Ищу попутчиков для совместного... 28 Января 2025 - 4 Февраля 2025 Швейцария, Санкт-Мориц
Ищу компанию или подругу для поездок... Январь 2025 - Март 2025 Франция, Швейцария
Ищу компанию на март, с 16 числа... 15 Марта 2025 - 22 Марта 2025 Франция, Швейцария
+4

Зимне-весеннее путешествие на Glacier Express. Маршрут Chur – Brig

jjjulia Лента автора 11 Апреля 2011 (12:22) Просмотров: 2857 3

Glacier Express (Ледниковый Экспресс) следует по маршруту Zermatt - Brig -Andermatt - Chur - Davos/ Sankt-Moritz по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Oberalppass на высоте 2033 метра над уровнем моря. Путь занимает 7,5-8 часов. Этот поезд называют "самым медленным экспрессом в мире". Одновременно его считают одним из лучших панорамных маршрутов, если не лучшим, который в год посещает до четверти миллиона человек.

Поезд в снегах

Идея поездки на панорамном поезде Glacier Express созрела у меня уже давно, но вечный недостаток времени, несовпадение маршрутов или ужас от предстоящего долгого нахождения в вагоне все время отметали мысль об этом путешествии. Даже в этом году, уже приехав в Швейцарию, я не решилась на столь длительный единовременный вояж, иногда даже предпочитая объездные пути. Но наличие времени и необходимость перемещения по маршруту Chur-Brig отнесли меня к тем счастливцам, которые смогли увидеть красоту, восхищающую многих в мире.


Немножко о проезде

Панорамный поезд Glacier-Express курсирует по маршруту Zermatt- Sankt-Moritz (Davos) и в обратном направлении ежедневно один раз в день зимой и три раза летом. Кроме того, в обоих направлениях раз в день курсирует такой же экспресс по самой интересной и медленной части Chur-Brig. Glacier Express считается самым дорогим панорамным поездом Швейцарии. Стоимость проезда в поезде при прямой оплате не малая – 136 франков в вагоне 2 класса. Можно покупать билеты на отдельные участки. Промежуточные остановки: Chur, Andermatt, Brig, Visp. Стоимость самого популярного отрезка - Chur-Brig 74 франка.

Положительным моментом для многих туристов является то, что на поезде действуют все проездные. Я была обладателем дневного билета (к half fare Card), поэтому единственным расходом была оплата обязательного резервирования места к проездным в 13 франков (летом эта сумма возрастает до 33).

Перемещалась я в пятницу, место бронировала без проблем в Chur за 10 минут до отхода поезда. Место было не у окна, но ехавшие со мной попутчики, двое уэльских студентов, увидев мои многочисленные попытки фотографирования, любезно предоставили мне оконно-обзорное место. Если не фотографировать, то отлично видно и с места у прохода, даже порой лучше – обзор на две стороны.

Маршрут "Ледяного экспресса"


Участок Chur-Brig

Участок Chur-Brig проходит по территории трех швейцарских кантонов Graubunden, Uri, Valais, и относится к немецкоговорящей части страны.

Начальной точкой является столица кантона Graubunden – Chur. Кантон Graubunden – самый большой швейцарский кантон и основной туристический регион. Chur – старейший постоянно населенный пункт Швейцарии. Первые поселения здесь появились еще 5000 лет назад, долгое время Chur был столицей одной из провинций римской империи, а потом лежал на пересечении многих торговых путей. Теперь это отправная точка для поездок по многочисленным курортам кантона – St. Moritz, Davos, Arosa, Lenzerheide /Valbella, Scuol, Flims-Laax, а также нескольких панорамных маршрутов – Bernina-Express, Arosa-Express. И, конечно, одна из узловых точек самого знаменитого – GLACIER EXPRESS.

Окрестности Chur

В четверть двенадцатого поезд неспешно стартовал из Chur, начав свой путь с высоты над уровнем моря 594 м, постепенно поднимаясь, чтобы достичь максимальной точки 2030 м на Oberalp Pass и потом опять спуститься на равнину.

Гранд Каньон Швейцарии

Поезд петляет между гор и по склонам, начиная с больших холмов, слегка прикрытых снегом с северной стороны, и заканчивая горнолыжными станциями и перевалами в окружении белоснежного снега и величественных гор, полностью покрытыми белым нарядом.

Церкви Швейцарии

Самое главное – мне повезло с погодой, впрочем, этой зимой это не удивительно. Солнце просто палило, а местами появляющаяся на небе облачная дымка была слишком высоко, чтобы помешать любоваться пейзажами.

Очень увлекательно наблюдать при хорошей погоде, как за окном при таком движении в зависимости от высоты меняется картинка.

Немецкая аккуратность

Сначала наблюдаем аккуратные домики в немецком стиле, начинающиеся за Chur поля, покрытые пожухлой травой. Кстати, остановки тоже объявляются только по-немецки. Недалеко от железной дороги на склонах холмов видны небольшие поселения и возвышающиеся над ними церкви, или одиноко стоящие замки. Холмы покрыты сосновыми лесами, их верхушки слегка припорошены снегом, а выходы скальных пород создают загадочно-устрашающие картинки.

