Часть 2 - Сплитборд
Если совсем просто, то сплитборд – это обычный сноуборд, распиленный надвое. Раньше это было действительно так, да и сегодня такая технология используется, правда в случае изготовления из обычных досок. Но очевидно, что при таком варианте изготовления конструкция сноуборда нарушается и он не может сохранять заложенную изначально торсионную жесткость и стабильность поведения. Поэтому современные модели изначально закладываются с необходимыми корректировками: кант и боковые стенки вставляется в обе части половинок, конструкция при изготовлении больше похожа на 2 лыжи: они целиком обматываются фибергласом или иным волокном, используется иной набор древесины, вносятся корректировки в стрингеры и т.д. Сразу делаются и дополнительные закладные, а также конструктивные отверстия для системы крепления сплита.
Однако, если есть желание, то можно взять полюбившийся (или наоборот – надоевший) борд и распилить его! Voile продает специальные наборы для самостоятельного изготовления сплитов.
Доска
Шейп. Тут каждый решает сам, благо есть из чего выбрать – от твинтипов и до ласточкиных хвостов. Кому-то интересна возможность прыжков на рельефе, кто-то хочет целинный корабль, а кому-то важна универсальность.
Жесткость. Тут практически то же самое. Выбор такой же, как и в обычных досках.
Прогиб. Все обычно, рокер дает лучшее всплытие и маневренность, кембер дает больше стабильности и отзывчивее при агрессивном стиле катания. Но стоит отметить, что варианты полного рокера менее удобны для скитура – центральная часть, на которую приходится все давление уже прогнута, нос и хвост задраны, получается, что нога давит в некоторого рода яму в целяке и идти сложнее – лыжа вкатывается вперед с большими усилиями. Также хуже контакт на жестких участках и крутых подъемах.
Оптимальной формой является рокернутый нос (хвост) и кембер или плоский участок в центре. При кембере давление из центральной точки также довольно хорошо передается в точки опоры, расположенные дальше от центра и поэтому нагрузка распределеляется равномернее и на большую поверхность, то есть при подъеме камус работает лучше и можно зайти на более крутые участки. Заодно доска будет стабильнее на спуске.
Magnetraction. Штука, как известно, довольно полезная для льда и немного своенравная для нормального покрытия – на плоских выкатах может вгрызаться, дергать и тормозить. Если в плане езды все понятно, то в плане скитура стоит учесть немного лучшее удержание на жестких траверсах. В общем-то это все не очень заметно и скорее личные предпочтения. Оптимальный вариант – ослабленный magnetraction, который реализован в досках Jones.
Split system
Voile split system. Она используется уже много лет и состоит из пары tip clips на хвосте и носу и пары chinese hooks, скрепляющих доску на некотором расстоянии от концов.
И все же проблема была и ответ не заставил себя ждать – компания Karakoram предложила свою split system. Крайние крючки отличаются лишь материалом – используется более жесткий пластик. А вот основные крепления представляют собой клипсы, которые не только не дают половинкам расходиться, но и предотвращают их продольное скольжение друг относительно друга. Как отмечает большинство тестеров, данные клипсы в целом повышают жесткость сцепления половинок и поведение доски улучшается. В этом сезоне производитель добавил дополнительную опцию – на клипсах регулируется жесткость, что должно дать возможность лучшей настройки под конкретный экземпляр.
Дополнительно стоит отметить, что на сплитах основные закладные под крепления выполнены по классической системе, а отверстия под split system делаются сквозными для возможности ее замены. Ничего страшного в этом нет, эти отверстия обычно обрабатываются и по идее доска не будет слоиться от попадания влаги. Но стоит обратить внимание на качество изготовления этих элементов.
Вопросы выбора
На сплите придется не только ездить, но и ходить, поэтому довольно важный показатель – вес. Разумеется, чем легче, тем лучше и сейчас производители идут на разные ухищрения, чтобы сделать доску полегче: обширно используется карбон, совершенствуются или меняются наборы древесины, используются сотовая структура или «пена» в сердечнике… да, не все облегчения идут на пользу. Очевидно, что некоторая такая модернизация не очень хорошо сказывается на прочности доски и на ее стабильности на склоне (вообще очень часто работает правило, что тяжелые доски стабильнее при прочих равных, но это не всегда верно). Как пример можно привести сплит от Rossignol, у которого только за первый год появилось несколько случаев поломок доски в довольно простых случаях (облегченный сердечник).
