+7

Валь-Сени и Ко. Знакомство с деревенскими французскими Альпами

frank59 Лента автора 7 Июня 2015 (19:23) Просмотров: 2341 0
После поездки в 2014 в Копаоник наша компания дружно проголосовала за повторение подобного в 2015 году.  Сборы и поиск мест для катания начались в сентябре - из хотелок быстро победили альпы, т.к. никто из нас там прежде не был. При поиске мест катания был приоритет на высокогорные курорты с перепадами не меньше 1000м и на малое кол-во народа на трассах. Сначала хотели в Италию - выбирали между Червинией и Ливиньо. Но потом я случайно наткнулся на отчёт про каталку в долине Морьен, Франция. В общем рассказ нас покорил, спасибо автору, и решено - едем туда!
Итак, долина Морьен - 150 км от Турина, 5 курортов для катания.

После этого были несколько месяцев, полных сгоревших нервных клеток - скачок курса евро, отказ части народа ехать из-за этого, проблемы с получением визы (подавал в ноябре, получил в январе
за 2 недели до вылета), покупка втридорого билетов на самолёт из-за позднего получения визы, потом отмена этого самолёта в день вылета из-за погодных условий, 6 часов ожидания рейса для
замены, но в итоге 1 февраля вечером 6 порядком уставших тел всё-таки оказались в аэропорту Турина.
Из Турина до долины Морьен можно добраться либо автотранспортом (прокатная машина или заказывать трансфер), либо поездом до Модана (местный райцентр) и оттуда заказывать такси до места проживания или добираться до него на местном автобусе.
Ближайший курорт от Модана - Ла-Норма, ехать до туда 5-7км, так что такси не должно стоить космических денег, однако самый большой и популярный для проживания Валь-Сени находится уже примерно в 30 км, и трансфер туда от Модана выйдет существенно дороже. Также из Модана до Валь-Сени ходят автобусы, но чтобы на них доехать, надо приезжать в Модан не позднее 15:00 по местному, иначе есть большой шанс не уехать. Да и расписание этих автобусов мне в сети найти не удалось, хотя по впечатлениям ходят они примерно раз в 30 мин.
Мы же, исходя из стоимости проезда на поезде и необходимости каждый день добираться до курорта и обратно, арендовали авто. На компанию из 6 человек со снарягой пришлось брать минивен. Заказывали крайслер вояджер, в итоге получили 9 местный мерседес вито. Влезли в эту газельку без проблем, ещё и 3 места остались свободными. Хотя, конечно, первое время наш водитель был в шоке от габаритов =)
Сама дорога от аэропорта Турина до Модана довольно комфортная - 100 км незагруженного шоссе и куча тунелей, в том числе довольно длинный (и дорогой для проезда) тоннель Фреджус. Доехали до нашего жилья за 1,5 часа. Забегая вперёд, скажу, что в сумме потратили на платные участки около 70 евро за туда+обратно (Фреджус туда+обратно 50 евро в случае возвращения в течение недели и остальные по мелочи).
Увы, прокатчик дал машину на летней резине, хотя спамили ему несколько раз, что машина нужна на зимней и предлагали доплатить. Чтобы доехать до Модана - зимняя не нужна, но в дальнейшем это оказалось большим минусом, т.к. в горах из-за гололеда и снегопадов пришлось постоянно кататься на цепях со всеми вытекающими "удовольствиями" - скорость 30 км, постоянный шум в машине, страх оборвать цепи (в итоге 1 раз таки оборвали=)) и ненависть плетущегося за вами потока машин на зимней резине.

С жильём нам повезло - результат превзошёл все наши ожидания за эту цену, да и вообще в принципе все наши ожидания =)






По приезду прогулялись пешком от деревеньки, где мы разместились, до Модана в надежде поужинать. В 8 часов вечера с огромным трудом удалось найти работающее заведение. Впечатления странные - людей на улицах никого, свет почти нигде не горит, такое ощущение, что гуляешь по городу-призраку. Зато на обратном пути увидели на расстоянии буквально метров 20 двух оленей , спускающихся на водопой к местной речке. К сожалению, заснять не удалось, т.к. те, поглазев на нас секунд 10, нырнули в придородный кустарник.

Теперь, собственно, каталка.

