыли дверь, ключ также положили в ящичек и уехали. Потом пришли уборщицы, приняли номер и мне отписались, что все в порядке. Хотя я в любом случае депозит не платил. Он был в правилах, 150 лари, но с меня его не брали.
В номере было 2 спальни, 2 санузла с ванной, большая гостиная, кухня со всем необходимым (точно лучше, чем в Горках в КП) и камин с дровами на одну топку. Дети младшие спали на разложенных креслах кроватях, довольно удобно, опять таки вспоминая апартаменты Сириус в Сочи. Видно, что пока все еще свежее и новое, как когда то и в КП.
У каждого блока (дома) внизу есть локеры в цокольном этаже и там были шкафчики с ключиками. В один шкаф можно было засунуть 3 комплекта лыж и боты. На большой номер дали 2 шкафчика. Мы в шкафах оставляли только лыжи на ночь, боты забирали в номер и там ставили их под батареи. У нас были курицы, но использовать их не пришлось, батареи грели хорошо и все высыхало к утру. По дому в горнолыжных ботинках ходить нельзя.
Также в домах в цокольном этаже есть гаражи. Мы не пользовались, но если едите на машине, хорошее решение, чтобы забронировать место заранее, платно. Потому что в самом Новом Гудаури с парковками проблемы. С утра и в будни места были, но после обеда и в выходные все было заставлено машинами - в общем, бардак. Много мест занимают таксисты.
Завтракали мы дома, потом шли на гору, обедали на горе, точнее, под горой. А вечером по настроению или дома с вином и настолками - телефонами или в рестиках, коих было много различных. Тут ничего от стандартного отдыха у нас не отличалось.
Скипасс и подъемники
Подъемники открывались с 10 утра, что для нас непривычно поздно. Но так как была разница по времени в 1 час, то мы нормально высыпались и приходили к открытию.
Скипасс стоил 340 лари на 6 дней за взрослого. Это примерно 12 тыс руб. Дети - 170 лари (6000 рублей). Мы купили сразу на неделю в первый день и больше к этому не возвращались. На 1 день - 70 лари.
Обычный день начинался так: позавтракали и в тапках с ботами в руках спускались к локеру в подвал. Переодевались, тапки в локер закидывали, брали лыжи и 50-100 метров шли до подъемника. В самом Новом Гудаури 2 подъемника: кабинка и креселка, которые забрасывают на верх. Там же небольшая площадь, где сосредоточена дневная жизнь: кафешки, рестики, парапланеристы, снегохотчики и вообще много разного народа, как с лыжами-бордами, так и просто пальтошники.
Подъемников на курорте несколько: 3 линии кабинок, креселки довольно современные, учебные бугели, и тормозные учебные кресла. Помня инцидент который был несколько лет назад, относился к ним настороженно, но при нас ничего не ломалось, только иногда кабинки на южном склоне крутили медленнее. Заметил, что некоторые турникеты были перекрыты, например, из 5 работало 3. Для чего это делали, не понял, но так как очередей совсем не было, то не напрягало.
За нашу неделю не работал только один подъемник на гору, там просто не было снега, хотя следы фрирайдеров были. Все остальное работало исправно с 10 до 17 часов (писали, что до 16). Очередей тоже не было. Совсем. Т.е. приезжаешь и садишься в кабинку или на креселку. Мы почти всегда могли занять одну или две сразу всей нашей компанией. В последний день в субботу, подвалил народ, видимо из Тбилиси, но все равно, на очередях это почти не сказалось, только подъемники стали плотнее набиваться.
Погода и трассы
Мы катали в конце января и начале февраля. Погода была солнечная. В МСК весь январь было очень мало солнца, как впрочем и снега. А тут все 6 дней светило так, что без солнцезащитного крема просто сгорели бы.
Для горнопляжничества самое оно было: легкий минус утром, небольшой плюс днем, голубое небо и яркое солнце. Но была и обратная сторона всего этого: снега было мало. Откровенно мало. Да, пушки есть на основной трассе, но их не включали ни разу. Внизу канатчики говорили, что озера для пушек почти сухие. Наверное, так везде говорят, когда их не включают. К началу февраля на трассах было много проплешин, очень напомнило весеннее катание.
Если посмотреть на схему трасс, то видно, что в основном они голубые. Есть пару красных и по моему одна черная, но она как видится мне, больше красная. Почти все трассы имеют уклон согласно их маркировке, и что непривычно после Розы Хутор, они широкие. Вот прямо нормальные, стандартные трассы, типа как на Лауре трассы Н, B, или красные G. Только они имеют хорошую длину и нет леса.
Все трассы, в наш приезд были отлично отратраченный и подготовлены. Места, где не было снега, проплешины, всегда было помечены плакатами и сетками. Так как народу было мало, то даже на основной трассе, где зачем то все скреблись, бугров и неровностей не было. Ну, а на остальных, вообще, можно было хорошо карвить. Сразу скажу, что я таких там не видел и сам не умею. При этом льда не было на трассах. По крайней мере я на это не обратил внимание.
