Женева - Валь'д'Аоста. Монбланский туннель и замок королевы Маргариты
"Поезд прибыл на конечную станцию- Аэропорт Домодедово"
Я тащил к турникетам здоровенный чехол со сноубордом. Навстречу шла девушка с лыжами и кричала мне издалека: «Там нет снега!!!» Почему-то на любую жизненную ситуацию в голове сразу всплывает какой-нибудь анекдот - «Роза, жарьте рыбу, рыба будет"
.........
Автомобильные прокатные конторы скучковались все вместе, сплотившись как мафия, в дальнем, правом крыле длинного женевского аэропорта. Я легко уговорился доплатить за КАСКО, взамен грабительской франшизы. Моя машина с цепями в багажнике, заказанная по интернету из Москвы, за 2 дня до отъезда, ждала меня на парковке Херца, хотя бронировал я ее совсем не в Херце, о чем говорило название малоизвестной прокатной конторы, записанной в моем ваучере. Но, видно, все пути в этом тесном мире ведут в Херц.
До последнего дня я не был уверен, что меня отпустят в отпуск, потому как мое первое заявление было угрожающе разорвано пополам. Второе было фактически попыткой к бегству с непредсказуемыми последствиями, но отступать было некуда. Билет Москва-Женева-Москва куплен, программа поездки составлена, забронирована куча гостиниц и заняты разные люди, поэтому отказаться в последний момент от путешествия было если не глупостью, то полным свинством. К тому же, бог его знает, может это знак какой или подарок судьбы, а ты не поймешь и жизнь потечет по другому руслу.
До грандиозной парковки, где под одной крышей собрались все автопрокатчики, плечом к плечу — капот к капоту, довез специальный автобус. Лихо тут у них все организовано. Логистика, ядрен-батон. Я, не без занудства, нашел на машине пару царапин, которые прокатчик, не глядя, нарисовал в единственной бумажке, похожей на скромный листочек из школьной тетрадки — документе на машину.
Красная Тойота-Версо, правильный размер для путешествий со сноубордом. Вместительный хэчбэк удовлетворил бы и компанию, а я был один. Бензобак был полным, бензину с лихвой хватало на дорогу до Грессонея, где меня ждала первая гостиница, о заправке можно было пока забыть. Закинул багаж, поставил в навигаторе Грессоней Сен-Жан и доверил себя джипиэсу. Женева растворялась огнями фонарей в ночи и в озере. Не слишком широкие улицы, не слишком высокие дома, словно выровненные по линейке, невероятное количество светофоров.
Аристократическая барышня Женева уплывала в зеркале заднего вида, а вокруг уже вырастали силуэты высоких гор. Должно быть, красиво, жаль ночью ничего не видно.
Как-то незаметно оказался во Франции. Паспорт российский, виза шведская, машина японская, еду через две европейские страны в третью.
Да простят меня итальянцы — Tunnel du Mont-Blanc. Высокий портал тоннеля. Шлагбаум.
— Вам в один конец билет или ....?
Быстрее, чем соображаю, будет ли действителен билет через неделю и найду ли я его на обратном пути, тупо отвечаю скороговоркой, куплетом одноименной песни.
— Ван вэй тикет.
Тридцать семь евро. Однако.
Мне вручают открытку, на которой написаны и нарисованы правила проезда по тоннелю под самой известной горой в Альпах.
......
Шлагбаум лежит, как лежал. Моя очередь еще не подошла. Жду, когда проедет фура справа. Включаю радио. Радио рассказывает правила проезда через тоннель, длиной одиннадцать километров и 611 метров.
Несколько лет назад в тоннеле был сильный пожар, погибло много людей и его закрыли на три года для восстановления. Теперь здесь куча камер, светофоров, эвакуационных выходов и даже пункт скорой помощи.
Шлагбаум поднимается. Нажимаю ногой на педаль. Если бы заиграл Энио Мориконе, это было бы кстати.
На навигаторе прямая линия, словно нарисованная по линейке. Въезжаю в тоннель. Сигнал потерян. Дорожные знаки — не медленнее, чем пятьдесят и не быстрее, чем семьдесят. Хочется круиз-контроль. Синие светофоры пунктиром по дороге — до впереди идущей машины должно быть сто пятьдесят метров, что равняется двум синим светофорам. Еще периодически встречаются электронные табло, которые показывают мою скорость. Останавливаться запрещено, как и въезжать на неисправном автомобиле. Эвакуация стоит недешево.
