В прошлом сезоне мы уже посетили Гудаури и я даже как смог описал этот ГК (https://www.ski.ru/az/blogs/post/gudauri-uvidet-kazbek-mission-complete/), но к текущему сезону здесь запустили ещё три очереди гондолы, нарезали с десяток километров новых трасс и увеличили доступную с канаток зону фрирайда, поэтому было принято решение воочию убедиться в работоспособности новой канатки, оценить вельвет новых трасс и раскатать окрестный пухляк.
Ну и для сравнения задались целью посетить Местию с её малолюдными Хатсвали и Тетнульди.
Впрочем, планировать путешествие не стали - из точных дат лишь те, которые были указаны в билетах на среднемагистральные боинги единственного авивперевозчика с прямыми рейсами из Питера в Тбилиси. Также нами были куплены билеты на рейс Натахтари (Тбилиси) - Местия, но, как впрочем и предполагалось, связанная с этим перелётом часть отдыха была в большей степени импровизацией, как и весь двухнедельный отпуск в целом))).
Прилетев в Тбилиси рано утром, решили, что задерживаться в городе особого смысла нет, поэтому из аэропорта направились на автовокзал Дидубе, расположенный рядом с одноимённым метро, и оттуда на маршрутке отправились в Гудаури. В качестве эксперимента и для пущей экономии (в этом сезоне хотелось выехать покатать больше одного раза) перемещались по Грузии общественным транспортом, изредка пользуясь услугами такси от Яндекса/Максима в Тбилиси. Со снарягой, конечно, это не слишком удобно, но терпимо и в разы дешевле - маршрутка до Гудаури 7 лари, т.е. менее двухсот рублей, метро/автобусы в Тбилиси по поллари (13 рублей, Карл)).
По пути забронировали номер в небольшом отельчике, на поиски которого по приезду пришлось потратить около часа - координаты здания на букинге оказались неверные, а фото фасада было сделано со двора и настолько удачно, что даже местные удивлялись и сообщали нам, что ни разу не видели такого строения))) и лишь соседи отеля указали нам его местоположение. Сам отель, впрочем, ничем более нас не стал разочаровывать.
Далее, наверно, опишу апгрейд курорта, в сравнении с прошлым сезоном - самая нижняя медленная креселка заменена на более производительную и быструю - очередей на неё теперь нет и в целом подъём на ней быстрый и комфортный. Новый кресельный подъёмник теперь доставляет на Кудеби - немного изменилось расположение нижней его станции - теперь на него можно пересесть с гондолы. Часть старой креселки оставили, но её функционал для меня пока остался загадкой.
Сноу-парк есть и вполне приличный - трамплины в этом году чуть серьёзней, чем в прошлом построили, добавили фигур и перилок и очередь на канатку парковую отсутствует, что несомненно есть гуд, хотя по-прежнему иначе, как на ней к креслу на Садзели не подняться.
Саму же, известную на ютубе креселку Садзели, на новую менять не стали (может быть пока?), лишь отремонтировали - многие кресла имеют следы былого потрясения.
Впрочем главные новости - открытие нового гондольного подъёмника Коби-Гудаури, а с ней и новых трасс, которые, кстати, даже не размечены еще на карте с сайта курорта. Однако же они есть и есть среди них даже некое разнообразие и возможность при наличии хорошей видимости покатать рядом с трассами, по карайней мере это актуально для спуска всторону Коби. В двух словах о том, что в этом новом секторе вообще творится и зачем туда стоит соваться - первая из трёх очередей со стороны Гудаури поднимает на перевал, далее две очереди вниз к Коби. Трасс до Коби нет - они заканчиваются на второй очереди и спуститься на лыжебордах к первой не получится, если вы не матёрый фрирайдер.
Вот примерно так заканчивается трассовая жизнь в сторону Коби:
Вид на Казбек в хорошую погоду открывается отсюда шикарнейший.
В сторону Гудаури с перевала трассы малоинтересные с контруклонами и неиллюзорной перспективой похдить пешком с доской или потолкаться палками на лыжах, но именно эти унылые трассы облегчат жизнь ленивым любителям офф-писта - зона фрирайда на западном склоне Садзели стала доступнее - с неё стало проще выкатиться к канатке. На Бидару зайти тоже стало проще - канатка везёт до перевала, а с него до заветных спотов рукой подать)).