Ла-Норма

Т.к. домашней станцией мы выбрали Ла-Норму из-за ее близости (ехать от нашего домика до нее минут 20 на цепях), то первой в очереди на катание была именно она.
Итак, Ла-норма:
катание от 1350 до 2750 м.
Перепад 1400 м.
65км трасс и 120 снежных пушек на подстраховке.
Есть небольшой сноупарк.
Сайт курорта

Курорт забирает под себя 2 пика - верхние точки подъёмников, на которых 2500 и 2750 соотвественно.Сами трассы достаточно спокойные. Народу средне, но он в основном сосредоточен на нескольких крассных трассах у подъёмников norma2 и carrelet (трассы там классные, но большой трафик всё портит), либо на длинной зелёной трассе ste anne.  
На второй вершине, на которую ведёт подъёмник clot, и трассах с неё народу практически 0.
К тому же, может нам так повезло, а может это всегда так - там были большие нераскатанные снежные поля (хотя в других местах, особенно с norma2, всё было выкатано до асфальта практически).
Мы их катали до обеда вдвоем с другом без какой-либо конкуренции. Потом народ, завидев, тоже стал подтягиваться. Часть нашей компании только-только начинала кататься - им пришлась по душе ste anne и синяя (на самом деле зелёная) piniers, а также красная (скорее сине-зеленая) Arlette.
Отдельного упоминания заслуживает ресторанчик у начала подъёмника GRANGES. Растянувшись там в гамаке с чашечкой глинтвейна, огромное удовольствие смотреть на громаду горы, с которой ты только что катал.







Также в первый же день на стоянке в Ла-Норме нам покоцали зеркало, судя по всему долбанули лыжей случайно. Виновники, разумеется, скрылись. После этого стали складывать зеркала у нашей
газельки.

Бонневаль

Второй день нашего катания - те же 20 мин до Ла Норма на машине и 40 минут на скибасе.

катание от 1800 до 3050 м.
Перепад 1200м.
25 км трасс
Сайт курорта: http://en.haute-maurienne-vanoise.com/ski-areas/bonneval-alpine-area

Самый дальний, самый маленький, самый суровый, самый высокий и самый классный, на мой взгляд, курорт долины Морьен. Ехать прилично - сначала до валь-сени на скибасе, потом пересадка на небольшой минивен. Итого на все про все минут 40-50. Сам Бонневаль - малюсенькая деревушка и горнолыжный подъемник. Едут сюда в первую очередь за фрирарйдом. Вообще мое впечатление, что новичкам здесь не место - приличные уклоны даже на синих, узкая ширина трасс, и неогороженные обрывы вдоль трасс на среднем участке сначала заставляют понервничать. В частности девушки, пару раз скатившись здесь, дальше кататься отказались. Но с чем были согласны абсолютно все участники нашей небольшой компании - Бонневаль однозначно берет приз за самый потрясающие пейзажи! Величественные пики, окружающие склоны, и ледник, сползающий с соседней горы, никого не оставили равнодушным.
К тому же, немного освоившись, начинаешь постепенно проникаться очарованием этого места - неогороженные обрывы на самом деле оказываются длинными участками для офписта с уклоном около 30-35%, а сами трассы из-за полного отсутствия народу позволяют мчаться с максимальной скоростью.
Вообще из всех курортов Бонневаль самый малолюдный - на верхних трассах я около часа катал в городом одиночестве. Основной контингент катающися тут либо фрирайдеры с навыками выше среднего, катающие с почти отвесных скал от верхнего подъемника (видел несколько съездов, как в скимувах), либо такие же заезжие по eskimo тюфяки, как мы, которые испытав дискомфорт от первого съезда со среднего подъемника, аккуратно катают парочку нижних трасс и не добираются до верхней станции. А зря! Наверху приятные красные трассы и никаких обрывов по краям.
Суббъективно для меня Бонневаль остался самым впечатляющим местом за поездку!



Ассуаз

20 минут на машине по пустой дороге. Как оказалось, этот курорт оказался к нам самым близким и добираться до него было удобнее, чем до Ла-Нормы.
Катание от 1500 до 2750 м.
Перепад 1200 м.
55 км трасс.
Сайт курорта

Спокойный курорт для катальщиков начинающего и среднего уровня. Верх - широченные пологие поля, которые можно катать как по трассам так и вне.
Низ - лесные трассы, в основном синие и зеленые, красные все довольно простые. На карте указана также длинная черная, но я её не нашел, да и не особо искал.
С погодой в целом повезло, но самая верхняя станция подъёмников была в сильном тумане, и поэтому оттуда особо не катали.
Народу средне. О пустых трассах, как в бонневале, речи не идет, но очередей или каких-либо столпотворений тоже нет. Нашим любителям зеленых трасс курорт очень понравился. Остальным через полдня катания стало скучновато. Кто-то ушел топить по красным, я же в итоге докатывал день, катая офпист под центральным подемником.  