Через одиннадцать с хвостиком километров моя красная Тойота выехала из тоннеля, по другую сторону Мон Блана. В альтернативно другой стране.
В Италии шел снег.
Оревуар Шамони, Бон Джорно Курмайор.
.................
В отель Villa Fridau, в Грессонее Сен-Жан, я приехал уже ночью.
Небольшая, очень уютная гостиница. Деревянные дощатые стены, дощатые полы.
Номер, в который меня поселили, оказался большим и выглядел как хорошие апартаменты на четверых. С гостиной, кухней, обеденным столом, санузлом, с окном и спальней — с двумя окнами, письменным столом, шкафом для одежды и королевской кроватью. Неплохой вариант на семью или компанию.
Утром принесли завтрак прямо в номер.
Первым номером сегодняшней программы было посещение замка.
Замком в Долине Аосты удивить сложно, потому как, по разным источникам, их здесь не меньше 70, а новоделом начала прошлого века, в стране где на каждом шагу следы древних римлян, тем более.
Но Кастело Савойя или Регина Маргарита Кастело — замок особенный. Здесь была резиденция королевы Маргариты Савойской (с 1904 по 1925 год), жены короля Италии Умберто I. А королевский замок не может не быть источником здорового любопытства.
Найти его несложно, указатели вдоль дороги показывают направление к этой главной исторической достопримечательности Грессонея. От отеля чуть более чем в километре, правда, в гору. Не слишком высоко, но в тоже время возвышаясь над долиной.
Ограда. Ворота. От входа в парк дорожка ведет вверх так, что замок нависает над сюда входящим, и не то чтобы напрочь подавляет вас своим величием, но вполне внушает мысль, что к особе королевских кровей можно приблизиться только снизу, подняв глаза вверх и протопав немножко ножками. Идеология памятника архитектуры как королевской резиденции — совершенно очевидна.
1899-1904 – время строительства замка.
Начало ХХ века – уже давно не время брутальных романских крепостей и, к сожалению, не готика.
Но хочется чего-то сказочного и романтичного. Тогда пусть это будет неоготика.
Стиль, который у нас назывался модерном, во Франции – ар нуво, в Скандинавии – национальным романтизм, в Италии носил гордое имя – либерти. Свобода, она и есть свобода. Свобода самовыражения. Свобода сочинить романтическую сказку, — замок принцессы. Oops. Королевы.
Пять остроконечных башен по кругу. Не очень большой. По королевским меркам, пожалуй, даже скромный. 1 000 квадратных метров.
О том, что сюда явится «руссо журналисто» для того, чтобы сфотографировать замок и написать о нем на СКИ.РУ никто ваапще не догадывался. Ну нисколько.
Фотографировать замок из его нутри было категорически нельзя… Простым смертным. Журналистам?.. После долгих телефонных переговоров с начальством… Я был убедителен, так мне казалось… Мою шею оттягивал здоровенный фотоаппарат, а в руках я держал белый блокнот с надписью Volvo. …Вот если я покажу сертификат журналиста, бросил мне спасательную соломинку хранитель замка, то мне дадут сфотографировать.
В очередной раз я вспомнил анекдот про мальчика в строительной каске. А так…
Нет, вы только подумайте, до чего же, все-таки любезны эти вальдостанцы. Меня проводили в замок и провели персональную экскурсию, причем, совершенно бесплатно… А фотографировать... Извинились за недоразумение, но правила есть правила.
Когда мы вошли внутрь, я понял, что все, что я видел снаружи — башни, стены, фасады, не стоит и десятой части того, что находится внутри замка. Лучшее в замке — это его интерьеры.
Они не безумно роскошны, они потрясающе изысканы и красивы.
Может я и неравнодушен к времени Климта, Мухи, Отто Вагнера, но это действительно здорово.
Рыцарский замок. Но не темный, грубый и холодный, а светлый, теплый, уютный и сказочный. Может потому, что он женский.
Дерево в интерьере дает ощущение тепла. Деревянные кессонированные потолки, расписанные гербами савойских королей, с преобладанием синего, королевского цвета. Лестницы, роскошная, большая главная и замечательная винтовая лестница, в круглой башне со ступенями из натурального камня. Она удивительно тонкая и изящная. Витражи. Цветные лучи солнца. Камин с орнаментом из узлов — символ объединения королевских династий. Щиты с гербами. И… Бильярд… Ничто человеческое не чуждо.
