Начало
В Андорре были шесть дней, вернее, семь - вылет обратный задержали, известив нас заранее – и спасибо им.
Тепло в Барселоне, тепло в Андорре-Ла-Велле!
Ура! Вот оно! Вот и горы, катанные мною раньше.
Долго читал заранее про Валлнорд-Пал-Аринсал, где раньше не был, и мечтал жить в Ла Массане, но по бюджету всё же столицу выбрал, и правильно. Жили в столице, в русской "общаге" :), но нормально и уютно вполне, как и четыре года назад. Проблем, как добраться до склонов, не испытывали, в "общаге" кормят для взрослого хорошо, для ребёнка спорно, но приемлемо. В бассейн отеля и сауну два раза сходили, хотя и каждый день можно - ну её хлорку. В Кальдео не пошли, времени не хватило, ещё может сходим и особо не рвались (был там раньше). Горы всё же красивые очень и Альпам по красоте особо не уступают, особенно, когда в зелени, а вверху снежные шапки. Даже летом хочется поездить там, тем более, что байки на прокат в Ла Массане, вроде, есть.
Ски-пасс "Ски-Андорра" удобен - после дня в Пал-Аринсале понял, что там пока хватит. В Пале несколько лесных интересных трасс с трамплинчиками сбоку, дочь лучше меня там попрыгала.
Но одного - двух дней хватает покататься, каждый день, по-моему, скучновато, хотя кто-то и ездит туда надолго. Так что правильно, что жильё в столице всё же у нас!
С соединяющей сектора катания кабины красивая панорама:
В Аринсале хочется сверху на скорости погнать, но как-нибудь в другой раз, а в этот не на скорости, а оберегая чуть ниже по трассе ребёнка, сам, в основном, в заднем плуге:).
Там имеет смысл покататься для разнообразия и посмотреть на окружающую красоту.
[page]На второй день - в Аркалисе, второй раз был и не жалею (оттуда только обратно долго автобуса ждать: в 16 часов пропустили, затем в 17.30).
Думал в Москве, что в группу отдам к инструктору, но очень рады были, что сами катались... Группы детей едут, замыкающего нет, инструктор спереди, они впритык часто едут, наезжая и падая, замёрзшие, инструктор не помогает подниматься, мы помогали некоторым... Так что или индивидуальный инструктор нужен или сами.
Едем всегда вместе, я впереди, метрах в трёх-десяти ниже по трассе, в основном боком или задним плугом, чтобы видела меня лучше, чем низ склона, а то мало ли, вдруг поймёт, что круто и тогда… Но постепенно привыкает, и мне удаётся иногда повороты проходить, но на крутых участках контролирую: «Виляй, милая, виляй!» «К столбику теперь, теперь поворотик и к дереву, ещё поворотик, молодец, умница!». Больше всего нравится, когда на «прямых» лыжах можно пронестись, чтобы преодолеть пологий участок или заехать на пригорок, это классно! Нестись вместе на скорости. Правда, когда вдруг трясёт на кочках по пути, остаётся молиться за неё, но после радость от преодоления трудного пути и разумной лихости ребёнка. На середине крутого участка кричит: «На прямых?». Отвечаю: «Подожди, ещё немного съедем, скажу, когда пора». Надо, чтобы разумный разгон был всё же. Приятно объезжать или пропускать группы начинающих чайни…, видя, что моя уже не такая, а более опытная и умелая.
Спустился за все дни сам по своим трассам четыре раза, хоть ветерок почувствовал шумящий, эх! А дочь за это время два раза с учебных бугелей умудрилась упасть по пути, наверное, палки держать в руках неудобно было. Порадовался, что на Урале не пустил на бугель скоростной.
Ски-пасс «Ски-Андорра» в Москве приобрёл, а на ребёнка дали бесплатно в турфирме. Рад, что съездил опять - ради ребёнка, который поехал таки по всем трассам и без инструкторов, спасибо той разминке (учению) на Урале (после крутизны трасс и минус 25-30С - Андорра была легче и экватором выглядела)!