Качество изготовления сплита – это то, что можно оценить самому по внешним признакам. Составные части сплитов делаются на разных заводах (доски на одном, split system на другом), сборка чаще всего ручная, поэтому гарантировать стабильное качество сложно. Есть зарекомендовавшие себя фирмы, а есть новички на рынке с заводами массового производства в Китае, поэтому «не все сплиты одинаково полезны».
- Стоит посмотреть насколько хорошо подогнаны половинки, насколько ровно составлены концы, не выходят ли канты, нет ли большого зазора между ними.
- Нужно проверить болты – не перекручен ли они, правильно ли подобрана длина. Часто они маркируются и при самостоятельной установке по рискам можно судить о количестве поворотов.
- Нужно проверить качество установки закладных – ровно ли они расположены, хорошо ли заделаны отверстия под них.
- Рекомендуется использовать болты из сплава A2 INOX, который не ржавеет и устойчив к физическому воздействию.
- Нужно посмотреть на качество изготовления сквозных отверстий под split system – не перекошены ли они, не выступают ли детали или, наоборот, не утоплены ли слишком сильно.
Немного рекламы или переходим к конкретике
Jones Snowboards
Если говорить о сплитах, то они также хороши. На них используется Karakoram split system, основные варианты (Solution и Hovercraft) есть также и с карбоновыми топшитом стрингерами, что облегчает общий вес и повышает жесткость доски. В коллекции есть твинтипы, пухлячные варианты и стабильные универсалы, а также варианты ростовок для девочек.
Можно также отметить, что в команде Jones Snowboards отметились и наши ребята - Оксана Чекулаева и Александр Ильин. Оксана проводит свои программы, а Александр очень достойно выступает в серии фрирайд-соревнований FWQ, так что ребята очень хорошо разбираются в вопросе и можно их поспрашивать про эти доски.
Самые интересные варианты – Solution и Hovercraft в обычном и карбоновом вариантах. Первая доска – стабильный универсал, на котором можно заряжать на любых склонах, вторая – укороченная доска для глубокого снега, оптимальна для катания в лесу, маневренная и плывучая, но вместе с тем неплохо держащая дугу на трассах. Обе модели получают каждый год награды в обзорах, на выставках, а также признание райдеров.
Еще один минус – цена. Jones довольно дороги, но цена вполне адекватна за такие доски (если не считать цену в РФ).
Prior
Что реально хорошо, так это большая коллекция различных моделей, действительно отличающихся по шейпу и поведению. Есть варианты на любой вкус – от классики для любых условий и до ласточкиного хвоста. Есть и модели для девочек. При этом доски реально качественные, можно найти много положительных отзывов, в том числе и у наших пользователей, можно попробовать их в прокате в Геше. Кого-то, возможно, обрадует возможность заказа доски с кастомными характеристиками.
Из минусов можно отметить цену, она заметно больше большинства конкурентов. Да, доска идет сразу с камусом и адаптером от Voile под обычные крепления. Но этот адаптер чаще всего меняют на нормальные сплитовые крепления, так что это скорее пустая трата денег. Лучше бы была возможность гибкого выбора и установка Karakoram split system. Но это уже детали.
Из личного опыта могу сказать только по одной из самых популярных моделей – Spearhead. Скажем так, доска хорошая, но не очень интересная. Показалась довольно вялой по отзывчивости, нос на мой вкус слишком мягкий. Плывет хорошо, но для интересного агрессивного катания и крутых жестких участков я бы предпочел другие варианты.