Второй этаж, здесь спальни с льняными и хлопковыми обоями и достижениями итальянской сантехники начала ХХ века.
Но самый сильный момент в интерьере – потрясающий вид из окна комнаты, расположенной в башне. Горы с пиками Монте Розы.
Интерьеры были выполнены архитектором Страмуччи, известного тем, что он декорировал Королевский дворец в Турине и дворец Квиринале в Риме, где в настоящее время располагается резиденция президента Италии.
Имя королевы Маргариты знает весь мир благодаря… знаменитой пицце, которую придумали неаполитанцы в честь популярной и любимой королевы.
Цвета пиццы – это цвета итальянского флага:
Красный — томат, белый — сыр, зеленый — лук.
На старинных фотографиях королева Маргарита в горах. Фото на санках. А еще альпинизм, как королевское хобби. Самый высокий горный приют в Альпах (на Монте Роза, под пиком Пунта Нифетти, на отметке 4554 м.) называется Рифуджио Маргарита. В честь Савойской Королевы.
Еду в отель, чтобы переодеться и взять доску. В 11.30 следующий пункт программы – лыжный регион Монте Роза. Три долины по-вальдостански. Только успел надеть ботинки. Звонок. 11.30. Никола Буска, мой сегодняшний проводник, ждет меня в вестибюле отеля, чтобы показать трассы Монте Розы…
Спасибо Alessio Agnesson за подарок, в виде замечательной экскурсии по замку.
продолжение:
https://ski.ru/az/blogs/post/monte-roza
Castello Savoia
Возле Gressoney-Saint-Jean
координаты для навигатора:
45.7640352N 7.8268576E
или так (что одно и то же) :
45°45'50.5267''N 7°49'36.6874''E
адрес:
Castello Savoia Località Belvedere 11025 GRESSONEY-SAINT-JEAN (AO)
Телефон:(+39) 0125 355398 факс:(+39) 0125 355396
Tourist Office - Gressoney-Saint-Jean Villa Deslex 11025 GRESSONEY-SAINT-JEAN (AO)
Телефон:(+39) 0125.355185 факс:(+39) 0125.355895 E-mail: [email protected]
Время работы музея:
С 1/10 по 28/2: 10.00 – 12.00 / 13:30 – 16:30
закрыт по четвергам
закрыт 25 декабря и 1 января
воскресенье и праздничные дни: открыт до 17.30
С 01/03: открыт ежедневно 10.00 – 12.00 / 13:30 – 17:30
воскресенье и праздничные дни: открыт до 18.30
Цена билетов:
Полная: € 3,00
Сокращенная : € 2,00
Группы от 25 человек (без льгот) и студенты университета: € 2.00
Бесплатное посещение для лиц старше 65 и моложе 18 лет, групп школьников.
продолжение:
https://ski.ru/az/blogs/post/monte-roza
В конкретном случае, был взятый в аренду автомобиль. Штука крайне удобная при насыщенной программе. Если есть правильная цель, объездить все или несколько курортов, других вариантов, я не вижу. Если цель посетить только один курорт, например Червинию, проще добираться до ближайшего аэропорта -Турин, плюс трансфер или тоже авто.
По поводу аэропорта. Ближайшие к Валь'д'Аосте - Турин, Милан, Женева. Самые бюджетные авиабилеты - swiss, до Женевы.
Мой билет- Москва-Женева-Москва стоил 10.361 рубль со всеми сборами (декабрь 2011).
Аренда авто - не пишу, потому как мой случай тяжелый-автоматическая коробка, вариант не самый экономичный.
Платные дороги-
Проезд через тунель Монт Блан из Франции - 36.80. Туда-обратно - 45.90, сколько дней действует, увы не знаю, у кого такая информация есть, пожалуйста, напишите.
Из Италии проезд стоит 37.10 евро. Туда-обратно - 46.30. Цены на сегодняшний день. Есть еще платные дороги, помимо тунеля.
Расстояние от Женевы (аэропорт) до Грессоней Сен Жан - 215 км. От Женевы до Курмайора - 101 км.
Расстояние между Грессонеем и Курмайором, крайними курортами долины Аоста - 112 км.
Турин и Милан ближе к Аосте, но точный километраж не скажу, надо смотреть.