По количеству трасс, мне показалось по ощущению, что их как в Лауре и Красной поляне (бывший Горки) вместе взятые. И они очень подходят для новичков.
Да, на трассах были камни, чудес тут не бывает. Количество камней я могу оценить, как в Геше в начале декабря в секторе Е. Да, лыжи покоцались, но не ужас-ужас, а просто покоцались. Какие то отдам в на шлифовку.
Именно поэтому, части женщин нашей компании трассы очень зашли, а вот другой части наоборот. В общем, дети, а у меня и 20 летние и 11 летние катались все равно рядом с трассой, как они называли - фрирайдили.
На самом деле, в регионе отличные возможности для лайтового фрирайда - огромные пологие поля, все хорошо просматривается. Да, есть сложные и опасные места, они тоже видны для опытных райдеров. Но делать первые шаги вне трасс тут очень приятно. Конечно, с верхней точки кабинок мои траверсили вниз по полям. Заехали и в овраг, получили опыт, карабкались и барахтались. Пару раз я скатился с ними, чтобы самому посмотреть склон и снег, палка проваливалась до полуметра, но потом понял, что лыжи и ноги у меня не той системы и наблюдал за ними уже с трассы. Младшие гоняли со старшими по мягкому снегу и были очень довольны.
В остальное время, они ездили по полям юга и севера между трассами. Но там было все так раскатано и плотно, что не всегда было ясно, где трасса, а где уже оффпист и только отсутствие камешков показывало что ты “фрирайдер”, но надо было ловить уже крупные булыжники, которые торчали из под снега.
В Гудаури есть небольшой парк с трамплинами и фигурами, а также много трамплинчиков в полях, на которых было очень приятно прыгать, что мы и делали регулярно.
Про ломов. Сначала я вообще их не видел, но потом, оказалось, что есть трасса ведущая с пика, с нее парапланеристы часто запускаются, она довольно крутая, типа лба в Геше и вот именно с нее, частенько стартуют молодые ребята в джинсах и без шлема в позе гуся на прямых ногах. Да, это было не приятно. Но их было мало и они довольно быстро сами собой кончились. В общем, если сравнивать с Архызом, то в Гудаури ломов нет. Если с Поляной, то их примерно, как на Газпроме.
Народ и отношение с местными
В Гудаури полный мультикультурализм: тут как в Вавилоне собраны все национальности, начиная от русских, украинцев, грузин, белорусов, всех бывших соотечественников из СНГ, евреи так еще и европейцы, арабы, корейцы, китайцы. Даже каких то индусов встретил.
Много пальтошников, которые гуляют и поднимаются наверх. Подниматься им можно не только в кабинках, но и на креселках даже без лыж. Народ в основном дружелюбный, улыбаются. Нам никто не мешал и мы старались тоже никого не задевать. За все время, я только один раз “сцепился” с соотечественником, да и то, он был не прав, конечно)), а мне неохота было ему это доказывать это и спор быстро утих и мы спокойно ехали на кресле.
Да, на третий день катания, наша подруга вечером рассказала, что познакомилась в кабинке с русскоговорящим белорусским инструктором, и он ей рассказал, что местные не любят приезжих работяг, так как они у них клиентов отбирают. В Гудаури есть школы из Израиля, инструкторы из России, Грузии и даже арабов видел. Но мы не пользовались их услугами, поэтому я особо не обращал внимания.
На следующий день увидел внизу толпу людей в не горнолыжной одежде, удивился, но не придал этому значения. Там часто скапливаются разные снегоходчики, официанты, парапланеристы. А вот потом уже вечером из ски.ру узнал, что это была “битва” и охотились на пришлых инструкторов и кому то даже досталось. Но на самом деле на следующий день у подъемников стояли полицейские вместе с канатчиками и ничего не напоминало о “побоище”, только скорые приезжали постоянно, увозя поломанных горнолыжников.
Украинские флаги нарисованы на некоторых камнях. Плакатов и надписей не видел. Плохого отношения к себе из-за того что из России не испытывал. Было пару кафешек на склоне,но там ко всем клиентам как то относились не ласково, независимо от национальности, поэтому там и не обедали.
Люди старше 40 лет по русски как правило говорят, молодежь почти нет, только по английски и это не напрягало, моего уровня разговорного было вполне достаточно для бытовых нужд. Так как я сам грузинский не знаю, то требовать от других выучить русский, по моему не совсем правильно, для общения есть признанные международные языки.
В этом культурном муравейнике, местные и обслуживающий персонал ко всем туристам, и из России тоже, относятся доброжелательно и всегда стараются помочь. По крайней мере именно так у нас было и летом и сейчас.
Скажу больше, я не ощутил на курорте “кавказского духа”. Гудаури больше напомнил мне Красную поляну, чем Архыз. Не было ни показного “кавказского гостеприимства”, ни местечковых комплексов хозяев. Все ровно и уважительно, как гость-клиент и партнер. Да, это мой конкретный опыт и я понимаю, что нас была большая компания и мы общались в основном между собой. Так именно поэтому я так и люблю ездить.