Кстати, сплит Spearhead есть у нашей форумчанки цаца, думаю, она может поделиться ощущениями от доски ;)
Из отзывов более интересными показались AMF и Fissile. AMF считается довольно жестким универсалом, который, возможно, и не так кайфово будет плыть в глубоком целяке, но зато очень хорошо подойдет под более часто встречающиеся и реальные условия. Fissile по форме похожа на Dupraz, счастливым обладателем которого я являюсь. Не уверен насколько флекс и поведение схожи, но, учитывая форму, могу сказать, что поведение должно быть специфичным – райд реально отличается от обычной доски. Он довольно интересный и игривый, доска хорошо всплывает и очень маневренна, а если приспособится, то можно обеспечить и нормальное стабильное ведение по жестким участкам (но все равно не так уверенно, как более универсальные доски). Из минусов явно замечается нестабильность на приземлениях и необходимость немного корректировать свою технику и развесовку для получения максимума от езды на такой доске.
Burton
Не думаю, что стоит останавливаться детально. Каких-то запоминающихся отзывов и заметок не нашел, вполне себе средние доски.
Never Summer
Отзывы и опыт использования сугубо положительные, ничего нового по брэнду сказать скорее всего не получится. Так что, если вы большой любитель NS, то нет повода не купить и сплит от них.
Voile
Вообще, несмотря на большой опыт, доски этого производителя не считались чем-то выдающимся. Ранее они даже делались по кэп-технологии, что очень негативно сказывалось на жесткости и стабильности конструкции. Сейчас таких моделей уже нет и они делают сэндвич, как и остальные производители. Сегодня основная модель – Artisan и по отзывам она является крепким середнячком: средняя жесткость, шейп, качество и прочность. То есть доска в целом хорошая, но не такая интересная как тот же Jones или Prior. Их часто берут для начала, так как подкупает невысокая цена – 550$ на старте, а на распродажах можно найти и за 350-400 – куда уж дешевле за довольно приличный борд!
Rossignol
Но были и минусы. Все-таки это серийная сборка в Китае и общее среднее качество гуляет и оставляет не самые лучшие впечатления. Та пара экземпляров, которые я щупал сам имели немного кривые и грубо обработанные отверстия под split system, небольшие зазоры на концах доски и не идеально выполненную подгонку. К сожалению, большинство отзывов на форумах это подтверждает, но стоит признать, что есть и положительный опыт. Просто нужно быть внимательным при выборе. Далее, что хуже, уже было несколько случаев поломки этого сплита по довольно глупым причинам, из-за которых нормальные доски не должны ломаться. Народ грешит на качество сердечника – Rossignol использует не обычное дерево, а частично какие-то хитрые материалы, типа пены. В общем, брать, наверное, можно, особенно с учетом цены, но может все обойтись и доска окажется отличной, а может и не повезти. Но положительных отзывов пока больше.
Из особенностей стоит отметить всего одну ростовку – 167 см, что многим может показаться великоватым, но те, кто попробовал уже этот сплит, отмечают, что он довольно маневренен и ощущается примерно как 162-164. При этом доска довольно стабильна на скоростях, а magnetraction позволяет стабильно держать приличные хода чуть ли не на льду.
Lib Tech
Arbor
Сплиты пока представлены одной моделью – универсальным Abacus. Сразу после выпуска доска заняла почетные награды в различных тестах типа backcountry.com и splitboard magazine (это не первое место, а просто отмечена как отличный вариант). Эти тесты довольно специфичны и в них тестируются и отмечаются преимущественно новинки, поэтому не стоит считать ее лучшей, но отзывы, в том числе от реальных райдеров, сугубо положительные – сплит обладает всеми указанными положительными характеристиками, что и классический вариант досок от Arbor. В общем, отличный вариант и «рекомендации лучших собаководов»! Тем более, что его можно пощупать и купить в Москве.
Elan
Venture
Плюсы, как уже было сказано – очень хорошее качество и сбалансированные характеристики, бронебойные скользяки. Минусы – они тяжелые. Почти самые тяжелые сплиты на рынке. В следующем году производитель обещал использовать другой сорт древесины, дающий 20% уменьшения веса сердечника, но как это скажется на прочности и жесткости – пока вопрос. Остается надеяться, что эти ребята знают что делают – пока у них все получается отлично.
По отзывам и тестам везде все одинаково: все довольны, всем все очень нравится. Что-то говорить дополнительно излишне, как мне кажется. Для нас основной минус – необходимость покупки в Штатах, а также цена. Не самые дешевые доски и на них не бывает больших скидок в сезон, так как они производятся небольшим тиражом и продаются в основном самим производителем.