Также на этом курорте с нами приключились 2 истории.

Первая
Мы все-таки порвали цепи=) В поисках пустой парковки заехали на небольшую горочку, которая оказалось ледяной. Съехать с нее задом смекалки у нас не хватило, и после пары неосторжных нажатий на газ мы остаемся без цепей. В итоге, новые цепи были куплены за грабительские 65 евро на въезде в город. Отсюда вывод: если вы ездите на цепях, лучше купите заранее запасные в большом городе, где берете машину. На месте покупать раза в 5 дороже, при условии что вы их вообще найдете.

Вторая
По окончанию каталки на курорт опустился сильнейший туман. Видимость порядка метров 5. Сверху очень красиво наблюдать за тем, как город внизу проглатывает белое нечто. Но последний спуск и дальнейший путь на машине до дома проходили в полнейшем молоке, что прилично добавило поездке адреналина, особенно водителю.





Валь-Сени

Ехали на машине. Порядка 40 км от нашего места базирования. Весь день шел сильный снегопад, дороги не успевали расчищать, поэтому везде снежная каша.
Пожалуй, единственный раз мы на трассе не смотрелись на цепях белыми воронами. Из-за того, что скорость движения потока стала совпадать с нашей, доехали в целом с комфортом и без лучей
ненависти в спину.

Катание от 1300 до 2800 м.
Перепад 1500м.
125 км трасс и 200 снежных пушек на подстраховке.
Сайт курорта

Самый большой из курортов и предпочтительная точка базирования, если поездка больше чем на неделю. К зоне катания примыкают 3 городка - Терминьон, Ланслебур и Ланслевилард, в которых куча различных мест для съема жилья.
Погода была очень неоднозначная - сильный снегопад, который шел всю ночь, на верхних станциях превращался в настоящую снежную бурю с нулевой видимостью и шквальным ветром.
Открытие подъемников задержали на час из-за работы противолавинных пушек и попыток проратрачить сугробы, которые насыпало за ночь. Лавин в итоге не было, но с ратраками что-то пошло не так, и весь Валь-Сени представлял собой огромную зону офф-писта. Столько пухляка я увидел впервые, причем снегопад был такой, что раскатанные следы почти полностью заметало часа через 2.
В итоге все волей-неволей приобщились к внетрассовому катанию =) Мне каталка очень понравилась - целый день катаешь нераскатанный пухляк прямо с трасс и по ним. Народу было очень мало, т.к., видимо, не всем по душе оказалось такое количество снега, наши любители больших скоростей тажке приуныли, и после обеда пошли устраивать экскурсии по местным барам. Про трассовое катание на курорте особо рассказать не могу, но при другой погоде, наверное, с этим тут всё хорошо.







Вальфреджус

Добирались стандратно - машиной до Ла-нормы, оттуда 30 минут на скибасе.

Катание от 1550 до 2700 м.
65км трасс.
Сайт курорта

Верх - пологие синие и злые черные трасы, также уход на 10-километровую синюю (кстати, совсем не скучную). Много офф-писта прямо от трасс. Также можно поглазеть на лыжников-парашютистов, которые нагло раскатывают самый сочный пухляк. Низ особо не катался из-за сильного тумана. Судя по карте, там что-то красно-черное и 1 синяя трасса.
С погодой не повезло - почти везде довольно сильный туман, нормально кататься можно было только в средней зоне, отчего там сбилось прилично народа. Пожалуй, по кол-ву народа на трассах за нашу поездку этот курорт занял первое место. В хорошую погоду - приятный крурот, на котором одинаково комфортно и новичкам, и людам с опытом катания, т.к. есть варианты спуска с самого верха до самого низа как сине-зеленые, так и красно-черные. Также несомненный плюс - самый длинный офф-пист от трассы, разве что Бонневаль может соперничать.