Резюмируя - курорт развивается и довольно быстро. Зона катания огромная, разнообразие трасс и их протяженность также вопросов не вызывают, цены на скипасс смешные, цены на проживание улыбку с лица демонтируют и в высокий сезон вплотную приближают общий бюджет к расценкам на отдых в КП. Здесь, в Гудаури, довольно мало жилья (пока) и на трассах относительно малолюдно.
Апрески по прежнему околонулевой. Фрирайд разнообразный здесь есть и даже при раскатанном в хлам междутрасье и недельном отсутствии свежего снега мы без гида (ататат нам кншн) нашли где расчертить первую линию. За эпичными видами тоже сюда)).
Далее, поскольку были заранее куплены билеты на самолёт до Местии, на маршрутке отправились обратно в Тбилиси, по пути забронировав апарты рядом с башней Рэдиссона ибо именно из этого района нас и остальных пассажиров рейса в 8 утра должен был забрать автобус и отвезти в аэропорт Натахтари. Трансфер этот входит в стоимость билета.
Может кому пригодится - автобус до Натахтари отправляется с площади Революции Роз. Ориентир - огромный такой железный велик (это типо статуя такая). Остановка на противоположной ему стороне дороги.
Но в назначенный день мы так и не улетели и причиной тому была отнюдь не погода - она в тот день была просто великолепной, а сбой в работе сайта авиакомпании, посредством которого были приобретены билеты. Они, как оказалось, были куплены в прошлое - вместо февраля в посадочном документе фигурировал январь)), причем даже на момент приобретения 13-е января, билеты оказались на 6-е января). Сотрудники аэропорта впрочем пререкаться не стали и, во-первых, пообещали в любом случае посадить нас на рейс, если будут места, коих естественно не оказалось, учитывая общую вместимость самолёта в 17 пассажиров)). Во-вторых, предложили нам перенести вылет на два дня, поскольку на следующий день рейса попросту не было. Мы не преминули этим предложением воспользоваться.
Далее были два дня в Тбилиси, примечательные лишь тем, что я наконец добрался до колеса обозрения - вполне себе рекомендую к посещению в хорошую погоду.
День вылета погодой уже не радовал и, просидев в аэропорту два часа, дождались лишь неутешительного сообщения о невозможности посадить самолёт на ВПП Местии - рейс банально отменили по погоде. Деньги, кстати, вернули довольно оперативно - в течение недели.
Терять еще один, а может инесколько дней смысла не было, поэтому решено было добираться до Местии наземным транспортом. Вариант с маршруткой сразу забыли - летом ехали на ней 11 часов и повторять этот маршрут не было ни малейшего желания))). Оставался ночной поезд до Зугдиди и уже оттуда маршрутка - вроде нормальный вариант. И выспаться можно и маршрутка часа три всего.
Еще в аэропорте познакомились с занятной парой - англоговорящие м и ж, на вопрос "where are you from?", ответившие "from Colorado"))) Ребята не очень понимали, что делать в ситуации, когда рейс отменяют с туманной перспективой улететь может быть через неделю, поэтому мы возложили на себя обязанности гидов по Грузии и помогли с трансфером - довезли их до Вокзальной площади, где собственно располагается железнодорожный вокзал Тбилиси, помогли с билетами и далее усадили на маршрутку.
В поезде ехали в СВ вагоне - ценник от купе отличался несущественно и составил порядка 750 рублей за 8-ми часовое путешествие длинной менее 400-т километров. Конечно, от СВ РЖД всё представшее пред нами благолепие сильно отличалось)))). Вагон, собранный во времена дружбы народов под эгидой КПСС по всем визуальным признакам с тех самых теплых ламповых времён не ремонтировался, а одноразовое бельё из полиуретановой марли))) дополнило картину. Начальник поезда гостеприимно собрал со всех лыжебордеров по 5 лари за снарягу. Заснуть в поезде удалось разве что на пару минут - на каждую из 28 остановок наш вагон реагировал как дикий мустанг на лассо ковбоя. Маршрутка добавила новых впечатлений нашим американским друзьям и в целом весть трансфер был оценён ими ёмким "road to hell"))).