По этим и остальным брэндам предлагаю посмотреть информацию самостоятельно. Если будет какой-то конкретный интерес или вопросы – могу попробовать ответить, там есть очень интересные экземпляры, например, те же доски от Furberg или Kitten Factory, по которым информации не много, но они стоят того, чтобы обратить внимание и даже приобрести. Под мои критерии они, к сожалению, не подошли по тем или иным факторам.
Бонус
Сразу отмечу, что цены приведены для справки – это начальные рекомендованные цены и, разумеется, можно найти доски на распродаже или на ebay, поэтому не указываю ссылки на магазины. Сейчас даже у нас можно найти многие из продающихся моделей с приличными скидками ;)
Модель | Шейп | split system | Вес | Ростовки | Цена US | Цена РФ |
Amplid | ||||||
Morning Split | Straight-directional Camber-rocker |
Karakoram | 163 | 915$ включая скины |
||
Lab Carbon split | Directional Camber-rocker |
Karakoram | 2.3 | 157 | 1099$ | |
Arbor | ||||||
Abacus split | Direct-twin Rocker |
Karakoram | 3.3 | 156, 160, 164 | 699$ | 30 990 |
Burton | ||||||
Freebird | Directional Camber-rocker |
Voile | 158, 162 | 699$ | 36080 | |
Spliff | Directional Camber-rocker |
Voile | 148 | 699$ | 31570 | |
Landlord | Directional Camber-rocker |
Voile | 159 | 799$ | 37850 | |
Chimera | ||||||
Unicorn Chaser | Straight-directional Camber-flat |
Karakoram | 3.4 | 155, 161 | 935$ | |
Cold Smoke Splitboards | ||||||
Voodoo | Directional Camber-flat |
Voile | 158, 163 | 850$ | ||
Dupraz | ||||||
D.Tour | Straight-directional Camber-rocker |
Karakoram | 167, 182 | 799 euro | ||
Elan | ||||||
Wave Rider | Directional Camber-rocker |
Karakoram | 3.2 | 164 | 599$ | 32490 |
Furberg | ||||||
The splitboard | Directional Rocker |
Karakoram | 3.4 – 3.8 | 162, 167, 173 | 599 euro | |
G3 | ||||||
Black Sheep | Directional Rocker |
Voile | 3.4 | 158, 162, 168 | 829$ | |
Gnu | ||||||
Billy Goat | Direct-twin Camber-rocker-camber magnetraction |
Karakoram | 3.6 | 159, 162 | 849$ | |
Icelantic | ||||||
The Gemini | Direct-twin Camber-flat-camber |
Voile | 3.2 – 3.4 | 158, 161, 163 | 999$ | |
Jones | ||||||
Ultracraft | Straight-directional Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 156 | 1199$ | ||
Mountain Twin | Direct-twin Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 3.6 | 157, 160 | 849$ | 40490 |
Carbon Solution | Directional Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 3.1 – 3.6 | 158, 161, 163W, 164, 168W | 1199$ | 60290 |
Solution | Directional Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 3.2 - 3.6 | 158, 161, 163W, 164, 168W | 849$ | 42990 |
Women’s Solution | Directional Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 148, 152, 156 | 799$ | 42990 | |
Hovercraft Split | Straight-directional Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 3.2 – 3.4 | 152, 156, 160 | 749$ | 37890 |
Kitten Factory | ||||||
Splitshark | Direct-twin Camber-rocker |
Karakoram | 3.3 | 159, 163 | 899$ | |
Lib Tech | ||||||
Travis Rice Pro-Splits | Direct-twin Camber-rocker-camber magnetraction |