На склонах

Постепенно пейзаж меняется. Поезд едет через ущелье по рейнской долине ("Большой каньон" Швейцарии). Холмы увеличиваются по высоте, уровень лесополосы снижается, оголяя вершины, покрытые устойчивым снежным покровом, а за ним, то в одном, то в другом месте, начинают показываться шапки настоящих гор.

Солнечный день

Остановка минут на 10 в одном из небольших попутных городков Disentis, который находится чуть более чем в часе езды от Chur, и знаменит самым старым бенидиктинским монастырем в Швейцарии, является чуть ли не единственной возможностью запечатлеть себя на фоне поезда с фирменной надписью. Больше такого шанса не будет.

Фотопауза

Постепенно обстановка меняется, лесополоса исчезает, а снег, спускаясь все ниже и ниже, начинает подступать к поезду. Поодаль начинают виднеться подъемники у горнолыжных склонов, гондола закидывает наверх лыжников и сноубордистов. Белизна снега окружающих гор также усиливается. Здесь уже используются колеса с зубцами, которыми специально оборудован поезд для подъема на крутых участках дороги.

Жизнь среди снегов

Местами вдоль дороги проходит лыжня для беговых лыж, а немногочисленные прохожие приветствуют поезд.

Поезд приветствуют

В одном месте, где находится малоизвестная у нас зона катания Sedrun- Disentis, подъемники и трассы подходят почти к поезду. Трассы не разбиты и с устойчивым снежным покровом. Состояние снежного покрова даже получше, чем на многих других курортах кантона Граубюнден, а о количестве народа можно вообще помолчать…Жаль, область катания небольшая.

После поезд все чаще ныряет в тоннели, скорость его замедляется, а уклон подъема становится круче. С набором высоты реже встречаются жилые поселения, и постепенно исчезают даже отдельно стоящие домики.

Вдоль дороги

Внезапно поезд выныривает из тоннеля на белоснежное плато в окружение пиков. И все обалденно белого цвета. Я множество раз любовалась снегом в горах, но такого ослепительный видела впервые. Полноправной хозяйкой местности здесь является зима.

Белизна
[page]

И как по заказу, экспресс останавливается на равнине. Прямо напротив окна – табличка Oberalppass. Группа индийцев, ехавшая в нашем вагоне, высыпает на улицу, трогает снег, играет в снежки, но их загоняют обратно в поезд. Это не остановка. Это пауза на расхождение поездов. Но мы на верхней точке пути. Есть несколько минут на фотографирование этой уникальной природной красоты, и на смену обслуживающих бригад. Эксплуатация поездов на маршруте осуществляется совместно двумя частными швейцарскими железными дорогами, Rhaetian Railway network (Ретийской железной дорогой) и Matterhorn Gotthard Bahn.

Перевал

Далее – движение только под уклон, по направлению к Andermatt. Сначала поезд едет вниз, можно сказать, по ущелью в окружении гор, а потом начинает петлять, спускаясь по склону. Сверху хорошо наблюдать путь, по которому предстоит проехать – отсутствие растительности предоставляет шикарный обзор. Многочисленные туннели и навесы на протяжении шести километров до высокогорного плато защищают поезда от схода снежных лавин.

Где еще увидишь

Теплеет. Речка, ранее пробивавшаяся лишь на коротких участках из-под толщи снега, уже выделяется устойчивым руслом. Постепенно отступают и толщи снега, и снова появляются сначала отдельные строения, а вскоре - целые хутора и деревушки.

Уже есть русло

Кстати, концентрация внимания падает. Пейзажи красивые, но похожее уже проезжали при подъеме, организм устает, окружающая картинка воспринимается менее внимательно. Да и количество тоннелей увеличивается. Однако, за окном начинает изменяться архитектура строений и населенных пунктов. Мы, хоть и еще в немецкоговорящем кантоне Uri, но уже чувствуется веяние французского духа. Остановки уже объявляют не только на немецком, но и на французском, и английском.

Очаровательный мост

В конце концов, достигаем красивейшего места – Andermatt. Долина здесь почти безлесая, и признаки весны очевидны. Где-то поодаль виднеется канатная дорога, закидывающая туристов на шапки гор в поля бесконечного фрирайда на северные склоны перевала у вершины Gemsstock (2963м).

Andermatt

Andermatt – городок (и горнолыжный курорт) в центральной Швейцарии, окруженный со все сторон горами. Около Andermatt находятся четыре альпийских перевала: Oberalppass (2030), связывающий местность с восточной частью страны, St. Gottard (2108 м)– с южной, Furka pass (2431 м) – с западной и, наконец, Gemsstock – (2963 м) – с северной. Одной из достопримечательностей является Чертов мост (Teufelsbrucke), потомок первого моста, который войска Суворова преодолели с боями после взятия перевала St. Gottard в сентябре 1799 года, и возле которого сейчас установлен мемориал – высеченный в скале 12-метровый крест, посвященный переходу Суворова через перевал St. Gottard.

В дополнение ко всей инфраструктуре, в настоящее время в Andermattе расположен тренировочный центр швейцарской армии.