Страховка
На форуме в соседних темах спрашивали про страховку, как все работает без карт в нынешних условиях.
У меня есть страховка путешественника включая горные лыжи для каждого члена группы. Это уже привычка с Европы, да и везя столько детей, я пытаюсь минимизировать риски. Хотя я всегда беру страховку именно с горными лыжами, я знаю, что на фрирайд она не действует, поэтому с моими фрирайдерами уговор, что если что - доползи до трассы хоть на зубах и уже там вызывай спасов. Это уже шутка, конечно, но этот момент надо учитывать, как и то, что страховка может не работать если обнаружено алкогольное опьянение.
В общем, прямо перед поездкой у меня разболелся зуб, я начал его лечить, но не успел и улетел отдыхать. Все было норм, но по приезду, зуб снова заболел и щека опухла. Пришлось воспользоваться страховкой. Попробовать воспользоваться. У всех страховых компаний есть свои ассистансы - партнеры, которые решают все страховые случаи. А уже они привлекают местных партнеров как правило. В общем, в нормальной ситуации, пострадавшему самому ни за что платить не надо. Максимум, это дать чек на расходы на связь и такси по приезду. Хотя именно такси самое сложное, так как они единственные, кто чеков не дает никогда.
В Гудаури стоматологов нет. Никаких. Меня записали на прием в клинику в Тбилиси. Обещали оплатить трансфер. За сам прием ничего платить не надо было если бы я пошел туда. А я не пошел. Жена еще не зная о страховке подняла на уши всех знакомых врачей стоматологов, получив видео консультацию, мне назначили лечение антибиотиками и обезболивающими. Терять целый день каталки мне было неохота, тем более, что зуб бы мне вырвали, а там коронка и сложная ситуация. В итоге, я успешно пролечился, отек и боль ушли и я дотянул до дома и тут уже со своим врачом долечиваюсь.
Ассистанс мне звонили ежедневно, постоянно переносили запись в клинику на всякий случай, если я захочу воспользоваться услугой и даже доктор позвонил, спрашивал, как дела. Иногда страховые работают нормально. Но не всегда, конечно же.
Итог в ощущениях
Самое главное - повезло с погодой. Ну для горнопляжничества так точно. Да, идеально, когда горы пухлого снега, на трассах вельвет и светит солнце. Но взяли исходя из текущих условий: получилось и так по максимуму. Главное погода понравилась жене.
По каталке. Конечно, это не любимая Австрия с ее ски сафари. Мы всегда катаем от начала до закрытия подъемников, по любым трассам и в любую погоду и нам это очень нравится. Но трасс оказалось достаточно для начинающих друзей и моих женщин. Все трассы были хорошо отратрачены, камни попадались, но вполне приемлемо для текущих условий. А с детьми и молодежью мы раскатывали вне трасс, катали в парке и прыгали по трамплинам. В таком соотношении было очень и очень не плохо и нам хватило 6 дней. Тем более, что это настоящие горы, с их видами и отдыхом для глаз.
Итого, получилась горнолыжная поездка на 6 катальных дней (неделя с перелетами) на одного взрослого человека в 67000 рублей.
Складывается из:
Билет 15000 руб
Трансфер 5000 руб
Проживание 6 дней в Гудаури на одного 14000 руб.
Скипасс на 6 дней 12000 руб.
Еда из Ленты Владикавказа и местного Спарра около 5000 руб.
Страховка 0 рублей (от работы)
Рестораны не считаю, но на горе мы обычно в обед отдавали 300 лари на 8х, что 1300 руб. х 6 дней на человека: тархун-пиво-апероль, хачапури, кебаб, салат грузинский в стол, хинкали. Итого 8000 за обеды и столько же за 3 ужина. Всего 16000 руб.
Тбилиси с его трансфером, отелем и жизнью считать не буду, это не совсем горнолыжка, тем более, что шоппинг все уравнял.
При поездке через Владикавказ, надо учитывать риски закрытия перевала. Просчитать их заранее не получается и этот момент нас напрягал. Да, мы видели прогноз и знали, что всю неделю будет солнце. Но вот обратно из Тбилиси ехали уже сильно заранее в аэропорт, потому что начали обещать снег, который в самом Владикавказе как раз пошел. Пришлось выехать сильно заранее. мы нигде не застряли, по серпантину быстро проехали, границу почти не заметили и 6 часов торчали в аэропорту.
Но и этот риск в дальнейшем уберется, как только запустят туннель через перевал. А его запустят, потому что строят китайские товарищи. Сам туннель по моему уже готов. Остался мост через ущелье. Летом проезжали, стояли только опоры. А сейчас уже лежит и полотно. Осталось совсем немножко и отличная дорога будет готова. Тогда, возможно, Владикавказ будет даже удобней чем Тбилиси, для россиян.
Основной вывод: получили перезагруз от Красной поляны. Отдых получился хороший, благодаря удачно совпавшим обстоятельствам. Курорт можно рекомендовать к посещению, учитывая нюансы. Возможно, через какое то время, вернемся сюда.
Но попробую накопить на Австрию.