Вся дорога исписана различными лозунгами и отметками на полотне. Все водители в теме, и с особым почтением относятся к обгону атлетов, в узком месте могут и несколько сотен метров ехать за велосипедистом, атакующим подъем, и обгонят только в удачном месте, чтобы, не дай бог, не сбить ему дыхание.
Отдельная история как мы ехали, все Альпы опутаны дорогами, но далеко не всегда самая короткая дорога быстрая. Например, в этот раз из Тиня более короткая дорога лежала через Val d’Isere и перевал «Col de l’Iseran» высотой 2770 метров (!), где рукой подать до снега, популярный у велосипедистов и просто туристов. Не раз становился частью шоссейных гонок, гугл мапс показывал примерно 150 км., и мы решили поехать по «красивому пути». И он оправдал наши ожидания, но дорога заняла больше четырех часов! Таких перевалов, на которые взбиралась машина, несколько, в том числе выше двух километров. Помню один из них, закрученная велосипедная дорожка без обочины, шириной в полторы машины, где, чтобы разъехаться, приходилось останавливаться и выезжать на траву.
Французские шоссейники несут ряд особенностей, во-первых, далеко не все из них катаются в шлеме! Удивительный факт, но видимо, на подъеме так жарко и тяжело, вот они и предпочитают это делать без шлема, второй удивительный факт — может, это мне так повезло, но на всех дорогах, если встретишь шоссера — значит, ему лет за 50, смотришь вниз — мощнейшие накачанные ноги, вверх — седой морщинистый дядька, улыбается тебе. Жаль, этой культуры совсем нет в России. Возможно, тогда стоит приехать и хотя бы попробовать в нее окунуться?
Мы поселились в новых апартаментах Cristal de l’Alpe, название сети CGH, 4 звезды, в отеле, естественно, все комфортные условия, СПА, бассейн, турецкая баня и сауна, в которой я восстанавливал силы после катания. В городе есть огромный спортивный центр, бесплатный по ски-пассам. К вашим услугам: бассейн, теннис, пинг-понг, аэробика, мини-гольф, тренажерный зал и многое другое.
Одно из доступных во всех смыслах развлечений — прогулки на лошадях. Причем «у них» тоже есть разделение по «уровню катания», тебя записывают в соответствующую группу. Попал к начинающим и, по правде говоря, это довольно скучно, лошадка неспешно бредет по тропинке, любуешься видами, а стоит ей немного ускориться рысцой, тебя начинает лихо подбрасывать над седлом. В этом виде многое зависит от того, какая лошадка тебе достанется, ведь они все очень разные по физической форме и темпераменту.
Повсюду в городе различные символы велосипеда, проволочные, нарисованные и какие угодно. Мы были на неделе Megavalanche, город живет гонкой, например, в отеле в день старта завтрак с 5 утра, а не как обычно, повсюду постеры мероприятия, приезжие, в этом году в гонке принимали участие представители 27 стран! А всего лимит ограничен 2000 человек. Огромный спортивный центр отдали на откуп организаторам, большой актовый зал, столики регистрации, все четко и без очереди. После квалификационной гонки — деление на категории, хорошо организованная выдача номеров стартового ряда.
Приключение на всю жизнь — облет курорта на параплане-тандеме, практически на полтора километра в самый низ, в долину. Подготовка к полету — целый ритуал, сначала встреча у ресторана, знакомство и обязательная чашечка крепкого кофе, а-ля «ощутить в последний раз вкус жизни». Филиппе, обходительный француз лет пятидесяти, загорелый, с хитроватыми морщинками на лице, говорит по-русски: «Привет, карашо-карашо!». Зимой он работает лыжным инструктором, рассказывает: «Русских из Лондона знаю, из Парижа знаю, из Москвы…» Быстро нашлись общие знакомые, и вот он уже пытается набрать телефон чемпиона мира по фрирайду Маню Гадэ, чтобы передать от меня привет, наверно, мы не так близко знакомы, скорей останавливаю Филиппе.
Никто из нас до этого на параплане не летал и с парашютом не прыгал. Андрей сначала упирался: «Не-не, это без меня, не люблю я этого», но потом неожиданно легко согласился. На фургончике «Фиат» тарахтим в гору, подъемник для полета не понадобился. Ребята быстро расправляют «крылья», короткий разгон у всех троих проходит успешно. Это самая трудная и ответственная часть, работая вдвоем, необходимо разогнать крыло, которое на разбеге тянет тебя куда-то назад. Воздушные потоки сегодня не самые простые, и четко слышу, как учащается дыхание и повышается пульс у моего инструктора, когда мы делаем вираж и пролетаем в двадцати метрах от троса подъемника.
На высоте Alpe d’Huez не кажется большим и, чтобы было поинтересней, пилот начинает закладывать виражи поближе к склону горы. В программе — пролет над куполом церкви, но главное — облизывание километровой пропасти — скалы на краю плато. Испытываешь дикий восторг, пролетая вдоль стены, именно в этот момент инструктор спрашивает: «Хочешь порулить?». Происходит это именно так, как вы себе это представляете, тянешь струны вниз, влево-вправо, и можно даже заложить вираж на 360. Думаю, Alpe d’Huez предоставляет один из самых красивых спотов в мире для полета на параплане. Посадка на поле, неподалеку от Bourg D'Osians, проходит у всех успешно, но я не понимаю команду инструктора и приземляюсь на жопу, а не на ноги. Аня и Андрей смеются. Фиатик неспешно тарахтит в велосипедный серпантин, набирая километр по вертикали, рожденный ползать летать не может? Но мы еще полетаем… с велосипедом!