Столица приятна и красива, прикольно по одной улице выйти на крышу здания, затем спустившись с неё на лифте, попасть на другую нижнюю улицу.
Есть детский парк, который раньше не замечал, старшему тогда 15 лет было.
Ски-бассы ходят бесплатные только утром в Валнорд в 8.45 и обратно два после 16 часов, в Гранд Валиру хоть и на автобусах и есть табличка "СкиБас", но он платный (а раньше так возили - по ски-пасу) - до Сольдео 4,10 евро. Зато с мультиками по ТВ обычно (обратно почему-то по 3.60 иногда - без мультиков , увы, может поэтому). До Фуни дешевле, до Ла Массаны платный недорого. От турфирмы в автобусах не ездили - неохота с толпой наших туристов было ехать, а обратные рано уходили в 15.50, а мы спокойно с 17 часов уезжали на платном городском.
Ну вот и пора нам в знакомую мне Грандвалиру! Обкатали с ребёнком 8-ми лет всю Грандвалиру по синим и красным иногда.
Лишь в Пасс де ля Касса не спускались, только посмотрели сверху на него (я раньше был на всех трассах и знаю спуски). Затем назад по синей, как заявлено на схеме, но оказались красные уклоны, ребёнок держался молодцом. Верх перевала от Грау Родж на Кассу пологий - сам хребет, а дальше... многие стоят в размышлении, но в основном едут.
Снега полно везде, а ветер над Тартером бывает наверху приличный и в сторону Канильо. Туда моя вторая любимая синяя трасса ведёт, до начала которой от верха Тартера почему-то синим промежуточный крутой спуск обозначен, затем быстрая и коварно подсекающая креселка. На склонах поесть порцию чикенов-нагетсов с картошкой-фри и кофе-сок на двоих с булочкой - 18-25 евро, в магазинах всё дёшево, приемлемо, но не покупали ничего, из отеля с завтрака - бутерброды на склонах как-то не елись, хотя в некоторых кафе СВЧ есть.
По лесным синим лучше с утра начинать, затем вверху ездить. Когда спускаешься днём и после 16 часов по лесным к Сольдео или Тартеру - там такие «товарищи» едут группами - все с напряжёнными лицами, в основном без очков горнолыжных и масок в растопыренном «плуге», что лучше при невозможности объехать - пропустить подальше их. Над Сольдео (левее в ущелье) и Тартером широченные места, но туда по узким местам съезд, «ой, она же красная!» - «так она как синяя, смотри какой уклон, вперёд, нравится?» «Нравиься, а можно задом поеду!» «Подожди, положе будет», там синие - как красные, а красные часто бывают синими.
Грандвалиру покорили, благодарны ей за трудности, мягкий снег вне трасс и на трассах, за возможность ехать весь день и почти везде, за аккуратность тормозящих сзади, хоть и пугающих, и объезжающих иностранных бордеров, за то, что Андорра - именно то место, где и надо начинать с детьми, давая им возможность чувствовать уверенность и радость!
Вспомнил момент, когда обратно от Грау Родж поднялись и вниз по хребту по красной поехали (она самая классная и любимая мною). Я-то помнил, что классная, а про крутость некоторых перепадов забыл. Дочь едет, но страшновато. И вот последний съезд крутой совсем... Как быть? И вдруг сбоку (на схеме трасс нет этого) указатель по-русски(!): «Направо трудно, налево легко». Мы налево, отдыхая, заезжая между ёлок вне трассы, - кайф!
Последний день ребёнок подустал кататься. «Не хочу», - говорит. А раз не хочет-то по старшему помню, что и не надо (как-то вторую половину дня в Саракамыше в Турции не захотел, я уговаривал, а он - нет. И правильно, метель с туманом такая началась, что видимость метров 10 стала). И решили с утра рвануть во Францию. В Тулузе нечего смотреть. Прокатчики сказали, что промышленный город (хотя, может, и надо когда-то ещё и туда). Поехали в Каркассон и рады этому очень, он того стоит - и замок, и старый город.