В последний день утром сдали домик, откатали до закрытия в домашней Ла-норме и рванули в Турин.
Езда по Турину на микроавтобусе - пожалуй, самая нервная часть поездки. Трафик большой, и водят итальянцы кошмарно. Закинув вещи в гостиницу, поехали в аэропорт сдавать машину. Переживали за покоцанное зеркало, но на него внимание не обратили. После прогулок по Турину стало ясно, почему - 80% машин мятые.
Уехать из аэропорта Турина в город можно на blue bus, которые ходят примерно раз в полчаса и отвезут вас в центр. Из центра мы попытались доехать до гостиницы на автобусе, но мало того, что они ходят раз в 40 минут, так ещё потом выяснилось, что билеты при посадке в автобус купить нельзя, а надо искать специальные ларьки, где их продают. Плюнули и уехали на такси.

Итак, Турин










Что понравилось:
- красивый туристический центр со старыми зданиями и множеством памятников, пара дворцов с парками, милая набережная, шикарный музей автомобилестроения.
- в целом итальянцы приветливы и готовы помочь (однако найти на улице кого-то, говорящего по английски - тот еще квест)
- поначалу удивляешься чудесам парковки в исполнении местного населения.
- в ферале в городе уже вовсю наступила весна, и тёплая солнечная погода добаляла позитива в течение всего пребывания.

Что не понравилось:
- в спальных районах очень грязно, ни в Мск ни в Перми такого срача на улицах нету.
- пообедать в кафешках можно только с 12 до 14, не успел - соси лапу до 19 часов.
- крайне странная система по продаже сигарет и автобусных билетов - для этого в городе стоят автоматы, купить в них мы так ничего и не смогли. Пришлось расспрашивать местных, и в итоге
покупать в магазинчиках с наценкой.
- пицца откровенно невкусная, у нас ел намного вкуснее, да и в среднем по больнице вкуснее готовят.

В целом в Турине, в отличие от очаровательной горной Франции, задерживаться не захотелось.


Финансы

Жильё
Долина Морен
Сняли через аирбнб этаж вместимостью 6 тел в трёхтажном деревенском доме, находящемся примерно в 5-7 км от Ла-Норма и Ассуаза.
При курсе евро в районе 60 евро за 6 суток получилось 24 т.р.

Турин
Букинг, 17 т.р. за 3 ночи в средней паршивости отеле на окраине, но с завтраками.

Машина
Бронировали Crysler Voydger в budget, прокатчик avis. По факту дали Mercedes Vito. Машина на 7 дней обошлась 400 евро + 20 евро страховка на покрытие франшизы(полезная штука на покрытие
оплаты фарншизы прокатчикам в случае дтп. Если делать подобную в прокатной конторе, а не отдельно, то стоит она в районе 100-150 евро, но геморроя сильно меньше).
Тунели и платные дороги туда+ обратно - в районе 70 евро.
   
Информация по ски-пассу
Был куплен eski-mo ски-пасс (все 5 курортов) на 6 дней. Стоимость - 180 евро со страховкой и что-то в районе 160 без.
Совет: если ехать на 2 катальные недели, то есть смысл покупать заранее (до середины декабря) сезонный абонемент. Он стоит прилично дешевле, чем ски-пасс на 2 недели. Актуальная
информация по ценам - тут.
Также на ski.ru можно попробовать поискать сезонники у людей, которые уже покатались. Насколько это беспроблемно не знаю, но предложения такие во время нашей поездки были. Мы не решились  =)

Еда
Еда на горе стоит в среднем 13-15 евро. Мы же готовили сами, в том числе и перекусы на гору.
Цены на продукты в супермаркете немного выше, чем у нас в магазинах (до скачка курса были такие же или даже дешевле).
Для примера:
молоко 2 евро за литр.
Сыр - 5-10 евро за кг.
Вино - 2-5 евро бутылка.
Мясо - 5-7 евро за кг.
В итоге на 6 дней на еду получилось в районе 80 евро с человека с учётом того, что раза 3 ели в кафешках.

Еда в Турине
в кафешках за 2 дня легко ушло 100 евро на человека.

Билеты на самолёт
на одного туда+обратно
10 т.р. при покупке в ноябре

Общий бюджет поездки
60 т.р. с человека при том, что евро покупали по 74.
Если бы купили евро до скачка - было бы 50 т.р., а то и меньше.

Итог поездки - все ещё больше заболели горами. Если евро таки упадет до приемлемых значений, то на следующий год снова Альпы!
+7