***
Любители жареных гвоздей
Страус в полете
Вы когда-нибудь представляли себе волка, прыгающего с парашютом? Или жирафа на доске для серфинга? Панду с аквалангом? Все они выступят вроде коровы на льду. Суть в том, что животным дана одна среда обитания, и они не приспособлены для жизни в воздухе или под водой. И человек – то же животное. Разница лишь в том, что среди нас встречаются уникальные особи, которым обязательно нужно переспорить природу. Зовутся эти человеческие особи «экстремалами», потому что любят так называемые «экстремальные виды отдыха».
Хотя многие от этих слов сейчас взвоют. Одним резанет слух слово «отдых» (хорош отдых – разбежавшись, прыгнуть со скалы на одном тросе). Другим – слово «экстремальные», поскольку со скалы на ниточке – это и впрямь экстрим, а вот дайвинг или сноуборд, при всей видимой травматичности, скорее спорт альтернативный. Объединяет всех этих людей непомерная тяга к риску. Со стороны они многим могут казаться даже этакими героями: ничего не боятся, из огня да в полымя, готовы на любое сумасбродство – и ничто их не берет (если везучие). Этот светлый образ настолько притягателен, что развиваются альтернативные виды спорта и экстремальные развлечения с невероятной скоростью по всему миру. Каждый готов пойти в магазин, купить себе хоть какое снаряжение – и вперед. Увы, все не так просто. Запросто стать экстремалом не получится, поскольку этот тип людей должен обладать определенными психологическими особенностями. И, если вы не принадлежите к этой касте, то как вам было неуютно в небе или под водой – так и будет, как бы вы ни старались.
В поиске острых ощущений
Психологи также отмечают, что, кроме повышенного содержания тестостерона, типу Т присущи такие качества, как честолюбие, творческая энергия, сексуальность, страсть к приключениям и… вызывающее поведение, спровоцированное неприятием устоявшихся норм общества, культуры, традиций. Стремление создать собственный мир, что-то доказать «одинаковым» окружающим порой доходит до той черты, когда экстремалы создают свою субкультуру, граничащую с асоциальностью, и это тоже говорит о том, что не каждый человек может стать экстремалом в полном смысле этого слова.
Другие психологи дополняют созданный Фарли образ. Помимо выраженной маскулинности (собственно, именно об этом качестве и говорит высокое содержание тестостерона), провоцировать на риск и щекотание нервов может безобидная экстраверсия. Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, а мы как раз выяснили, что сексуальность – одно из качеств типа Т. И он стремится все выплеснуть наружу. Действительно, как еще показать свою «круть»?
Следом за Юнгом и прочие отмечают, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни интровертному погружению в мир воображения и размышлений. Иными словами, интроверт запросто может представить себе все тяготы жизни и ужасы полета со скалы, ему не обязательно прибегать к операциям с реальными внешними объектами, а вот экстраверт одними грезами обойтись никак не может. Вот и получается, что одним для получения адреналина достаточно подумать про страшное, а другим обязательно это испытать.
Конечно, на стремление к риску влияют самые разные качества, в том числе темперамент, психологический склад, мотивы, относительно устойчивые свойства личности (скажем, решительный человек более склонен к риску, нежели нерешительный, который не в состоянии быстро принимать решение: куда такому на параплане летать, ведь не дай бог ветер переменится). Но все-таки еще одну общую черту выделить стоит. И зовется она адреналиновой зависимостью.
Психофизиология. Полезный стресс активирует выработку гормонов счастья и удовольствия (эндорфинов, норадреналина, дофамина, серотонина).
Бихевиоризм (поведенческая психология). Экстрим дает повод действовать и оценивать результат, что повышает самооценку.
Этология (психология животных). Риск с позитивным исходом позволяет завоевать авторитет альфа-самца.
Психоанализ. В экстремальных видах деятельности реализуется эдипов мотив (доказательства образу внутреннего отца собственного права на власть и достоинство) и мотив гиперкомпенсации детского страха несамостоятельности.
Юнгианство. Преодоление стресса в рискованных ситуациях реализует архетип Героя.