В рент-кар фирме (на ресепшин соединили) дали классный Сеат-Алтима. Автомат, новый, машина недёшево (стоила 156 с навигатором, полной страховкой и одобрением любого километража проезда и выезда за пределы Андорры во Францию. Пусть дорого, а так 102 в день, если 600 евро франшиза, которую можно и не блокировать на карте, но если что, списали бы), но охота подрайвить по любимым серпантинам.
До Пасс де ла Кассы за товарищем моим через тоннель и дальше во Францию. Серпантин красивый, затем навигатор ведёт на очень узкий, как улочки Ялты, серпантин. Но знаю, что проще пока к автобану и по нему некоторую часть маршрута в сторону Foix, а перед ним направо (карту дали, спасибо, выручила). Везде по пути и на трассах, и в городках - круговые развязки движения, уступаешь перед кругом дорогу по знаку.
Автобан, скорость разрешена лишь 120, но иногда обгоняешь. Прикол на выезде с автобана был, когда карту (билет на оплату, как в аэропорте) автомат взял, а для оплаты просит какую-то другую карту, а кэш не берёт (дырки для него нет, а платить 1,50 надо было). После нажатия кнопки помощи и разговора на школьном английском с какой-то тётей по связи - пришёл-таки в будку месье и открыл за 2 евро шлагбаум, спасибо.
Дорога красивая, без навигатора можно не туда раз 200 съехать. Везде круговое движение на развязках - и с навигатором-то (в прокате был при машине за дополнительные 10 евро - и с русским языком) раза три не туда на кругах съезжали. Затем через поля, мостик, деревню, мимо лошадиной фермы. Заехал туда, пожилой француз не понимает ничего, сфоткал ферму, пора дальше.
Указатель «Каркассон», но на крепость навигатор не заряжен, а как она называется не знаем, в городе не видно указателей. Попетляли, на бульваре спросил про «кастл» - не знают. И вдруг месье сказал: «А, Шату! Вам туда». Нашли, ура!
Кроме трёх рядов укрепления стен внутреннего города, 38 башен, красив и сам внутренний сохранившийся город.
Относительно новые, конечно, построенные домики с кафе, площади, улочки, похожие на старую Будву, Дубровник, Несебр и Сазополь.
По стене вокруг (не вся стена, а часть, почти половина) маршрут платный (8.50), длинный и интересный. Ветерок, правда, но теплый, народа мало ходит, мы одни были на стенах.
В каждом старом городе есть своя изюминка, но Каркассон от других отличается гордой величественностью и заметной неприступностью, могущей дать отпор всем при необходимости. А внутри на улочках и площадях - он смирный и нежный, и желанный для спокойного отдыха за чашечкой кофе и неторопливостью.
По-русски только ничего про него не знали и не видели, где прочесть и узнать, пришлось дома уж по инету хоть для приличия почитать, но дату постройки крепости так и не понял точно…
Летом там оживлённо, наверняка, а в зимнее время (глядя вокруг, не верится, что где-то снег есть) удивительно, что туристов мало. Ощущение, как в Черногории, одни на Вельком Пляже (длиной 17 км) в конце октября.
Вид со стен на городок:
Обратно в Андорру решили ехать не по автобану. Хотелось экзотики, романтики. Поехали, погода хорошая, красоты вокруг:
Но в горах всё переменчиво бывает, каких-то 50 км и быстро темнеет. Сначала дождик небольшой, затем лёгкий снежок, а уже серпантин реальный начинается.
Cнег сильнее, нешуточная метель, на дороге перед серьёзным и узким в один ряд подъёмом знак «цепи» (на колёса необходимы - вернее рекомендуемы, но на самом деле необходимы - а у нас-то не шипы даже). Спасибо, что через километра два развернулись - товарищ скомандовал, другая машина мимо прошла и тоже затем вниз обратно).