Поезд опаздывает. Остановка здорово сокращена. Здесь уже начинают выходить группки туристов – то ли на ночевку, то ли приехали отдыхать.

Вход в тоннель

После Andermatt – плавный подъем и знаменитый пятнадцатикилометровый тоннель Furkatunnel, который обеспечил круглогодичное курсирование Glacier Express, но лишил возможности летних путешественников посетить перевал Furka.

Сельские домики

Потом спускаемся уже на равнину, пейзаж меняется в обратном направлении, а речушка уже превращается в довольно полноводную реку, которая проходит по дну ущелья. Поезд уже не подъезжает к его краю, поэтому о скорости потока скорее можно догадываться.

Снег закончился

Вокруг – привычная пожухлая трава, снег где-то вдали на вершинах холмов, а населенные пункты встречаются все чаще и чаще.

Теплеет

А еще леса снова подступают к поезду, а елки обретают привычный ярко-зеленый цвет.

Снова церковь

При подъезде к Brig в поезде начинается суета – здесь выходит много пассажиров, особенно из тех, кто использовал поездку на Glacier Express с целью перемещения, а не только как экскурсионный маршрут. Суета усиливается после объявления, что поезд опаздывает, и пассажиры, следующие в сторону Женевы, могут не успеть на пересадку. Собственно это и произошло. Но что поделать. Самый медленный экспресс. Слишком много разъездов, надо быть готовым.

В конце концов, достигаем Brig – красивейшего старинного городка, немецкоязычного центра кантона Valais. Это – конечная точка моего путешествия на GLACIER EXPRESS.

Город Brig расположен на высоте 681 метра над уровнем моря на южном берегу реки Рона в узкой долине, окруженный со всех сторон горами Бернских и Валлийских Альп. Еще один транспортный узел пересечения многих путей. А еще Brig – это город башенок, которыми украшены дома. Их здесь множество. Но это совсем другая история. Мне пора на выход.

До свиданья, Ледниковый Экспресс. И я не говорю тебе «Прощай».

А еще леса снова подступают к поезду, а елки обретают привычный ярко-зеленый цвет.

Все-таки Швейцария

По итогам поездки я поняла, что:

Очень понравилось, с другими маршрутами несравнимо, не ожидала такого эмоционального воздействия. Друзьям – надо порекомендовать.

4 часа на панорамном поезде – это максимум, сколько можно перенести.

Пассажиры, для которых спокойствие является принципиально важным условием, этот участок могут проехать и на обычных полупустых поездах. Скорость движения будет такая же, но придется сделать пару пересадок в Andermatt и Disentrin. Зато будет намного тише и спокойнее в вагоне.

Большую часть маршрута поезд проходит по одноколейной железной дороге. В условленных местах или на станциях существуют раздвоение путей. Там поезд останавливается, ожидая двигающийся в противоположном направлении состав для разъезда.


Кликните, чтобы увеличить
Карта

В Швейцарии есть еще регион Disentis/Dieny/Sedrun/Andermatt/Gottard/Oberalp, состоящий из отдельных зон катания, с девственной природой, который надо внести в график посещений для спокойного отдыха и приятной эстетической картинки – самый белый снег, самый гарантированный снежный покров от близости ледников и защищенности от тепла, море возможностей для фрирайда.

Поезд

Сайт: http://www.glacierexpress.ch/

Даты поездки: март 2011

Автор: jjjulia


Другие статьи автора на сайте
Флимс-Лаакс после снегопадов
Сhamonix! А там иногда лучше, чем рассказывают
Две недели одиночества в пик сезона в Val d’Isere
Выбор курорта. Уже избалованы
Обитель luxury-индустрии глазами простого обывателя
Как же красиво… чего-то у меня с головой плохо… (Тунис, 2010)
+4
  • 2
0  
romnat    11 Апреля 2011 (18:59)   #
Я ездил этой зимой в Швейцарии по маршруту "Золотой перевал" - из Люцерна в Монтре.С погодой, правда, не повезло - было пасмурно, из-за чего все как-то тускло и блекло. Красиво, конечно, но летом, должно быть, на порядок красивее. Все-таки лучше по возможности на швейцарских обзорных поездах летом ездить...
  • 9
  • 4
  • 5
0  
jjjulia    12 Апреля 2011 (01:28)   #
Цитата(romnat @ 11.4.2011, 18:59)
Я ездил этой зимой в Швейцарии по маршруту "Золотой перевал" - из Люцерна в Монтре.С погодой, правда, не повезло - было пасмурно, из-за чего все как-то тускло и блекло. Красиво, конечно, но летом, должно быть, на порядок красивее. Все-таки лучше по возможности на швейцарских обзорных поездах летом ездить...


Я до конца тянула - ехать-не ехать, но палящее солнце приняло решение за меня.

Летом там хорошо по-своему, зимой по-своему. Сейчас тоже переход лето -зима- лето очень впечатляет.

0  
irbes    7 Декабря 2012 (12:32)   #
тоже катались осенью:
http://rutube.ru/video/39ab3e7dba4e54458b983215b1c4e575/#.UMGpHbYil7w