Гештальтпсихология. Мотив занятия экстремальными видами спорта связан с «эффектом незавершенного действия» (чем сложнее задача – тем больше хочется к ней возвращаться).
Здравый смысл. Да скучно просто в плену всех этих социальных условностей.
Стрессовые наркоманы
Между тем стресс – не такая уж страшная штука. Ведь когда мы говорим о реакции организма на изменившиеся и ставшие критическими внешние условия, мы имеем в виду, что наше тело и мозг полностью мобилизуются, включают на полную все системы от сосудистой до нервной. Вместе с адреналином выделяются и эндорфины, что ввергает нас в состояние возбуждения и восторга, а повышение возможностей тела и мозга ведет к развитию, совершенствованию, преломлению себя, выходу на новый уровень. А это, впрочем, не только спорта и экстремального отдыха касается. Это касается – счастья. Таким образом, стремление к острым ощущениям оправдано еще и нашей биофизикой.
Правда, есть и психологический момент. Находиться в «полной боевой готовности» порой весьма приятно: чувствуешь себя по-настоящему эффективным и предельно живым. К тому же включается наше животное начало, ведь если ты в стрессовом состоянии «прыгнул выше головы», ты показал себя сильным, а при естественном отборе выживают именно такие. Плюс состояние победы над стрессом повышает уверенность в себе, вдохновляет, дает новые силы. На все эти «показатели» действительно можно подсесть.
Впрочем, для получения такого «хорошего стресса» (хорошим он является исключительно в случае быстрой смены на позитивные переживания и кратковременности, поскольку длительный стресс истощает организм) не обязательно прыгать со скалы. Достаточно сходить в поход, выбор его сложности также зависит от характера и потребностей.
Одни – быстрые, другие – живые
Если вы спринтер, то вам подойдет парашютный спорт, прыжки с парашютом с различных нетрадиционных точек (так называемый бейсджампинг), полеты в костюме-крыле (вингсьютинг), прыжки на тросе (роупджампинг), переплывание горных рек без плавсредств (каньонинг), прыжки с водопадов, глубоководное погружение без специального снаряжения и прочие рискованные развлечения, близкие к самоубийству.
Если вы стайер, то у вас более широкие возможности покалечиться: аквабайк, бокинг (прыжки на специальных металлических «копытцах»), горные лыжи и сноуборд, парапланы и дельтапланы, кейтсерфинг, рафтинг, маунтинбординг и фрибординг (катание на скейте с горы или по асфальтовому склону), паркур, серфинг, дайвинг, альпинизм и скалолазание, ползание по пещерам, трюки на мотоциклах и роликах – в общем, все то, что считается как раз альтернативными видами спорта, ибо при грамотном выполнении всех требований безопасности и поставленных задач это сбалансированные и не менее травматичные, чем любой другой спорт, увлечения.
Впрочем, повторимся, порой для получения своей дозы адреналина и эндорфинов достаточно просто сходить в поход или найти себе правильное место для отдыха. Скажем, отели на деревьях (а таких много в Амазонии, на Ямайке, в Китае, Индии, Турции, Саксонии и еще несколько в Европе) или кровати под открытым небом в саванне у водопоя (которые предлагают бесчисленные отели ЮАР). Помните, у каждого – свой экстрим. Для кого-то роупджампинг – сумасшествие, а для кого-то – вязание. А в общем, пора покупать билет и отправляться в путешествие. Можно просто добраться до аэропорта или вокзала и уехать в неизвестную для вас страну, город. Спонтанный выбор места отдыха тоже может оказаться экстремальным, полным ярких впечатлений
Воспроизведено с согласия издателя журнала «Наша Психология».
Для большинства людей, едущих на склон - лыжи и сноуборд не являются чем-то экстремальным. Это отдых, такой же как и на берегу моря.
Немного покатался по подготовленным трассам, посидел в кафе с потрясающим видом, подышал свежим воздухом....
Лишь единицы из тысяч людей на склоне ищут преключения на пятую точку (являются вышеупомянутым "типом Т").