По другой более широкой от города Quilland (вроде), не доезжая его в сторону Foix, без метели, доехали до трассы на Андорру. Навигатор повёл затем с неё вниз сначала на узкую запасную более короткую дорогу. Но нет, мы нужны в этой жизни, не поверил ему и правильно, при подъезде к Андорре в горах на высоте опять метель, все едут вереницей 10-30 км в час, автобус еле тянет по снегу, машину ведёт немного, ехать надо только по следам колёс, оставленными другими машинами. Чтобы доехать в гору до Пасса, километра три всего осталось, но каких, доехали. В баре расслабился немного.
У товарища двухместный номер - мы у него ночь. Всю ночь снег - насыпало лишь 10-12 см. Утром чистят дороги в Пассе-де-ля Касса грейдеры, бульдозеры, а их опять засыпает быстро. Поехали к себе в столицу. Навигатор сдуру на перевал вместо тоннеля повёл.
Разворачиваюсь, всё заснежено вокруг (это 30 января), в горку не едет вообще ни у меня, ни у кого. Перед нами такси нас объехало и закрутилось по снегу. На улице рядом вдруг оказываются два мужика (дай бог им здоровья и счастья!!!), нам и другим машинам цепи под колёса подкладывали и в горку на подъём метров 10 затянули, чтобы к дороге на платный тоннель к Сольдео поехать. Шипы там никто не ставит на резину, при ABS утром тормоза до тоннеля не схватывали вообще - не нажималась педаль, а лишь дрожала, при ручнике машину ведёт, ехали со скоростью чуть больше пешехода. Дочь ведь везу и сам дома нужен ещё ведь. До тоннеля доехали, после заснеженно, встречные после тоннеля на подъёме стоят и цепи одевают, но там не падает с неба снег уже. Дорога от Канильо только спокойная и сухая, больше 40-50 км в час ехать уже как-то не хотелось, пусть обгоняют все, кто хочет.
Катание в тот день, товарищ сказал, было в пурге и тумане, но зато после всем приезжающим будет чем там заняться!
В отель - сборы, пиво в кафе помогает расслабиться, автобус, аэропорт, жена на машине встречает и не пускает за руль – нечего, ты свои 500 вчера поездил :).
Ещё про катание - в Андорре. Вне трасс многие ездят - на склоны поперёк заезжают, иногда поднимаются пешком, и по мягкому, и между ёлок на склонах у трасс в стороне. Мы поездили немного сами у трасс по глубокому и мягкому снежку – приятно. Места больше для этого, чем …в Приэльбрусье, и не ледник ведь, и снега полно!
В общем, что хотели, то, как всегда, и получили! (на фотках время московское, а там на два часа назад).
Часто вспоминали начало сезона в Степаново, когда у ребёнка навыки прежние (после занятий в Канте и самостоятельных в Степаново и Сарочанах) подзабылись и страшновато с воем стало на …Стрековском склоне. Ну бывает ведь и с каждым может быть :). И вот стоим, громко оповещая о мыслях про съезд вниз… Я пытаюсь разъяснить, но безуспешно. И вдруг… пешком вверх мимо две бабушки идут, без лыж, по краю склона, гуляют. Видя расстройство и страх дочери, подходит одна и рассказывает спокойно и ласково, что «милая, я-то сама раньше после 40 лет начала ездить, всякое было и страшно тоже иногда, но ты «утюжком» (плугом) попробуй слева направо, и скорость ведь маленькая и наклон тогда не большой, развернёшься там аккуратно и в другую сторону так же спокойно… И, естественно, послушалась – не я ведь учу :). Cпокойно поехала везде снова. И на Урале, и в Андорре эту бабушку вспоминали постоянно. Дай Бог ей здоровья и счастья! Вот ведь какая встреча случайная бывает, а всю жизнь с благодарностью помнить будем!
Даты: январь 2010
Автор: Кирилл