Больше всего трасс сконцентрировано под подъемником DMC1, 1860-2100, три зеленых, две синих, красная и черная. Понравилась красная DH5, технически сложный трек идет через все скалы и камни на пути, а синяя скоростная DH7 будет частью трассы квалификации. Отличная возможность раскататься, здесь же фигуры байк-парка, мостики, дропики, самое интересное на черной трассе, элементы удачно врисованы в имеющийся рельеф. Например, дроп с приземлением на наклонную скалу, затем степ-ап на нее же, и так далее. Рядом строятся новые фигуры.
Ниже поселка, на 1450, ведет красная DH4, просто пособие по прохождению высоких контруклонов. Весь трек состоит из резких виражей, на удивление мало тормозных волн, а еще одна особенность — подъемник здесь работает позже обычного, до 18.30. Здесь же будет финиш квалификации.
Доля тех, кто любит погорячее, с 2700 ведет черная DH2, на самом деле не такая сложная, во второй половине трек петляет по камням и скалам на небольшом уклоне. Примерно посередине есть скальная секция, где почему-то всегда образовывалась пробка на просмотр узкого места, ума не приложу почему — траектория в этом месте одна, и нужно просто ехать вниз.
Так же в Alpe d’Huez проводится один из этапов Nissan даунхилл кап, скатился по трассе соревнований, она находится на черной трассе Poutran, в другую сторону горы от DMC 1, на крутом склоне трек длиной всего 3.2 километра падает на 530 метра перепада. Для соревнований она еще больше спрямлена через все камни, а всего там около трех траекторий. Подъемник Poutran 1 быстро поднимает наверх и это место, пожалуй, лучшее, чтобы поскорей забить руки и смертельно устать, поэтому я там почти не катался.
Еще одна эндуро трасса EN7 идет в поселок Vaujany 1250 c высоты 2050. Жутко длинный и технически не примечательный трейл, который зато дает доступ к чудесным видам, благодаря маршруту — подковообразная дуга огибает целую долину. А с подъемника открывается вид на гигантский водопад. Кстати, вагон ходит раз в полчаса, нам с Андреем пришлось опрокинуть в баре пару пива, ожидая посадки.
Еще пара эндуро трасс разными маршрутами ведет ниже подъемников, с финишем в городе Allemont на высоте 720 метров. Подъем осуществляется на специальном ски-басе с прицепом для велосипедов, но чтобы приезжать точно к расписанию, нужны гениальные математические навыки. Самая важная здесь, конечно, EN1, дистанция Megavalanche, ради которой сюда съезжаются райдеры со всего мира.
Для тех, кто совсем не в теме, поясняю: есть горный велосипед, на нем проводятся соревнования по кросс-кантри (гонка по пересеченной местности), по даунхиллу (скоростной спуск с горы), так вот эндуро — нечто среднее, даунхилл, но иногда нужно покрутить педали. В целом мой опыт говорит, что в эндуро гораздо важней ваши даунхилльные навыки, так как организаторы прокладывают трассы, нацеленные на спуск.
Megavalanche выделяется из общего ряда своей уникальностью и, соответственно, популярностью. Длина трассы — фантастические 30 километров, во время которых сбрасывается высота со старта на 3330 до финиша на 720. Таким образом, перепад составляет 2610 метров, как шесть-семь даунхильных трасс подряд! У продвинутых товарищей на прохождение дистанции уходит около часа. У меня получилось 57 минут, а квалификация и гонка описаны в отдельных статьях.
2000 участников делятся по результатам квалификации на шесть групп по 350 человек: Megavalanche, Mega Challengers, Mega Amateurs, Mega Affinity 1 и 2, а так же Mega Ladies. Соответственно, в первой группе Megavalanche занявшие в квалификации места с 1 по 35-е, в последней Mega Affinity 2 — занявшие в своей квалификации места со 146 по 200.
Дистанция стартует на снегу (скорее, льду) во время старта рано утром и подразумевает общий старт. 350 райдеров быстро создают толкучку, и текут вниз, словно лавиной, отсюда и название гонки. Два-три километра маршрут идет по заснеженной горнолыжной трассе, а затем начинается каменная скальная часть, переходящая в узкую тропинку, которая так и идет до финиша. К этому моменту райдеры растягиваются по трассе и едут друг за другом, в относительно широких местах можно совершать обгоны.
В целом это очень трудная гонка, которую можно сравнить с марафоном или соревнованиями по триатлону. Тем не менее, в неделю Меги в Alpe d’Huez съезжаются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к легенде и, конечно, хорошо провести время в таком чудесном месте.
Автор: Иван Малахов (Actioncams.ru, Dakine, Osiris, Columbia, Mtbshop.ru и Kona)
Фотограф: Андрей Британишский.
Ознакомиться с дополнительной информацией об Alpe d’Huez, можно на официальном сайте.
Огромная благодарность за помощь в подготовке этой статьи представителю региона Рона - Альпы в Москве Замире Исматовой и пресс-атташе курорта Alpe d’Huez Celine Perrillon.