Прибыв в Местию выдвинулись на поиски жилья, оставив снарягу на площади под охраной местного песика. Искать ночлег на букинге и т.п. чревато перспективой примёрзнуть ночью к кровати - многие гесты отапливаются илехтричесткими обогревателями, а свет бывает что и вырубается. Да и в целом информация по номерам достаточно сумбурна - не всегда понятно, какие именно комнаты тебе достанутся. В итоге заселились рядом с площадью - здесь легко найти транспорт до Тетнульди и до Хатсвали отсюда пешком добраться можно, хотя проще дать водителю делики с площади 10 лари и он отвезёт до первой очереди. Впрочем, обратно с горы дойти можно легко.
По курортам Местии (их два) - ближайший Хатсвали и доступный только транспортом Тетнульди. Есть общий скипасс, вполне актуальный, если брать его на несколько дней. Я, к примеру, отдал 187 лари за 5 дней, т.е. день каталки стоил примерно 950 рублей. Гондольных подъёмников на оба курорта не завезли, но и кресельные вполне достойно справляются.
Подробней начну пожалуй с ближайшего. Хатсвали - круглогодичный курорт, был здесь летом, поднялся на канатке на верха, где летом есть несколько прогулочных трекинговых маршрутов по хребту горы Зурульди, рекомендую, как разминку к более длительным и высотным трекам.
Зимой - это небольшая горнолыжка с двумя с половиной довольно крутых в плане уклона трасс и при свежем снеге небольшой зоной лесного фрирайда. Интересный спуск под канаткой. Но при том, что народа здесь катает уж совсем мало (по ощущениям человек 50 на весь курорт), всё сладкое раскатывается довольно быстро и вполне естественно, что пары дней на знакомство с Хатсвали более чем достаточно и основные события происходят на Тетнульди. И зимой и летом с обзорной площадки верхней станции открываются незабываемые панорамы Кавказа и прежде всего вид на Ушбу.
Вид с трека по хребту Зурульди
Высота 3200, гора напротив Хатсвали. Летом забрались сюда пешком, зимой поленились, скитур здесь маст хэв
Ну и приступим к изюминке нашего путешествия - Тетнульди. Добираться до курорта придётся около получаса по живописнейшей горной дороге.
С верхов самого курорта прекрасно видна рогатая Ушба и естественно открывается во всей красе Белая Гора - Тетнульди.
Нам очень повезло с погодой - мы прибыли на курорт под свежий снег - прямо-таки настоящий паудер-дэй получился. Трассы нас естественно, как и большинство здешних катальщиков, в этот день не особо интересовали - по одной местами раздваивающейся сине-красной трассе вдоль каждой канатки с небольшими участками околотрассового катания, ничего особенного. Бугель, хоть на карте курорта и обозначен, но по факту доделать его не успели, посему единственная чёрная трасса не функционировала. Весь народ катал приличных размеров зону фрирайда, ограниченную верхними очередями канатки и её ответвляющейся очередью (называется Jumber Kakhiani, далее буду называть её JK), к нижней станции которой и осуществлялись все спуски. И таки за день почти всё раскатали. Все споты этой фрирайд-зоны доступны с канаток - до самых сладких спусков 5-7 мин пешком, многое доступно с трассы второй очереди.
Рядом с JK также зона свободного катания с очень интересным рельефом и редкими кустами и деревцами. Она доступна сверхней станции JK. Солнце сюда почти не добирается и снег ещё пару дней после снегопада остаётя мягким и без наста. Именно здесь мы провели почти целый день местами по пояс в пухлом снегу, оттачивая технику катания в паудере. И это был тот день, ради которого мы проделали весь наш тернистый путь.
Помимо вышеописанного здесь много несложных фрирайд-маршрутов с верхней станции в ущелья и деревни. Местные гиды охотно их покажут. Как вариант попробовать себя - катнуть курорт и последним спуском в деревню. Естественно с гидом ( им. кстати, может быть водитель Делики)) и договорённостью о том, что вас заберут внизу по пути в Местию.
Улететь из Местии нам таки удалось на самолёте, однако погода была печальной и запланированный обзор Кавказа из иллюминатора не состоялся - все верха заволокло облаками.
К снаряге особых претензий у сотрудников авиакомпании не возникло - -+ 2-3 кг никого особо не взволновали.
Ну и пара фоток с мест событий.