Karakoram | 3.7 | 161, 164 | 969$ | |
K2 | ||||||
Ultrasplit | Direct-twin Flat |
Voile | 3.4 – 3.7 | 155, 158, 161, 164, 165W | 699$ | |
Panoramic | Direct-twin Flat |
Voile | 3.4 – 3.7 | 154, 158, 162, 168 | 599$ | |
Never Summer | ||||||
Prospector | Directional Camber-flat-camber |
Voile | 3.5 | 160, 161W, 164, 167W | 999$ | |
SL-Split | Direct-twin Camber-flat-camber |
Voile | 3.3 – 3.6 | 154, 158, 161, 163W | 849$ | |
Raven Split | Direct-twin Camber-flat-camber |
Voile | 3.3 | 151 | 849$ | |
Nitro | ||||||
Thunder splitboard | Directional Camber |
Voile | 157, 162, 166 | 649$ | ||
Prior | ||||||
Brandywine | Directional Camber-rocker |
Voile | 2.5 – 3.3 | 149, 154, 158 | 899$ | 36900 |
AMF | Twin Camber-rocker |
Voile | 2.8 – 3.7 | 156, 159, 162, 165, 169 | 899$ | 36900 |
Spearhead | Directional Camber-rocker |
Voile | 3 - 4 | 161, 166, 172, 178 | 999$ | 38900 |
Khyber | Directional Camber-rocker |
Voile | 2.7 – 3.9 | 150, 156, 160, 165, 170 | 899$ | 36900 |
Backcountry | Directional Camber-rocker |
Voile | 2.8 - 4 | 158, 161, 165, 168, 172, 176 | 899$ | 36900 |
Lupin Twin | Direct-twin Camber-rocker |
Voile | 2.1 – 3.4 | 147, 150, 153, 156 | 899$ | 36900 |
Swallowtail | Swallowtail Camber-rocker |
Voile | 3.2 – 3.8 | 172 | 999$ | 38900 |
Fissile | Straight-directional Camber-rocker |
Voile | 3.2 – 3.8 | 166, 172 | 999$ | 38900 |
Rome | ||||||
White Room | Directional Camber-rocker |
Voile | 3.4 - 3.5 | 158, 162, 165 | 599$ | 29040 |
White Room Swallowtail | Swallowtail Camber-rocker |
Voile | 3.7 | 172 | 599$ | 29040 |
Rossignol | ||||||
XV Magtek Split | Directional Camber-rocker |
Voile | 3.5 | 167 | 599$ | 31700 |
Roxy | ||||||
Banana Smoothie Split | Twin Camber-rocker magnetraction |
Karakoram | 3.1 | 152, 155 | 849$ | |
Salomon | ||||||
Sick Stick | Twin Flat-rocker |
Karakoram | 166 | 799$ | ||
Rancho | Directional Flat-rocker |
Karakoram | 160 | 799$ | ||
Derby | Directional Flat-rocker |
Karakoram | 147 | 799$ | ||
Signal | ||||||
Epic | Straight-directional Camber-rocker |
Karakoram | 3.7 | 156, 160 | 899$ | |
Unity | ||||||
The Whale | Straight-directional Camber-rocker |
Voile | 3.5 – 3.7 | 160, 167 | 899$ | |
Dominion Split | Directional Camber-rocker |
Voile | 3.5 – 3.7 | 165, 170 | 825$ | |
Venture | ||||||
Zelix | Directional flat-rocker |
Voile | 3.2 - 3.7 | 149, 153, 154, 158, 159, 162, 163, 167 ,164 ,168 | 895$ | |
Storm | Directional flat-rocker |
Voile | 3.3 – 4.1 | 152, 156, 157, 161, 162, 166, 170, 180, 181 | 895$ | |
Odin | Directional flat-rocker |
Voile | 3.5 – 3.9 | 160, 164, 165, 168, 169, 173, 174 | 895$ | |
Euphoria | Straight-directional flat-rocker |
Voile | 3.8 - 4 | 156, 162, 168 | 895$ | |
Voile | ||||||
Women’s Artisan | Direct-twin Camber-rocker |
Voile | 2.8 - 3 | 148, 153, 156 | 595$ | |
Artisan | Direct-twin Camber-rocker |
Voile | 3.2 – 3.6 | 156, 159, 162, 165 | 595$ | |
V-Tail | Swallowtail Camber-rocker |
Voile | 3.2 - 4 | 160, 170, 180, 190 | 595$ | |
Volkl | ||||||
Cashew Split | Directional flat-rocker |
Voile | 155, 162, 167W | 959 euro +скины и кит |